Нужен ли компании внутренний консультантВнутреннее консультирование предусматривает постоянную работу консультанта в штате предприятия с подчинением его руководителю предприятия. Теоретически это снижает затраты предприятия (заработная плата консультанта меньше его гонораров) с сохранением преимуществ проектного способа консультирования. Стремление руководителя компании пригласить на работу консультанта, как правило, говорит:
На практике необходимо учитывать следующее:
Если консультант работает скорее в функции советника, то уже скоро в компании может появиться серьезная проблема, которая иногда может называться "Советник". Внешний признак: наличие у руководителя доверенного советника без реальной ответственности. Политические решения руководителя направляются лицом, которое не несет ответственности за их выполнение. Часто в этой роли выступает внутренний консультант. Мнения советника всегда правильные, они созвучны мнению руководителя - "он и сам так думал, просто не мог выразить словами". (Технически это достигается просто - нужно только повторять руководителю его суждения в другое время другими словами; прием называется перефразирование.) Иногда советник открывает новые перспективы руководителю в области, о которой тот раньше не задумывался. Характерной чертой является вынесение советником суждений в областях, превосходящих его компетенцию (например, менеджер по кадрам оценивает рекламу или маркетинг). Игнорировать чужие области советник не может: он должен соответствовать ожиданиям руководителя, которого интересуют все области деятельности предприятия. В отличие от "нормального" консультирования деятельность советника не ограничивается каким-либо проектом, бессрочна. Цель деятельности - завоевание и сохранение своего исключительного положения. (Руководителем, как правило, эта цель выявлена быть не может.) Номинально советник все же за что-то отвечает. Достижений в его области нет, одни "проколы", но виноват всегда кто-то другой: обстоятельства, персонал предприятия, собственный подчиненный персонал. Желание советника помочь может быть искренним, по крайней мере, оно всегда таким выглядит, что затрудняет осознание ситуации руководителем как проблемной. Для остальных сотрудников руководитель практически закрыт. "Подводная" часть: на предприятии процветают аппаратные игры. Основная задача персонала - выжить; часть приспосабливается под требования советника; часть пытается бороться - либо исходя из интересов дела, либо за "кусок пирога", который уплывает к советнику. Появляются конфликтные группы и группировки. Практикуются "подставка" друг друга, провокации к неверному принятию решений. В режиме выживания применяются компромиссные методы работы: компромисс достигается между тем, что действительно нужно предприятию, и тем, что об этом думает советник. Информация, поступающая к руководителю, фильтруется; руководитель имеет искаженное представление о ситуации. Возможное развитие: разрастание конфликта до необратимого состояния. Уход с предприятия до 80% персонала, в первую очередь - руководящего. Моментальное включение вновь набираемого персонала в аппаратные игры, фильтрация профессионалов. Подмена целей предприятия внешними атрибутами, обеспечивающими позицию советника. |