Структура бюджетной системы"Бюджет представляет собой набор финансово-экономических показателей, необходимых для принятия управленческих решений". На первый взгляд на это определение трудно что-то возразить. Однако, при таком подходе и поэма "Евгений Онегин" является просто набором букв алфавита и знаков препинания, а человек - просто совокупность химических элементов. Конечно, любая книга, действительно, состоит, в основном, из букв, но вряд ли, изучая частоту употребления каждой буквы в поэме и гарнитуру используемых шрифтов, можно стать великим поэтом или хотя бы серьезным ценителем поэзии. Конечно, изучение мельчайших деталей предметной области является не только полезным, но часто и необходимым инструментом постановки задачи. Но следует четко понимать, что полученные таким образом мелкие детали могут сложиться в единую четкую картину только в том случае, когда предварительно построен каркас, основанный на глубоком понимании предметной области. Для систем бюджетирования (формирование бюджета, организация бюджетного учета и контроля) такие знания, такой опыт, накопленный в течение пяти столетий дает специальная наука - финансы. Структура предметной области или "слона едят по частям".Описание предметной области можно условно разделить на три большие группы, представленные на схеме 1.
В первую группу (условно называемую "ядро") объединены знания предметной области, общие для любого бизнеса при любом законодательстве. Эти знания не зависят ни от специфики компании, ни от страны, ни, тем более, от учетной политики и особенностей работы. В рамках настоящей статьи невозможно подробно описать такое "ядро" - тема финансы представляет, как минимум, 2-3-летний курс программы специализированных институтов (и это - только введение - общие понятия). Кратко остановимся лишь на самых важных и очевидных учетных принципах. Два оставшихся блока ("каркас" и "надстройка") только упомянем, поскольку они существенно зависят от специфики конкретного бизнеса.
Опираясь на эти базовые принципы, строится "костяк" любой бюджетной системы. Сильно упростив картину, можно описать это ядро (так называемый "верхний уровень") в терминах бизнес - объектов (БО) и бизнес- процессов (БП). В качестве примера в таблице 1 приведем несколько наиболее важных бизнес - процессов и их связи с бизнес - объектами (для упрощения картины опущены некоторые тонкие моменты, связанные, например, с налогами с оборота и налогом на добавленную стоимость). Таблица 1. Связь основных бизнес - процессов и бизнес - объектов
Следует особо подчеркнуть, что связь бизнес - процессов и бизнес - объектов, описанная в таблице 1, справедлива для любого бизнеса при любом законодательстве и любой учетной политике. Действительно, если мы получили товар (или услуги), то в любом случае возросла наша задолженность - мы должны оплатить эту поставку, если получили аванс от покупателей - увеличилась сумма авансов и сумма на расчетном счету. При таком подходе прибыль всегда будет определяться как сумма продаж минус себестоимость отгруженной продукции (для простоты мы не рассматриваем договора комиссии и агентские схемы). Особо подчеркнем, что так называемый "учет по оплате" (практикуемый в нашей стране еще совсем недавно) не имеет финансового смысла - при подобном учете теряется важная управленческая информация (например, общая сумма продаж и реальный финансовый результат). "Каркас" бюджетной системы определяется "правилами игры" бизнеса, не зависимыми от конкретных исполнителей и руководства. К таким правилам игры относится, прежде всего, законодательство (прежде всего, налоговое), технологические особенности производства и сложившийся рынок данного бизнеса. И, наконец, "надстройка" определяется заказчиком (или ключевыми людьми конкретного бизнеса). К этому блоку относятся, прежде всего, особенности ведения конкретного бизнеса (принятые "правила игры" с контрагентами - поставщиками и покупателями) и принятые особенности и допущения ведения финансового (в частности, бюджетного) учета. Практические приложенияПопробуем проанализировать как распределяется "удельный вес" каждого блока в реальных системах. Часто солидные ведущие аудиторские и консалтинговые компании основной упор делают на первый блок В проектах создания и внедрения системы бюджетирования "вес ядра" может быть 80% и более. Соответственно, на долю "каркаса" и "надстройки" приходится менее 10%. Такая небольшая доля (и, соответственно, такое малое внимание) "каркаса" и "надстройки" часто воспринимается заказчиком как попытка игнорирования его интересов. В результате большинство компаний выбирает такой путь для системы бюджетирования только в случае соответствующих требований со стороны западных партнеров (или для создания соответствующего имиджа собственной компании). С другой стороны, если бюджетную систему создает компания, ориентированная на информационные технологии и разработку программного обеспечения, основной упор делается на удовлетворение запросов заказчика, т.е., чаще всего, на "надстройку". Реально, пропорция в таких проектах может достигать значений 5 - 40 - 55 %. Используя передовые технологии (например, методологии IDEF), разработчики надеются, что система, построенная в результате такого рода анализа, не придет в противоречие ни с "каркасом" ни с "ядром". "В конце концов" - говорят руководители подобных проектов - "ответственность за соответствие системы законодательству и основным учетным принципам лежит на заказчике. Мы описываем задачу, опираясь только на позицию ключевых людей бизнеса." Такой подход является крайне эффективным с маркетинговой точки зрения - заказчик с удовольствием приобретает систему, "заточенную" под его основные запросы. Однако, может быть, к сожалению, попытка игнорирования "каркаса" и, особенно, "ядра", часто оборачиваются серьезными проблемами при эксплуатации такой системы. Доведя ситуацию до абсурда, вряд ли стоит под конкретного заказчика менять таблицу умножения. В любом случае, игнорирование требований "каркаса" и особенно "ядра" неизбежно приведет к крайне сложным и неприятным проблемам в процессе эксплуатации системы. Кратко упомянем наиболее очевидные причины возникновения такого рода проблем на пути "5-40-55".
Вряд ли существует оптимальная схема создания бюджетной системы, одинаково эффективная для любого бизнеса. Идеальное соотношение между "ядром" - "каркасом" и "надстройкой" во многом зависит от специфики конкретного проекта. Однако, разработчикам такого рода систем можно посоветовать некоторое "усредненное" отношение, сформированное как на основе общего теоретического анализа, так и проверенного на десятках подобного рода проектов. Основной упор, безусловно, следует делать на создание и развитие "ядра". Поскольку никакие преобразования внутри компании, никакие изменения условий бизнеса и законодательства не изменят этого ядра, проработка его имеет особое значение. Разработанный один раз, этот модуль может многократно использоваться во многих проектах. Поэтому, по субъективному мнению автора настоящей статьи средняя "оптимальная" доля ядра должна составлять 60-65 %. Разработка каркаса тоже занимает важное место в создании такого рода системы. Конечно, прошли в нашей стране те времена, когда законы менялись практически каждую неделю. Однако, практически каждый год законы, принимаемые в России, кардинально меняют правила игры бизнеса. Общее состояние рынка, конечно, зависит от специфики конкретного бизнеса, но в большинстве случаев четко прослеживается сезонность, связанная с календарной сменой времени года. Таким образом, разработка каркаса должна вестись из соображений относительно подвижности - ожидаемая частота изменений 2-3 раза в год. Разработанный на базе одного проекта "каркас", для других компаний может использоваться только частично (в рамках общей законодательной базы и общих черт разных видов бизнеса). Субъективная оценка автора доли "каркаса" 20-25%. Совершенно особые требования предъявляются к разработке "надстройки" системы. С одной стороны этот блок для каждого заказчика разрабатывается индивидуально. Конечно, каждому заказчику разработчик может предложить решения, опробованные в предыдущих проектах, но на практике доля повторного использования этого блока незначительна (в проектах, с которыми сталкивался автор, эта доля составляет примерно 10-15%). С другой стороны, блок "надстройки" является "лицом" системы, определяющим порядок и удобство работы и, в конечном итоге во многом , формирующего отношение к системы со стороны сотрудников заказчика (что, конечно, очень важно для успешного хода проекта). Изменения в текущей ценовой политике, условий договоров с контрагентами и просто представлений о "правильном" ведении бизнеса руководителей разного уровня заказчика происходят постоянно и должны рассматриваться как текущая работа. "Идеальная" система должна предусматривать возможность коренного изменения "надстройки" (естественно, сохраняя "каркас" и "ядро") примерно раз в месяц - два. В результате, рекомендуемое соотношение между "ядром", "каркасом" и "надстройкой" составит 65-20-15%. Следует особо подчеркнуть, что рассматриваемые пропорции между "ядром", "каркасом" и "надстройкой" относятся к структуре самой системы. Картина распределения ресурсов, потраченных на создание такой системы, может иметь совершенно иной вид. Так, если при первом проекте основной упор необходимо делать на разработку "ядра" (следовательно, пропорция распределения ресурсов будет примерно 65-20-15), то в последующие проекты ядро будет переноситься практически без изменений. При грамотной и аккуратной разработке процент повторного использования "каркаса" может достигнуть 60-70%. Таким образом, уже после 5-7 проекта основные усилия (до 80%) будут направлены на разработку "надстройки", т.е. удовлетворение непосредственных запросов заказчика. Таким образом складывается парадоксальная ситуация, что, уделяя особое внимание разработке "ядра", в конечном итоге мы получим систему, реально удовлетворяющую заказчика в существенно большей степени, чем при подходе "5-40-55". |