Об одном подходе к технологии бюджетного управленияБюджетирование (финансовое планирование и контроль), несомненно, является технологией эффективного управления бизнесом. Но бизнес многообразен и технологии бюджетного управления могут быть разными. Наш подход базируется на следующих предпосылках относительно бизнеса:
Что является определяющим в технике управления бизнесом с таким «портретом»? И соответственно, определяет подход к назначению и содержанию технологии бюджетного управления? На наш взгляд, отсутствие командного стиля управления (в смысле умения работать командой). Говоря грубее, но точнее: «Каждый гребет в свою сторону». При этом «лодка бизнеса» плывет по течению денежного потока, который регулирует рулевой – руководитель предприятия. Кажется, что рулевой держит ситуацию под контролем и не дает сесть на мель. Но так ли это? Денежный поток, в свою очередь, зависит от степени погашения долгов и наличия запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Уменьшение дебиторской задолженности, запасов ТМЦ и (или) увеличение кредиторской задолженности вызывают приток денежных средств в оборот; увеличение дебиторской задолженности, запасов ТМЦ и (или) уменьшение кредиторской задолженности ведут к оттоку денежных средств из оборота. И если, мы хотим управлять денежным потоком, необходимо также управлять долгами и запасами ТМЦ. Тогда «лодку бизнеса» не накроет «волна» накопленных долгов и не потянет на дно «груз» чрезмерных запасов. Для этого рулевому нужна команда, а не разрозненные гребцы: и управлять легче, и плыть безопасно, и результат лучше. Эффективное управление бизнесом требует командных усилий. Как внедрить командный стиль управления, используя технологию бюджетирования? Традиционный подход. Центры финансовой ответственности (ЦФО), т.е. подразделения предприятия закрепляются за формированием и исполнением статей бюджета – доходы от продаж, коммерческие расходы, прямые затраты, накладные расходы и т.д. От степени исполнения ЦФО статей бюджета зависит достижение предприятием конечных финансовых результатов – чистая прибыль (убыток), профицит (дефицит) денежных средств, активы и пассивы баланса. Этот подход, для «нарисованного» выше бизнеса, – малоэффективен, труднореализуем и дорог. Во-первых, у ЦФО нет экономической заинтересованности в объективном формировании статей бюджета. Ответственные за доходы всячески постараются занизить эти показатели; ответственные за затраты приложат все усилия к их завышению. Во-вторых, очень трудно спрогнозировать предстоящие продажи, от которых зависит значительная часть бюджетных показателей. Соответственно, возникает проблема оценки исполнения бюджета ЦФО. В-третьих, формирование и исполнение статей бюджета по ЦФО требует больших затрат на автоматизацию и внедрение этой технологии. Получается, что забот и затрат – много, а толка – мало. Предприятие не получает действенной технологии достижения запланированных финансовых показателей. Предлагаемый подход. Формирование бюджета поручается ЦФО - например, плановому или финансовому отделу (при участии отдела продаж). Главная цель формирования бюджета – найти решения, которые, даже при плохом покупательском спросе, обеспечат прибыльность и ликвидность бизнеса в предстоящем плановом периоде. Найденные решения рассматриваются руководителем предприятия и утверждаются по следующим бюджетным показателям:
Утвержденные показатели принимаются к исполнению ЦФО: плановый или (и) финансовый отдел, отдел продаж, отдел снабжения, производственные подразделения. Руководитель предприятия, как правило, непосредственно контролирует денежные потоки. В данном случае, бюджетные показатели (кроме объёма продаж) – это планируемые остатки соответствующих счетов учёта; в традиционном подходе планируемые обороты счетов учёта (статьи бюджета). На первый взгляд, отличие незначительное, но включает ряд принципиальных положений предлагаемого подхода:
Поясним основные положения предлагаемого подхода на примере рассмотрения бюджетного показателя «средний уровень запасов материалов на складе за плановый период». Этот показатель устанавливает соотношение между статьями бюджета закупки (приход на склад) и бюджета прямых материалов (расход со склада). При этом фактические суммарные движения материалов на складе могут отличаться от запланированных. Но соотношение фактического прихода и расхода материалов должно соответствовать запланированному, чтобы обеспечить необходимый уровень запасов на складе. При таком подходе выполнение бюджетных показателей требует слаженных и эффективных действий команды управленцев. Снабжение, как функциональное подразделение, обеспечивает производство необходимыми материалами и, как ЦФО, отвечает за уровень запасов в стоимостном выражении. Это означает, что снабжение несёт ответственность не только за количество и ассортимент закупленных материалов, но и за цены закупки. Производство, как функциональное подразделение, выпускает продукцию, а как ЦФО, следит за уровнем НЗП и запасов готовой продукции на складе. Сбыт отвечает за продажи и уровень дебиторской задолженности. Команда управленцев (ЦФО) должна постоянно координировать свои действия: снабжение напрямую зависит от производства, а производство – от сбыта. В результате вся команда «гребет» в одну сторону, прикладывая необходимые усилия для достижения запланированных бюджетных показателей. Следует отметить, что по такой схеме работают многие предприятия. Здесь нет ничего принципиально нового. Кроме способа реализации данной схемы, т.е. технологии бюджетного управления: утверждение бюджетных показателей на предстоящий плановый период и их исполнение ЦФО. Такой стиль управления можно назвать административно-командным (в смысле выполнения командой решений, принятых «наверху»). Внедрение административно-командного стиля бюджетного управления требует использования бюджетной модели и учётной системы предприятия. Для чего необходима бюджетная модель предприятия? Попробуйте решить «в уме» следующие задачи:
Эти и другие бизнес-задачи вряд ли можно решить без соответствующего программного обеспечения. Слишком много расчетов, требующих многократного, быстрого и точного выполнения. Вот для этого и нужна бюджетная модель, обеспечивающая поиск наиболее приемлемых для предприятия бюджетных показателей. В качестве бюджетной модели можно использовать специализированную программу BPlan ( Для чего необходима учетная система предприятия? Конечно, для контроля исполнения бюджетных показателей. Поэтому учетная система должна оперативно фиксировать движение денежных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, а также запасов ТМЦ. Перечисленным требованиям отвечают используемые на предприятиях программы бухгалтерского и оперативного учета. Например, конфигурации «1С: Предприятие, Бухгалтерия» и «1С: Предприятие, Производство + Услуги + Бухгалтерия». Важно отметить, что значительно легче проконтролировать выполнение остаточных бюджетных показателей в предлагаемом подходе, чем оборотные бюджетные показатели в традиционном подходе. Таким образом, рассмотренный подход позволяет:
Практические рекомендации. Постепенно и вдумчиво осваивайте технологию бюджетного управления. Главный критерий внедрения – эффективность управления бизнесом.
|