Главная страница --> Статьи

Почему и как ICQ запрещают в .. | Методические рекомендации по .. | Каким должен быть ИТ-директо .. | От "сырых" данных — к полезн .. | ERP-системы: "за", "против" .. |


Подводные камни бюджетирования

Задумываясь о сокращении издержек и повышении рентабельности каждого направления бизнеса, многие компании вводят системы раздельного учета и бюджетирования по всем своим подразделениям. Но, решая одни проблемы, они сталкиваются с другими.

Российские “голубые фишки” — “ЛУКОЙЛ”, “ЮКОС” и др. — занялись внедрением раздельного учета еще в 90-х гг. Так, возглавив РАО “ЕЭС России” в 1998 г., Анатолий Чубайс потребовал ввести бюджетирование во всех “дочках” энергохолдинга.

Теперь раздельный учет затрат становится популярным в компаниях второго и третьего эшелонов. “Время формирования корпоративной структуры бизнеса, когда компании боролись за предприятия и формировали из них холдинги, прошло. Сейчас задача — наладить эффективное управление этими предприятиями, — говорит партнер консалтинговой компании KPMG Алексей Березной. — Владельцы знают, какой доход может принести предприятие в целом, но, решив наладить управление, хотят понять, сколько могут стоить отдельные направления бизнеса”.

Все поделить

В 2003 г. группа “Илим Палп” решила выяснить рентабельность работы подразделений и производства каждой товарной позиции. Для этого она выделила в самостоятельные юрлица все сервисные службы и некоторые производственные подразделения. Например, Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат производит не только обычный картон, но и одноразовые тарелки, папки-скоросшиватели, заготовки коробок и т. п. “Сложно управлять бизнесом, который включает в себя такие разные продукты, — говорит директор по связям с общественностью компании Святослав Бычков. — Поэтому весь ассортимент был разделен по специализированным бизнес-линиям: целлюлоза, картон, упаковка, деревообработка, которые выделены в независимые бизнес-единицы”. Подобное разделение лишает возможности финансирования производства “товаров-иждивенцев”, которые живут за счет других, и позволяет понять, насколько рентабельно каждое направление. Например, после выделения производства древесно-волокнистых плит выяснилось, что его рентабельность ниже 8%, что не позволяет самостоятельно развиваться этому направлению. “Разделение ассортимента по бизнес-линиям позволило выявить в ассортименте убыточные и прибыльные производства, сегодня мы четко понимаем рентабельность каждого товара и возможности ее повышения”, — говорит Бычков.

Выяснением рентабельности бизнес-подразделений переход на раздельный учет не исчерпывается. Главное, что дает эта система, — подразделения начинают более трепетно относиться к собственным издержкам. Когда, скажем, затраты на оргтехнику покрываются из общего кармана, то им все равно, за сколько куплен копировальный аппарат или компьютер: общая бухгалтерия все спишет.

Весной 2001 г. компания МИАН решила отказаться от практики учета финансов по “котловому методу”. “Акционеры поставили задачу развивать бизнес более динамично, — рассказывает гендиректор МИАНа Сергей Озеров. — Нужно было мотивировать руководителей подразделений к увеличению рентабельности и привязать их доходы к финансовым результатам”. Тогда в компании внедрили систему Business Unit Management (BUM), чтобы получить механизм для оценки эффективности деятельности каждого подразделения. Выглядит это следующим образом: все услуги подразделений, оказываемые коллегам из других отделов, стали оплачиваться. Например, если бухгалтерии необходимо найти нового сотрудника, то они могут заказать поиск кандидата либо внутреннему отделу кадров, либо рекрутинговому агентству.

В каждом отделе сформировали локальный баланс, учитывающий не только доходы, получаемые от продажи продукта, но и прямые, косвенные и накладные расходы.

“Планово-убыточные” подразделения, например PR-отдел или служба секретарей, обеспечиваются за счет внутренних налогов. Например, бюджет PR финансируется за счет налога на торговую марку, который взимается с каждой сделки компании.

Таким образом, для центров прибыли вводится система конкуренции за финансовые ресурсы, а центры расходов конкурируют с внешними альтернативными источниками услуг.

“Раньше руководители бизнес-подразделений сосредотачивались на увеличении доходов отдела, не обращая внимания на издержки, которые получала компания в целом. Введение BUM позволило им и нам увидеть реальное положение дел, — говорит Озеров. — Наружу вылезло все, что является балластом. Выяснилось, что некоторые работы выгоднее заказывать на стороне. Например, мы практически отказались от ксерокопирования в офисе, намного дешевле это делать в копи-центре”.

Переходя на подобную систему внутреннего учета, главное не допустить, чтобы подразделения “торговали” между собой по сниженным ценам. “Сниженные цены расслабляют отделы-исполнители, ограничивая возможность "потребителей" в использовании альтернативных услуг на внешнем рынке”, — поясняет старший консультант департамента управленческого консалтинга “Бейкер Тилли Русаудит” Нина Саламбаш.

В МИАНе изначально хотели создать конкуренцию собственных служб с альтернативными компаниями, поэтому тарифы на услуги внутри компании рассчитываются в соответствии с рыночными ценами и утверждаются подразделениями-потребителями.

Нет кадров

Внедрение коммерческих отношений в компании может спровоцировать появление других “рыночных” механизмов — хищений и разного рода злоупотреблений.

“Получив отчетность за квартал, мы заметили, что несколько отделов продолжают пользоваться услугами одного из убыточных подразделений, которые обходились им почти в два раза дороже, чем у независимой компании, — рассказывает финдиректор компании, просивший не упоминать его имени. — Сначала мы решили, что это проявление консерватизма, но внутреннее расследование выявило, что руководитель подразделения пытался спасти свой отдел и ввел практику откатов”.

Переход подразделений на самоокупаемость еще не гарантирует того, что их руководители начнут использовать более эффективные методы управления.

Возможно, они просто начнут на всем экономить, иногда в ущерб качеству продукции. “Экономить может каждый, а сокращать издержки нет”, — говорит Бычков из “Илим Палпа”. В 2002 г. во всех подразделениях крупной производственной компании была проведена ревизия использования электричества.

На одном из складов, где хранились металлические изделия, обнаружили, что он освещается и отапливается постоянно, а не по мере необходимости. Перед управляющим поставили задачу максимально сократить расход электричества. Он оставил в помещении несколько тусклых лампочек, перестал поддерживать необходимую температуру: изделия испортились, но зато ему удалось сократить расход электричества.

Бычков считает, что подразделениями должны руководить менеджеры с предпринимательским характером. Но найти таких непросто. В некоторых компаниях эту проблему пытаются решить введением “плавающей мотивации”, когда на размер бонуса руководителя влияет не столько размер сэкономленных подразделением средств, сколько размер прибыли. В фармацевтической компании “Верофарм”, где тоже введена система внутреннего бюджетирования, бонус менеджеров формируется из оборота, прибыльности отдела и выполнения операционного плана. Например, у директоров бизнес-единиц бонус формируется из трех показателей: объем продаж, EBITDA и выполнение операционного плана. Их доли в бонусе варьируются в зависимости от поставленных целей.

Ведомости



Похожие по содержанию материалы:
Российские IТ на пути к мировым стандартам ..
Комплексный подход к оценка целесообразности инвестиций в информационные технологии ..
Маркетинговое акционирование – следующий этап развития бизнеса ..
Несколько слов в защиту аутсорсинга при внедрении ИС ..
Почему и как ICQ запрещают в России ..
Методические рекомендации по жесткому внедрению ..
Каким должен быть ИТ-директор ..
От "сырых" данных — к полезной информации. ..
ERP-системы: "за", "против" или воздержаться ..
История развития стандарта управления промышленным предприятием MRP II ..
Производственное и функциональное управление: от MRP к ERP и CSRP. ..
Место информационной системы в системе управления ..
Классификация ассортимента и дистрибуция ..


Похожие документы из сходных разделов


Бюджетирование в строительной компании

Строительные и девелоперские компании проявляют все больший интерес к современным управленческим технологиям, в частности, к бюджетному управлению. Это и понятно – в отрасли заканчивается время «легких денег», усиливается конкурентная борьба, побеждать в которой будут компании с эффективным менеджментом. В этой статье мы поделимся опытом внедрения бюджетного управления в компаниях строительной .. читать далее


Система бюджетного управления как инструмент реализации стратегии компании.

Сегодня многие предприятия, внедряющие систему бюджетного управления (СБУ), стараются максимально учесть потребности всех служб и подразделений. Почти каждый проект начинается с общего собрания руководителей отделов, на котором выясняются их потребности и требования к системе планирования. Однако такой подход может обернуться на практике большими проблемами.

В рассматриваемом варианте раз .. читать далее


О "МЯГКОМ" И "ЖЕСТКОМ" БЮДЖЕТИРОВАНИИ

В настоящее время интерес к системе бюджетного управления у руководителей и собственников компаний достаточно высок. Это связано, во-первых, с необходимостью совершенствования систем мотивации персонала, а во-вторых, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все более конкурентным рынком. Этим требованиям как раз отвечает механизм бюджетного управления, предст .. читать далее