Десять заповедей Клиента.Консультирование даст хорошие результаты, если консультанты компетентно обслуживают клиентов, а клиенты не менее компетентно используют консультантов. Десять заповедей Клиента в телеграфном стиле суммируют все критические моменты, которые следует знать.
А теперь рассмотрим значение каждой из этих заповедей. 1. Узнайте о консультировании и консультантах все! Управленческое консультирование - молодая, но динамично и быстро развивающаяся профессия. Можно найти консультанта по любой коммерческой или управленческой проблеме, которая придет на ум. Но кто они, эти консультанты? Как они работают? Действительно ли они так хороши, как о них говорят? Вы желаете получить ответы на эти вопросы? Так не ждите до последнего момента, прежде чем нанять консультанта! Постарайтесь узнать все об этой профессии и ее представителях, постарайтесь стать хорошо информированным клиентом, который разбирается в кухне управленческого консультирования! Говорите с друзьями по бизнесу, следите за периодическими изданиями по управлению и бизнесу, внимательно следите за новостями в консультировании! Очень важно знать кто есть кто: постарайтесь собрать информацию о консультантах, которые могут заинтересовать Вас: какова их специальность и на кого они работали, какова их репутация и доступен ли Вам их гонорар. 2. Определите свою проблему. Цель консультирования - помочь клиентам в решении их управленческих и деловых проблем. Если нет проблем - не нужен консультант. Следовательно, нужно точно знать, что у Вашей организации есть проблема, которая требует дать задание консультанту. Определите свою проблему как можно точнее: что пошло или может пойти не так? Что хочется исправить? Почему нужен консультант? Вы уверены, что Вы сами и Ваши люди не смогут решить проблему? Если идея пригласить консультанта исходит от Ваших сотрудников, которые просят вашего согласия на это, попросите их яснее и точнее определить проблему. Не принимайте никаких поверхностных и туманных определений! Не скрывайте определение проблемы: консультант в любом случае поставит собственный диагноз и может показать, что исходное определение было неправильным или не полным. Окончательное определение проблемы должно быть поддержано и клиентом, и консультантом. 3. Определите свою цель! Цель консультирования - разрешить проблему, но фактическая цель должна быть более специфичной. Консультанты могут вмешиваться по-разному. Подумайте, чего Вы хотите от консультанта, при планировании и внедрении изменений в организации:
В каждом случае нужен собственный метод вмешательства и объем услуг по консультированию. Запишите Ваши цели как можно точнее. Но будьте гибким и готовым пересмотреть Ваши цели после беседы с консультантом, он может улучшить определение цели в ваших интересах. 4. Выбирайте себе подходящего консультанта. Выбрать правильно консультанта очень важно, хотя и трудно. Для этого нужны: информация, эффективный метод выбора, умение оценивать консультантов и терпение. Какой-то риск будет обязательно, но правильный подход к выбору сведет его к минимуму. Не поручайте главного задания неизвестному консультанту. По возможности испытайте консультантов на работах помельче и покороче. Обязательно выбирайте не только консультирующую фирму, но и тех, кто там работает. Консультант должен соответствовать Вашей проблеме и корпоративной культуре Вашей компании. 5. Разработайте совместную программу. Выбранный консультант может оказаться самым лучшим, но он не Ваш сотрудник, и его присутствие и вмешательство создадут в организации необычную ситуацию. Поэтому совершенно необходимо тщательно запланировать и подготовить его задание. Вместе с консультантом подробно пересмотрите полученные предложения, задавайте вопросы, предлагайте усовершенствования в подходе и плане работы. Уясните, прежде всего, кто какую будет выполнять роль, какой стиль консультирования будет использоваться и кто будет отвечать за каждую фазу задания. Кто что будет делать? Добейтесь согласия по:
Уладьте финансовую сторону, точно установите гонорар, возмещаемые расходы, форму и частоту выплаты гонорара. Подпишите контракт с консультантом в форме, которая принята в вашем деловом окружении. 6. Активно участвуйте. Современная концепция управленческого консультирования подчеркивает активное участие клиента во всех стадиях задания. Для успешного выполнения задания и консультант и клиент должны приложить все свои умственные способности. Но включение в работу не произойдет автоматически, от Вас потребуется определенное усилие, поскольку работа над заданием по консультированию - добавка к обычной работе, которая ведется в организации. Скажите своим людям о присутствии консультанта. Представьте его каждому, кто должен с ним встретиться. Позаботьтесь, чтобы всегда можно было найти нужного человека в нужное время. Вы не выиграете ничего, выделив для работы с консультантом второстепенных сотрудников. Ищите, как усовершенствовать структуру задания, увеличить ваше участие и эффективность консультанта; он работает на Вас и вся выгода будет Вашей. 7. Привлекайте консультанта к внедрению его предложений. Универсальная проблема, которая встает перед консультантами и клиентами одинаково, заключается в том, что слишком много заданий завершаются без внедрения. Отчет смотрится прекрасно, но можно ли его внедрить? Может ли работать новая схема? Сумеем ли мы заставить ее работать? Некоторые консультанты просто счастливы бросить клиента, не внедрив предложения. Истинные профессионалы заботятся о внедрении и сожалеют, если не могут в нем участвовать. Сделайте своим принципом участие консультантов во внедрении предложений. 8. Следите за ходом выполнения задания. По многим причинам реальный ход выполнения задания может отклониться от исходно запланированного и согласованного пути. Поскольку это Ваше задание, и вы хотите получить результаты, в Ваших интересах очень тщательно проверять, как идет работа, и принимать корректирующие меры, пока не будет слишком поздно. 9. Оцените полученные результаты и консультанта. Оцените полученные результаты. Что изменилось? Продержаться ли эти перемены? Во сколько они обойдутся? Какие проблемы остались нерешенными? Оцените консультанта. Дал ли он то, что обещал? Чему мы можем у него научиться? Была ли работа с ним интересной? Будем ли мы снова прибегать к его услугам? Оцените собственный подход. Хорошо ли Вы действовали в этом задании? Возросло ли Ваше мастерство работы с консультантами? Эффективно ли вы их используете? Что Вам надо исправить? 10. Остерегайтесь попасть в зависимость от консультантов. Можно по достоинству оценить присутствие консультанта в организации и получить от этого удовольствие. Однако цель консультирования - не только обеспечить организацию дополнительно экспертизой для решения текущих проблем, но и повысить ее мастерство и независимость при решении будущих проблем. Не перепоручайте консультантам никаких решений, за которые Вы отвечаете и должны их принимать. Не привыкайте всегда иметь под боком консультанта, которому Вы можете передать все сложные вопросы. Убедитесь, что Вы не обращаетесь к консультантам второй раз с таким же заданием. Вы и Ваш персонал должны были научиться справляться с такими проблемами. Разнообразьте источники получения внешней экспертизы. Эти десять заповедей не учат, как использовать консультантов, они лишь подчеркивают критические моменты при их выборе и работе с ними. Если Вы желаете узнать больше о консультировании, почитайте о нем и поговорите с людьми. которые уже пользовались услугами представителей этой профессии. Пробуйте, пусть сначала на более маленьких заданиях, но связанных с решением реальных, а не фиктивных проблем. |