Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзийКак Вы думаете, что обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная стратегия развития? Недавно я спросил одного директора, что обеспечивает ему преимущество перед американским конкурентом. Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, рабочая сила, нефть). Во-вторых, американцы тупые, а русские люди, как известно гораздо умнее и уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях. И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком разные. У моей компании оборот 50 миллионов долларов, а у них 7 миллиардов". Да, с поправкой на определенную долю расизма, этот Директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в 5-7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в 10-20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно получается солидный. Однако, насколько долговечны эти конкурентные преимущества нашей страны? Сколь долго монополисты будут за свой счет повышать конкурентоспособность российских компаний? К сожалению, приходится констатировать, что это время уже закончилось. Тарифы растут и растут все быстрее. Чубайса естественно больше заботит модернизация мощностей РАО "ЕЭС России", чем судьба далекого завода. РАО "Газпром" объявило о планах ежегодно увеличивать стоимость природного газа для российских потребителей на 30%. При таких темпах через пять лет стоимость газа в России будет такой же, как в Западной Европе. Заработная плата квалифицированного персонала будет расти. Возможно, так же быстро, как и цена энергоресурсов. Это объясняется все возрастающей нехваткой квалифицированного персонала. Не хватает не только топ-менеджеров, а просто нормальных рабочих. Рабочих, которые не пьют, вовремя выполняют свою работу и не прячут брак под станком. Еще один "ресурс" более низких затрат некоторых российских компаний - небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств. Мы считаем, есть предпосылки к тому, что через два года производство продукции в США не будет дороже, чем в России. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. А через 4-5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже дороже, чем на Западе. Для сохранения и развития конкурентоспособности многим российским компаниям надо значительно повысить уровень своих разработок, технологий. Какие изменения в организации бизнеса необходимы для этого?
Самое простое для наших компаний - оставить все как есть. Однако, боюсь, что в этом случае через пять лет в России останется только добыча нефти и выпечка хлеба. Грустно: |