Главная страница --> Статьи

Как заставить себя и других .. | ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ .. | Как гарантированно завалить .. | Система складирования как ос .. | Эмоционирование. Власть над .. |


Нематериальные миры

В некоторых фирмах в течение года меняется до 90% персонала, при этом эти компании искренне считают себя "кузницами кадров"!

Мне не раз приходилось сталкиваться с мнением работодателей, что уже само по себе предоставление ими работы какому-либо человеку является для него сильным мотивирующим фактором. Наверное, это справедливо для перенаселенных аграрных провинций где-нибудь в Бангладеш, но никак не для развивающейся, динамичной российской экономики! На московском рынке трудовых ресурсов уже ощущается дефицит, и мотивация сотрудников в такой ситуации приобретает все большее значение. Ошибка в подборе специалиста среднего управленческого звена, равно как и неспособность удержать его в компании (при условии, конечно, что компания в нем нуждается), стоит от $20 000 до $50 000.

В то же время в некоторых российских фирмах, по заявлениям их руководителей, в течение года меняется до 90% персонала. При этом они искренне считают себя "кузницами кадров" для рынка! Такие предприятия, видимо, идут по пути "негативной мотивации", чередуя скорее различные виды наказаний, чем поощрений. Конечно, возможен и такой путь развития компании, но он вряд ли может быть эффективен в долгосрочной перспективе.

Нисколько не умаляя важности дисциплины и контроля, стоит сказать, что люди все-таки лучше реагируют на мотивацию позитивную, когда сумма материальных и нематериальных стимулов позволяет развиваться параллельно и работнику и компании. "В основе человека - стремление хорошо работать, приносить пользу компании, и наша задача - лишь помочь ему в этом", - записали в кодексе своей компании Билл Хьюлетт и Дейв Паккард в 1939 году, заложив таким образом основы корпоративной культуры. Раскрытие потенциала работника куда более способствует эффективному росту бизнеса, нежели отлаженная система штрафов. Опыт крупных американских компаний (причем не только из высокотехнологичного сектора), многие из которых взяли на вооружение систему мотивации, изложенную отцами-основателями НР, вполне доказал это.

В основе распространенного метода анализа человеческих потребностей - пирамиды Маслоу лежат, как известно, примитивные человеческие запросы: безопасность существования, наличие пропитания и т.д. Эта часть, трансформировавшаяся со временем в так называемый компенсационный пакет, решена в мотивационных планах различных компаний по-разному, но, в общем, схожим образом: зарплата, бонус, медицинская страховка, мобильный телефон, иногда - машина. Может быть, сейчас гораздо более важными становятся такие инструменты мотивации, как кредит на квартиру, опцион на акции, пенсионный план и т.п., но, на мой взгляд, со временем работодателю уже трудно будет выделиться среди прочих подобных "пакетов".

Куда более существенную роль играет верхняя часть пирамиды, нематериальная, к которой относятся:

  • создание условий для самореализации человека;
  • формирование командного духа и уважительного, позитивного климата в коллективе;
  • предоставление возможностей обучения, карьерного роста;
  • общественное признание трудовой деятельности, имидж работодателя.

Еще одним важным мотивирующим фактором, особенно в наше непростое время, является стабильность, прогнозируемость правил взаимодействия сотрудников, устойчивость внутрикорпоративных регулирующих норм.

Слов нет, сформировать такую мотивирующую "экосистему" неизмеримо сложнее, нежели поставить у проходной "комсомольский прожектор" (для контроля времени прихода и ухода сотрудников - молодое поколение уже и не знает об этих приемах развитого социализма), однако и отдача от профессионалов, стремящихся к успеху в команде, объединенной подобной системой ценностей, будет несравненно большей. Наверное, при желании можно даже посчитать экономическую выгоду от сокращения текучки персонала с 90% до 5%, но это лишь один из элементов устойчивости бизнеса.

Недооценка нематериальных факторов мотивации сегодня, конечно, вряд ли способна оказать разрушительное влияние на бизнес: слишком неустойчива экономическая среда; кажущееся изобилие дешевых трудовых ресурсов не стимулирует инвестиции в персонал; планы бизнеса не отличаются долгосрочностью; разговоры о "корпоративных кодексах" по большей части разговорами и остаются. Но никогда не стоит забывать о том, что в долговременной перспективе именно эта составляющая системы мотивации способна выделить работодателя среди равных, а значит, послужить мощным магнитом для профессиональных кадров.



Похожие по содержанию материалы:
Бюджетирование в банке ..
Как сократить срок внедрения системы бюджетирования (по опыту внедрения системы "Контур Корпорация.Б ..
Формулировка цели и постановка задачи проекта внедрения системы бюджетирования ..
Финансовый директор как менеджер ..
Как заставить себя и других делать неприятную работу. ..
ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ..
Как гарантированно завалить проект ..
Система складирования как основа рентабельности работы склада ..
Эмоционирование. Власть над подсознанием потребителя. ..
Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества ..
ИТ-бренды дорожают быстрее всех ..
Формула успеха ИТ-компаний: PR+GR+IR=IT  ..
Интеллектуальный магазин. ..


Похожие документы из сходных разделов


Что такое бюджетное управление?

Если на предприятии составляются бюджеты (то есть, некие финансовые планы), то можно ли сказать, что там внедрена система бюджетирования? Чаще всего, после близкого знакомства с тем как составляются и используются бюджеты, следует отрицательный ответ. Понимание того, что же собственно такое - бюджетное управление - пока довольно редкое явление даже среди руководителей финансовых служб предприят .. читать далее


Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения

Сегодня термин <бюджет> многие понимают уже не только как детализированный план доходов и расходов, но и как эффективный инструмент процессно-ориентированного планирования, управления банковскими обязательствами и активами с учетом финансовых рисков, а также как инструмент повышения мотивации и согласованности деятельности бизнес-центров. Бюджетирование с использованием нескольких аналити .. читать далее


Финансовая структура: первый шаг к бюджетированию

Главная задача построения финансовой структуры - получить ответ на вопрос, кто и какие бюджеты на предприятии должен составлять. Правильно построенная финансовая структура позволяет увидеть "ключевые точки", в которых будет формироваться, учитываться и, скорее всего, перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами. О том, как формируется финансовая структура, .. читать далее