Главная страница --> Статьи

Управление без бюджета .. | Интеграция систем KPI/BSC и .. | Бюджетирование: уже пора или .. | КАК НЕ ЗАКАЗАТЬ НЕНУЖНЫЙ КОН .. | Автоматизация бюджетирования .. |


Выработка эффективной бизнес-модели для компании

В своем выступлении на нашей конференции <Управление в России: отказ от иллюзий> Вадим Тряпичкин, директор Ирбитского мотозавода так сформулировал приоритетную задачу для российских управленцев - изобретать неубыточные модели бизнеса. К такому выводу он пришел после сопоставления организации работы зарубежных мотофирм с организацией работы своего завода как интегрированного производителя.

В отличие от <новых> российских компаний, не обремененных неиспользуемыми активами, устаревшими технологиями и избыточным персоналом, большинство промышленных компаний пока что имеет существенные ограничения в деле изобретения новых бизнес-моделей.

Поэтому им прежде всего следует снять эти ограничения, перейти в состояние нормального бизнеса, убрав все лишнее и к бизнесу не относящееся. Набор <оздоровительных мер> достаточно универсален и прост, хватило бы только воли осуществить их до конца. С выработкой эффективной бизнес-модели для компании все сложнее. Риск наломать дров большой, а проверенных подходов и успешных примеров <бизнес-моделирования> пока практически нет.

Попытаемся обозначить здесь определенный подход к нахождению и опредмечиванию новой бизнес-модели компании.

Бизнес-модель понимается как принципиальная модель работы данного бизнеса. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании, ее соответствия стратегическим целям развития компании и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.

Соответственно можно выделить следующие этапы выработки эффективной бизнес-модели и основные вопросы, требующие удовлетворительного ответа:

  1. Анализ бизнес-модели отрасли.

    Как устроена наша отрасль? Какой тип конкуренции преобладает? Какие типы игроков (бизнес-модели) в ней представлены? Как они связаны между собой? Какими рыночными ключевыми компетенциями они должны обладать? Каким образом и почему изменяются компании-лидеры отрасли?

  2. Анализ существующей бизнес-модели компании.

    Как устроена наша компания? Каков бизнес (бизнесы) компании? Как образом мы встроены в бизнес-модель отрасли? За счет чего мы сохраняем конкурентоспособность? Каковы наши фирменные ключевые компетенции? Что неэффективно в существующей бизнес-модели? Какие противоречия имеются между отдельными компонентами и процессами бизнес-модели? Какие рыночные ключевые компетенции нам необходимо приобрести?

  3. Ориентиры стратегии развития компании.

    Какую базовую стратегию мы реализуем? Как формулируется наша стратегия? Какие стратегические цели мы планируем достичь? Каких изменений в существующей бизнес-модели требует реализуемая стратегия? Какая типовая бизнес-модель в наилучшей степени соответствует нашей стратегии? Как мы будем позиционировать себя по ряду ключевых параметров: степень вертикальной интеграции, степень диверсификации, степень <интеллектуальности> готового продукта и др.?

  4. Определение новой бизнес-модели.

    На какой типовой бизнес-модели (компаниях-аналогах) базируется новая бизнес-модель компании? Каковы ее особенности? В чем ее преимущества и недостатки? Как она встроена в бизнес-модель отрасли? Каковы основные параметры работы бизнес-модели? Какова предполагаемая экономическая эффективность новой бизнес-модели?

  5. Конкретизация новой бизнес-модели.

    Как соотносятся между собой основные компоненты бизнес-модели? Что целесообразно сохранить в новой бизнес-моделе от старой? Как должны быть устроены производство, инновации, маркетинг и т.д.? Как должна быть построена система управления? Каковы механизмы и процедуры, обеспечивающие эффективность работы бизнес-модели?

Естественно, в результате такой работы возможные варианты <изобретательства> значительно сократятся. Однако при этом мы избавляемся от узкого, ограниченного реальностью своего предприятия, видения своего бизнеса и у нас появляются немногие, но реальные альтернативы того, как мы можем делать этот бизнес лучше.

В заключение для примера приводится укрупненное описание основных типов игроков в мотоциклетном бизнесе. Сопоставление объема выпуска и стоимости мотоциклов основных производителей с аналогичными показателями Ирбитского мотозавода приводит к выводу, что он не вписывается ни в одну из сложившихся схем реализации типовых стратегий. Однако, на наш взгляд, для Ирбитского мотозавода наиболее перспективно и реалистично использование сфокусированной стратегии, вероятно, с концентрацией на сегменте <Классик>.



Похожие по содержанию материалы:
Небоевые единицы ..
Основные этапы построения системы управления финансами ..
Путем Р2М ..
Отчетность по МСФО: Специализированное программное обеспечение ..
Управление без бюджета ..
Интеграция систем KPI/BSC и бюджетирования в единый инструмент управления ..
Бюджетирование: уже пора или еще подождет? ..
КАК НЕ ЗАКАЗАТЬ НЕНУЖНЫЙ КОНСАЛТИНГ ..
Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения ..
Master Budget Course ..
Опыт интеграции систем Кey Рerformance Indicators/Balanced Scorecard и бюджетирования в единый инстр ..
Бюджетирование в строительной компании ..
Управление по центрам ответственности ..


Похожие документы из сходных разделов


Ловушки менеджмента

Владимир Грач
Новые рынки № 2(2) 2001г.

Историю об увольнении компанией Apple ее собственного создателя я услышал на одном из семинаров по управлению от моего американского коллеги. Стив Джобе, создатель компьютера "Макинтош" и основатель гигантской компании, сопоставимой с IBM, начал работу в собственном гараже. Первые компьютеры были достаточно сложны, и работать с ними м .. читать далее


Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзий

Как Вы думаете, что обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная стратегия развития?

Недавно я спросил одного директора, что обеспечивает ему преимущество перед американским конкурентом.

Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, раб .. читать далее


Прогноз долгосрочной конкурентной позиции компании как основа принятия стратегических решений

Благоприятная рыночная конъюнктура и неопределенность долгосрочных рыночных перспектив могут сыграть злую шутку с российской промышленностью. В недалеком будущем потеря ценового преимущества по отношению к иностранным поставщикам может привести и к потере рынка. Поэтому актуален вопрос: какие факторы будут обеспечивать конкурентоспособность российских предприятий в долгосрочной перспективе? Для .. читать далее