Место бюджета движения денежных средств в системе управления организациейУвеличивающаяся роль бюджета движения денежных средств определяется усилением значения контроля за финансовыми потоками организации в условиях:
Современная экономика характеризуется уменьшением цикла обращения денежных средств, когда свободные средства стараются вкладывать с целью приращения капитала. Накапливание больших объемов свободных денежных средств - расточительное и неэффективное использование ресурсов (упущенная выгода от прибыльного размещения свободных денежных средств). Увеличение объемов внешнего финансирования потребовало полного и ежедневного контроля за денежными потоками внутри организации с целью определения недостатков и избытков финансовых ресурсов, способов и сроков возврата займов. Вместе с тем увеличение масштабов деловой активности приводит к возникновению побочных негативных явлений:
Говоря о механизме контроля за движением денежных средств, нужно четко определить терминологию. Существуют два принципиально разных документа:
Распространенной ошибкой является отождествление этих двух документов. Различия этих документов вытекают из разных целей, стоящих перед системами учета, в рамках которых они формируются. Цель формирования бухгалтерского отчета о движении денежных средств - дать пользователям информацию об источниках притока денежных средств и направлениях их расходования, остатках денежных средств на счете, т.е. о фактически произошедших событиях, причем данные за период только суммируются на конкретную отчетную дату и какая-либо корректировка не предполагается. Цель формирования бюджета движения денежных средств - планирование, контроль исполнения плановых показателей и анализ данных о движении денег и их эквивалентов за период. Механизм формирования информации динамичен - он предусматривает возможность корректировки данных в процессе исполнения бюджета и анализа "плановые величины - фактические данные". Успешно работающий менеджер должен иметь четкое представление о том, как измерить денежный поток, как им управлять и каковы источники денег. Управлять денежными потоками можно только в системе "плановые величины - фактические данные", что и позволяет делать механизм системы бюджетирования. Структура, степень конфиденциальности и порядок формирования бюджета движения денежных средств определяются только внутренней нормативной документацией организации. В большинстве случаев он является конфиденциальным и закрыт для сторонних пользователей. Поэтому бюджет движения денежных средств имеет еще одну особенность - ограниченный круг пользователей; в первую очередь это менеджеры и руководители, в редких случаях - стратегические, но не портфельные инвесторы. Бюджет движения денежных средств - эффективный инструмент планирования и контроля за денежными потоками, который дает руководству организации представление:
Кроме того, бюджет движения денежных средств позволяет связать воедино денежные потоки финансово взаимосвязанных структур, поскольку отчет о движении денежных средств отражает только финансовые потоки одного юридического лица. Менеджеры подразделений получают информацию о финансировании статей бюджета организации и расчетах с контрагентами, а также имеют возможность не только управлять денежными потоками организации, но и планировать посредством данных об этих потоках затраты (сокращать их в период, когда может ожидаться нехватка денежных ресурсов и, наоборот, увеличивать при возможности их финансирования). Стратегическим инвесторам (в случае предоставления им такой информации) бюджет движения денежных средств позволяет разрабатывать модели для оценки и сопоставления дисконтированной стоимости будущих потоков денежных средств различных компаний и реалистичность возврата средств. Место бюджета движения денежных средств в системе бюджетов.Бюджет движения денежных средств является только частью общего бюджета1 , одной из форм контроля за деятельностью организаций. Он не показывает финансовых результатов деятельности организации (для этого нужен прогноз прибылей и убытков), не дает представления об имуществе и капитале организации (для этого необходим прогнозный баланс). Бюджет движения денежных средств относят к финансовому блоку бюджетных форм, куда также входят: прогнозный баланс, кредитный план, план финансовых вложений, инвестиционный план, смета расходов, осуществляемых из прибыли. Кроме того, эту форму бюджета относят к основным бюджетам, куда также входят прогнозный баланс и прогноз прибылей и убытков. На рисунке 1 представлены взаимосвязь различных группировок бюджетов и место бюджета движения денежных средств в системе бюджетирования. Структура бюджета движения денежных средств схожа со структурой отчета о движении денежных средств, сформированного по данным бухгалтерского учета. Бюджет движения денежных средств состоит из трех разделов - результаты от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Механизмы формирования этих разделов различны, поскольку цели бухгалтерского и управленческого учета неодинаковы. Целью бухгалтерского учета является формирование отчетности по результатам деятельности организации для представления внешним пользователям, и эта отчетность составляется по заранее определенным правилам. Цель управленческого учета, в рамках которого формируется бюджет движения денежных средств,- отражение реальной картины деятельности организации. Критериями правильности создания такой картины служат полезность, полнота, разумность и прогнозируемость отражения различных операций. Отнесение бюджета движения денежных средств к внутренней управленческой документации позволяет максимально использовать полезный эффект от него для целей текущего управления деятельностью организации. Это отражается в механизме формирования данных: ряд принципов формирования данных о движении денежных средств нельзя использовать при составлении бухгалтерских отчетов или они не требуются в официальной отчетности. Среди таких возможных составляющих формирования бюджета движения денежных средств:
При отражении движения денежных средств необходимо отражать резервы1 , поскольку эти денежные средства временно отвлечены из оборота (в соответствии с правилами, установленными во внутренних нормативных документах), что влияет на способность организации погашать возникшую кредиторскую задолженность. Принципы формирования внутренней управленческой отчетности позволяют установить правила ее подготовки, применительно к специфике бизнеса, так:
Способность бизнеса генерировать денежные средства в достаточном объеме - залог его развития. Однако и прибыльный бизнес (в соответствии с отчетом о прибылях и убытках) может испытывать хроническую нехватку денежных средств. Способность создавать прибыль необходима для развития организации, но только если такая прибыль может быть быстро конвертирована в деньги. Статистика большинства развитых стран показывает, что 70% фирм, пострадавших от банкротства, имели прибыль, но прекратили существование из-за нехватки денег, а не из-за неспособности генерировать прибыль. Результат формирования бюджета движения денежных средств не может быть отрицательным: организация не может выплатить больше денег, чем она привлекает в данном периоде. В случае нехватки собственных ресурсов организация берет кредиты и займы, что обязательно должно быть отражено при формировании документа. При разработке планов нужно помнить, что все планируемые к погашению обязательства должны быть покрыты денежными средствами (своими или заемными). Отражение данных в бюджете доходов и расходов не предполагает автоматического их отражения в бюджете движения денежных средств. Критический момент процесса прогнозирования денежных потоков - оценка погашения дебиторской задолженности с учетом безнадежных долгов. Усложняется процесс тем, что эффект запаздывания поступлений платежей в оплату продаж в кредит распространяется на несколько временных периодов. Если при расчете денежных поступлений учитывается безнадежная дебиторская задолженность, то при формировании кредиторской задолженности рассматривается необходимость оплаты всех обязательств. Таким образом, возникают разрывы:
Данные в бюджете движения денежных средств напрямую не переходят из традиционных форм бюджета. Бюджет движения денежных средств связан с остальными бюджетами через поступление/выбытие денежных средств, т.е. движение обязательств: получение и выставление счетов; подписание актов выполненных работ и накладных на получение товарно-материальных ценностей; контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью через исполнение заключенных договоров. На рисунке 2 представлен механизм формирования бюджета движения денежных средств. Формирование и погашение дебиторской и кредиторской задолженности отслеживается через коэффициенты инкассации, т.е. поступления/выплаты денежных средств по видам: предоплата и авансы полученные/выплаченные; текущие поступления/выплаты; погашение/образование просроченной задолженности. Формирование бюджета движения денежных средств - в первую очередь элемент краткосрочного и среднесрочного управления денежными средствами. Существуют различные модификации бюджета - платежный календарь и план наличности, позволяющие ежедневно контролировать состояние денежных ресурсов организации. Введение платежного календаря (формы оперативного управления денежными средствами) позволяет синхронизировать поступления и выплаты денежных средств и обеспечить соблюдение приоритетности платежей. Информативность бюджета движения денежных средств повышается в случае охвата всех денежных потоков взаимосвязанных бизнес-процессов, т.е. эффективность его использования повышается в случае формирования консолидированной отчетности. Смысл процедуры консолидирования состоит в обобщении планируемых экономических и финансовых показателей группы предприятий, рассматриваемых в качестве бизнес-единицы. При формировании бюджета движения денежных средств это достигается за счет особого внимания к формированию в консолидированном бюджете данных:
Основное негативное последствие перекрестного финансирования состоит в том, что члены группы начинают терять хозяйственную самостоятельность и в ряде ситуаций отчет о движении денежных средств не отражает реальную картину по отдельно взятому предприятию группы. Существуют два варианта формирования бюджетов и организации финансовых потоков:
Предприятия холдингового типа в рамках централизации средств часто направляют основные денежные потоки (в первую очередь экспортные поступления) в доходы центрального аппарата. В дальнейшем эти средства перечисляются дочерним обществам в качестве займов или в счет взаимозачетов оплачиваются обязательства дочерних обществ. Внутри холдинга картина движения денежных потоков на отдельно взятом предприятии может существенно отличаться от картины движения реальных денежных потоков, которые может генерировать данное предприятие как самостоятельная производственная единица. При покупке предприятия, исключаемого из холдинговой структуры, необходимо восстановить реальные денежные потоки и понять, какое количество денежных средств реально генерируется в основной деятельности предприятия. Пример. Предприятие входит в холдинг. Часть договоров на реализацию продукции заключает материнская компания, которая в дальнейшем предоставляет по договору безвозмездный и беспроцентный заем дочернему предприятию. Половина средств, получаемых материнской компанией, фактически является доходами дочернего предприятия. Денежные потоки предприятия как самостоятельной бизнес-единицы и структуры холдинга
Как видно из таблицы, приведенной в примере, чистый денежный поток в периоде отрицателен, т.е. предприятию не хватает собственных средств на покрытие расходов по операционной и инвестиционной деятельности. Покупателю этого предприятия придется пересмотреть ряд управленческих решений, например снизить операционные затраты или изменить инвестиционную программу. Следует отметить, что планирование финансовой деятельности в части получения или возврата внешних заимствований не является еще последней точкой в планировании денежного потока: если у организации не хватает собственных средств, то оно должно брать столько, сколько нужно. Проценты по заемным средствам влияют на операционную деятельность, сокращая денежный поток, который можно направить на инвестиционную деятельность и погашение финансовых займов. Все сказанное свидетельствует о том, что бюджет движения денежных средств - один из основных инструментов управления организацией и формирования управленческой отчетности. Постоянное использование бюджета движения денежных средств позволяет менеджерам осуществлять анализ деятельности организации по системе "плановые величины - фактические данные" и дает действенные инструменты краткосрочного и среднесрочного управления организацией. Благодаря механизму формирования бюджета движения денежных средств, основанному на контроле обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности), менеджеры организации получают представление о структуре и объеме денежных поступлений в каждый момент времени, определяют кассовые разрывы и потребность в заемных средствах. Если в бизнесе денег тратится больше, чем генерируется, то это должно вызвать у менеджеров беспокойство. Способность бизнеса к генерации положительного денежного потока в течение длительного периода свидетельствует о возможности долгосрочного развития организации. |