Главная страница --> Статьи

Финансовый директор как мене .. | Как заставить себя и других .. | ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ .. | Как гарантированно завалить .. | Система складирования как ос .. |


Бюджетирование: уже пора или еще подождет?

Внедрение в компании бюджетного управления – проект, требующий значительных инвестиций. Существует критерий, позволяющий сделать четкий вывод о своевременности реализации такого проекта.

Задумывались ли вы, почему студенческие годы большинство из нас вспоминают как самое счастливое время в жизни? Предлагаю свой вариант ответа. Все дело, как это ни банально, в деньгах. Вернее в их отсутствии. Стипендии, доходов от подработок и помощи родителей среднестатистическому студенту хватает только на еду и пиво. Идея накопить и приобрести что-нибудь значимое в этот период жизни настолько утопична, что даже и не возникает. Поэтому нет и внутренней неудовлетворенности, знакомой людям постарше: ведь ее обычно порождает стремление к обладанию какими-либо материальными ценностями.

Итак, студент оканчивает вуз, устраивается на работу и начинает ежемесячно получать свою, пока небольшую, зарплату. И тут же появляется какая-то заветная мечта, связанная с покупкой, например, машины. Проходят месяцы и годы, но накопить сумму, хоть как-то сопоставимую со стоимостью желанной модели, все не удается. Вроде и зарплата уже неплохая, и даже повышают ее регулярно, а практически ничего не откладывается, хоть убей.

А теперь уже подходим собственно к теме бюджетирования. Итак, хорошенько разозлившись на себя, наш герой твердо решает осуществить свою мечту вопреки всему. Для этого он занимает денег; занимаясь до позднего вечера, получает второе высшее образование или даже MBA; доводит свой английский до заветного «fluent» (беглый. – Прим. ред.) и меняет работу, значительно продвигаясь по карьерной лестнице. Теперь его зарплата уже в 4 раза выше, чем после окончания института. И что же? Прошло уже полгода с момента получения новой должности, а на машину отложены какие-то жалкие несколько сотен «у. е.».

Наконец, не переставая удивляться тому, как сложно осуществить мечту, молодой человек твердо решает, что машина должна быть куплена не позже чем через 2 года. Как известно, мечта, которая должна стать явью к определенному сроку, называется целью, а значит, пришло время подумать о способах ее достижения. Поэтому наш герой берет бумагу и ручку, садится за стол и начинает считать. Простейшим арифметическим действием определяется сумма, которую нужно откладывать каждый месяц; доходы известны с точностью до премий, то есть практически без погрешности; допустимый уровень расходов равен разности между доходом и необходимой ежемесячной «прибылью». Теперь остается только контролировать фактические расходы, чтобы они не превышали определенного уровня.

Увы, в жизни это оказывается совсем не просто. В первый же месяц превышение фактических расходов над плановыми составляет 70%, что заставляет страдальца еще раз взяться за письменные принадлежности. Он начинает вести учет, сколько денег тратится и на что, причем постоянно уточняет классификацию затрат. Во второй же месяц выясняется, что чуть ли не половина затрат приходится на статью «Прочее», а в третий с целью ее детализации добавляются отдельные статьи «Проезд на такси» и «Пиво в пятницу» и т. д. Благодаря этим усилиям уже с пятого месяца отклонения «плана» от «факта» удается свести к нулю, а в шестом – потратить даже меньше, чем было запланировано. Финал, как вы, наверное, догадались, голливудский: машина куплена, наш герой счастлив.

Вы спросите: что, собственно, автор хочет сказать про бюджетирование в компании? В каком случае «уже пора», а когда «еще подождет»? На самом деле все уже определено выше. В приведенном примере ясно прослеживаются все этапы, которые проходит большинство фирм, внедряя бюджетирование. Аналогия абсолютно полная, без каких-либо допущений и натяжек. Судите сами:

  • этап 1-й: «студенческая жизнь». Первые 1–3 года новая фирма борется за выживание. Цели в их классическом понимании у нее отсутствуют. Решаются тактические задачи, сводящиеся к обеспечению текущей платежеспособности;
  • этап 2-й: работа, оторванная от цели. Достигнутый к этому моменту уровень доходов позволяет отойти от «борьбы за существование» и сформулировать стратегические цели компании. Однако деятельность ведется по-старому, никакой планомерной (задумайтесь о происхождении этого слова!) работы для достижения целей не предпринимается;
  • этап 3-й: работа на основе планов 1 К этому времени менеджеры компании уже отчетливо понимают, что цели не будут достигнуты без разработки финансовых планов (бюджетов). Такие планы разрабатываются регулярно, однако из-за отсутствия управленческого учета и контроля фактически достигнутых результатов возможность достижения поставленных целей сводится к нулю;
  • этап 4-й: бюджетное управление компанией. Теперь все пришло в норму. Дорога к целям «вымощена» оперативными планами, а внедренная система мотивации ведет точно по этой дороге, пресекая каждый шаг в сторону (возникающие отклонения «плана» от «факта»).

Думаю, ответ на вопрос, поставленный в названии статьи, уже ясен. Компании «уже пора» инвестировать во внедрение бюджетного управления тогда, когда ее собственники и руководство ясно сформулировали стратегические цели. Бюджетирование станет средством их достижения, безотказно работающим при правильном его использовании.

1 Для некоторых компаний этот этап называется «работа с учетом». В таком случае ведется более или менее адекватный учет хозяйственной деятельности и формируется управленческая отчетность, но планирование отсутствует, в результате чего замкнутый цикл управления не образуется.



Похожие по содержанию материалы:
В защиту принципов традиционного бюджета ..
Бюджетирование в банке ..
Как сократить срок внедрения системы бюджетирования (по опыту внедрения системы "Контур Корпорация.Б ..
Формулировка цели и постановка задачи проекта внедрения системы бюджетирования ..
Финансовый директор как менеджер ..
Как заставить себя и других делать неприятную работу. ..
ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ..
Как гарантированно завалить проект ..
Система складирования как основа рентабельности работы склада ..
Эмоционирование. Власть над подсознанием потребителя. ..
Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества ..
ИТ-бренды дорожают быстрее всех ..
Формула успеха ИТ-компаний: PR+GR+IR=IT  ..


Похожие документы из сходных разделов


Поглощение корпорацией Infor Slobal Solutions компании SSA Global: прогнозы, комментарии

В связи с предстоящим приобретением корпорацией Infor Global Solutions компании SSA Global Сергей Питеркин, исполнительный директор компании Фронтстеп СНГ - сертифицированного партнера Infor GS - ответил на ряд вопросов руководителю по маркетингу компании Вадиму Никитину.

Вадим Никитин (ВН): Известие о слиянии Infor Global Solutions и SSA Global произвело эффект разорвавшейся бомбы на ры .. читать далее


Бюджетирование: с чего начать.

Плохо, когда заканчиваются деньги или товары. Еще хуже, когда это происходит неожиданно. Способ избежать такой беды только один – построить в компании систему бюджетов, позволяющих планировать финансовые и товарные потоки. Что должен знать владелец бизнеса, решивший по всем правилам наладить бюджетирование на своем предприятии?
Какие первые шаги в этом направлении нужно сделать?

Кому эт ..
читать далее
Нематериальные миры

В некоторых фирмах в течение года меняется до 90% персонала, при этом эти компании искренне считают себя "кузницами кадров"!

Мне не раз приходилось сталкиваться с мнением работодателей, что уже само по себе предоставление ими работы какому-либо человеку является для него сильным мотивирующим фактором. Наверное, это справедливо для перенаселенных аграрных провинций где-нибудь в Бангладеш, .. читать далее