Главная страница --> Статьи

ABC Focus .. | Кто будет проводить реинжини .. | Simulink .. | Доходное место .. | Контролеры над инсайдом .. |


Рейтинги, которые дезориентируют

Рейтинги аудиторских и консалтинговых компаний плодятся день ото дня. Назначение этих рейтингов - помочь клиентам сориентироваться, кто есть кто. Но какая польза от рейтинга консалтинговых компаний, если верхние строчки в нем занимают аудиторская фирма и системный интегратор, зато в списке нет консультационных компаний с мировыми именами, таких как McKinsey & Company и The Boston Consulting Group, которые давно работают на нашем рынке.

Рейтинги или рэнкинги?

У авторов рейтингов есть оправдание: они включают в списки только те компании, которые хотят участвовать в подобной акции; если кто-то из серьезных игроков не присылает своих данных, значит, составители их игнорируют. А если по финансовым документам у аудитора или системного интегратора самые высокие обороты, значит, они должны занимать верхние строчки в списке.

Рейтинг по определению предполагает какую-то оценку компаний, проведенную с помощью специально разработанных оценочных методов. Однако составители рейтингов в журналах "Профиль", "Эксперт" и "Деньги" ранжируют компании на основе предоставленных ими данных о росте бизнеса, выручке, приходящейся на одного консультанта, средней стоимости работы консультантов компании за один час и темпах прироста ставок. Подобное простое ранжирование по базовым показателям в международной практике принято называть рэнкингом.

"Тут нет методологической проработки материалов, - объясняет партнер, заместитель гендиректора аудиторско-консалтинговой компании "Юникон/МС" Александр Веренков, - Никаких оценок деятельности аудиторских и консалтинговых компаний, кроме объема бизнеса, не приведено. Предполагается, что объем бизнеса сам по себе и определяет качество услуг. Клиентская база растет, значит - хорошо".

Загадочные цифры.

"Раньше, если компания нуждалась в аудиторе, ее руководство должно было отчаянно крутить головой и спрашивать знакомых, - объясняет заместитель генерального директора ФБК Сергей Пятенко. - А теперь он берет список, смотрит на первую десятку и посылает им приглашение на тендер". Значит, для участников принципиально важно занять место в верхних рядах списка.

Данные для рейтингов компании предоставляют сами. Печать аудиторской компании формально служит подтверждением достоверности предоставляемых данных. Однако некоторые очень интересные цифры, приведенные в рейтинге, оставлены составителями без комментариев.

Например, по компании "Финэкспертиза" в одном из рейтингов показан темп роста выручки за 2000/2001 финансовый год - 759%. В результате компания в рейтинге журнала "Эксперт" (в "Эксперте" и "Профиле" первые 50 фирм почти совпадают по местам и показателям) переходит с занимаемого ей в прежнем рейтинге 98-го на 28-е место. А компания "МИН" переместилась со 163-го на 81-е с ростом в 562%. "Аваль/Объединенные консультанты ФДП", показав рост в 356% , передвинулась с 17-го на 4-е место.

В компаниях, занимающих соответственно 36-е, 19-е, 112-е и 4-е места ( "БАНКО", "Городской центр экспертиз", "Право и финансы аудит" и "Аваль/Объединенные консультанты ФДП") , годовая выручка на одного консультанта близка к выручке консультантов международной компании PricewaterhouseCoopers (PricewaterhouseCoopers - 3,5 млн руб. , "БАНКО" - 3,1 млн руб. , "Городской центр экспертиз" - 3,0 млн руб. , "Аваль/Объединенные консультанты ФДП" - 2,4 млн руб. ). Аналогичные показатели постоянных лидеров рынка и рейтингов - ФБК, "Юникон/МС" - гораздо скромнее.

Подобная ситуация и со стоимостью одного часа работы специалистов. В некоторых российских фирмах заявленная стоимость услуг близка к стоимости услуг аудиторов фирм "большой четверки", которая колеблется где-то на уровне $150 в час. ( "БАНКО" - $120,3, "Городской центр экспертиз" - $118,5, "Аваль/Объединенные консультанты ФДП" - $92,3. ) "Если позвонить в любую из российских аудиторских фирм и спросить, сколько они берут за час работы специалиста, то везде назовут сумму примерно в $20, - говорит Сергей Пятенко. - Таким образом, у некоторых фирм совершенно неожиданно показатели выручки на одного специалиста и стоимость работы специалиста значительно перекрывают среднерыночные показатели".

Эти впечатляющие показатели компании объясняют прежде всего умением управлять своими бизнесами. В статье "Перелом" ( "Эксперт", N 12 (319) от 25. 03. 2002) , сопровождающей весенний рейтинг "Эксперта", небывалый рост выручки "Финэкспертизы", согласно данным, предоставленным самой компанией, объясняется увеличением количества специалистов на 154%. А например, достижения фирмы "Аваль" - применением передовых управленческих технологий.

В последнее время составители рейтингов журналов "Эксперт" и "Деньги" стали требовать от компаний-участников подтверждения предоставляемых данных - теперь нужно показывать баланс. Однако эта мера, как оказывается, не так уж эффективна. "Когда я запрашиваю аудиторские компании и они заверяют данные своей печатью, то здесь врать некрасиво, - говорит Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА". - Мы запрашиваем для подтверждения данных баланс компаний, но эти балансы подделать очень легко. Там подпись и печать только на одном листе".

Однако, как рассказал Гришанков, из-за роста количества негативных откликов на рейтинги сейчас "Эксперт РА" проводит расследование при поддержке крупных аудиторских компаний. "И если мы сможем доказать подлог в цифрах у какой-то из фирм, то ее постигнет судьба Andersen", - говорит Гришанков. Однако, по мнению Александра Веренкова, проблема еще и в том, что не всякую информацию можно проверить. Например, такой показатель, как выручка на одного специалиста, может быть очень гибким из-за того, что в консалтинговых компаниях большая текучка и многие люди вообще работают не постоянно, по договору, на отдельных проектах.

Сложносочиненные названия.

В рейтингах очень часто встречаются сложносочиненные названия - те же "Аваль/Объединенные консультанты ФДП", "ТОП-Аудит/Порт-Аудит", "Баланс Лтд/Энпи Консалт", "Внешаудит - ПАКК - Универс-Аудит".

По мнению нескольких экспертов, эти составные названия - не последствия реальных слияний, а результаты временных договоренностей между фирмами, объединяющих имена исключительно для того, чтобы при помощи своих групповых показателей занять наиболее высокие места в рейтингах.

Правда, сами участники этих альянсов это категорически отрицают. "Наши компании связаны между собой довольно сложной системой отношений, которая и при отсутствии переплетения уставных капиталов позволяет нам реализовывать все планы, заложенные в соглашении о стратегическом партнерстве", - объясняет суть альянса Михаил Антонов, генеральный директор фирмы "ПАКК".

"Некоторые группы достаточно мелких компаний, которые хотят себя продвинуть, организуют фиктивные объединения, - рассказывает генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков. - Они не ведут совместной деятельности, но объединяются лишь на бумаге и присылают нам совместные анкеты, дают совокупную выручку и занимают высокие места". Видимо, придется ужесточать требования, замечает Гришанков.

Есть и еще одна этическая проблема. На рынке распространено мнение, что рейтинг аудиторских компаний журнала "Профиль" делается под патронатом ФБК. Сергей Пятенко не отрицает участия ФБК в составлении рейтингов. "Мы это дело консультируем методологически, - признает он. - Если бы этот список аудиторских фирм был рейтингом, если бы была какая-то оценка, то это было бы некорректно. Но в данном случае список составляется лишь на основе данных, предоставленных самими участниками. И до сих пор никто из критиков не утверждал, что данные эти как-то искажены".

Кто есть кто?

Что касается рейтингов консалтинговых компаний, то здесь вообще ничего не понятно. В последнем общем рейтинге консалтинговых фирм "Эксперта", например, на 1-м месте - PricewaterhouseCoopers, второе занимает известная IT-компания IBS, на 3-м месте - другая IT-компания, "СибИнТек", на 4-м - аудиторско-консалтинговая компания "Юникон/МС".

Действительно, услуги по управленческому консалтингу в той же IBS уже давно оказывались в качестве сопровождения IT-проектов, но департамент управленческого консалтинга появился лишь в октябре прошлого года. И за это время компания запустила лишь 19 проектов, из которых закончены 10. А компания "СибИнТек" вообще не занимается управленческим консалтингом как отдельным видом бизнеса. Ее профиль - IT-консалтинг. Есть в списке и юридическая фирма "Вегас-Лекс".

Компании совершенно разного профиля оказываются в одном списке, сбивая с толку неискушенного потребителя. "Получается братская могила", - комментирует Михаил Антонов из "ПАККа".

Справедливости ради нужно сказать, что "Эксперт" представляет также и рейтинги по отдельным видам консалтинга. Но назначение общего списка непонятно.

"Да, рейтинг не лишен недостатков, - говорит Дмитрий Гришанков из "Эксперта РА". - Но более четкие критерии сложно выявить. Например, у IBS мы отсеяли данные, относящиеся к продаже "железа". Но отказать компаниям все-таки невозможно".

По мнению директора по маркетингу БКГ Дмитрия Журавкова, подобная рейтинговая неразбериха наносит удар по престижу консалтинга. Клиент смотрит на рейтинг и выбирает компа- нию, специализирующуюся совершенно не в той области, которая интересует клиента.

По мнению Сергея Пятенко, все дело в культуре рынка. Александра Веренков считает, что уже сейчас составители рейтингов должны проводить более тщательную аналитическую работу и перепроверять данные. Также, по словам Дмитрия Журавкова, серьезную помощь составителям рейтингов могли бы оказать профессиональные объединения аудиторов и консультантов.



Похожие по содержанию материалы:
ERP-стажер: кратчайший путь к высокой зарплате ..
Идти ли в IT ..
EPAM в десятке лучших разработчиков ПО в мировом рейтинге ИТ-компаний Software 500-2007 в категории ..
Банковский сектор РФ растет и воспитывается на Клиент-Коммуникаторе ..
ABC Focus ..
Кто будет проводить реинжиниринг? ..
Simulink ..
Доходное место ..
Контролеры над инсайдом ..
Новые аспекты управления смешанным холдингом ..
Применение программных средств для построения и функционирования системы управления качеством ..
Менталитет и стратегии российского бизнеса ..
Системные архетипы ..


Похожие документы из сходных разделов


Инструкция по использованию консультантов

Многие российские компании уже имеют опыт обращения к различным консультантам. И не всегда этот опыт удачен. Часто причиной этого является не только квалификация консультанта, но и его неумелое использование со стороны компании. Зачастую обращение к консультантам является данью моде или навязанным сверху фактом, и компании не всегда понимают, что для достижения успеха от них потребуется усилия .. читать далее


Десять заповедей Клиента.

Консультирование даст хорошие результаты, если консультанты компетентно обслуживают клиентов, а клиенты не менее компетентно используют консультантов.

Десять заповедей Клиента в телеграфном стиле суммируют все критические моменты, которые следует знать.

  1. Узнайте о консультировании и консультантах все.
  2. Определите свою проблему.
  3. Определите свою цель.
  4. Выбирайте себе под ..
читать далее
Как провести тендер (конкурс) по выбору консультанта

Консультационную компанию по управлению можно выбирать разными способами: на основе уже имеющегося опыта сотрудничества, по серьезной рекомендации, степени известности и положительным откликам, опубликованным рейтингам, на основе вашего собственного доверия, возникшего в результате ознакомления с конкретной компанией. Так чаще всего и происходит, особенно, когда речь идет о привлечении внешних .. читать далее