Главная страница --> Статьи

Через тернии к финансовому м .. | Как сохранить эффективность .. | Управленческий учет для Гене .. | Система контроля над финансо .. | Типовой алгоритм составления .. |


Аутсорсинг и развитие компании

В практике западного бизнеса нашла весьма большую популярность теория Outsourcing, решающая дилемму производителя покупать или производить требуемые в производстве компоненты. Эта теория определяет в две качественные ситуации, возникновение которых побуждает компании решать эту дилемму - дальнейшее продвижение товаров или услуг на рынок возможно либо за счет увеличения качества либо снижения цены. Анализ отечественного опыта показывает, что существует третья ситуация, в которой предприятие ставит перед собой цель увеличения финансовой устойчивости, не определяя при этом "сбытового" приоритета.

Отсюда можно сформулировать цели, которые ставит перед собой компания-производитель, решая проблему "покупать или производить":

  • повышение качества товаров или (и) услуг при постоянных производственных издержках;
  • снижение цен на предоставляемые услуги или (и) реализуемую продукцию при сохранении текущего уровня качества за счет снижения производственных издержек;
  • увеличение финансовой устойчивости предприятия за счет минимизации издержек при сохранении текущего уровня качества продукции и (или) услуг.

Требования к качеству, издержкам, ценам, финансовой устойчивости могут быть, с одной стороны, противоречивыми но, с другой стороны, являются взаимосвязанными. Обобщая, можно утверждать, что аутсорсинг является инструментом, позволяющим оптимизировать конфигурацию бизнес-системы исходя из компромисса между издержками, качеством продукции или (и) услуг компании и желанием собственников обладать производственными активами.

Определение приоритетов в "пространстве" "качество - издержки - обладание" является стратегической задачей. Понятие "качество" определяется субъективными ожиданиями целевых потребителей. Понятие "обладание", и как его альтернатива "управление", - субъективные мотивы собственника. Тогда понятие "издержки", хотя и является объективным, по существу связывает субъективные параметры "цена" и "ценность". Ценность - это предмет бизнеса, за которую его Собственник получает Цену, выплачиваемую Потребителем. При этом для взаимовыгодной продажи Цена должна превышать Ценность.

Тогда в Хаосе субъективного восприятия людей видится разумным вопрос определения объективных критериев применения инструмента аутсорсинга для конкретной компании.

Попытку найти ответ на поставленный вопрос можно с точки зрения теории фазовой трансформации бизнеса (ФТБ) - нового междисциплинарного подхода, использующего инструменты нелинейной динамики (nonlinear science) для описания закономерностей развития бизнес-систем. Теория ФТБ выделяет пять фаз развития компании или, по сути, формы существования бизнес-идеи:

  • управления реализацией бизнес-идеи;
  • управления функциями;
  • управления процессами;
  • управления сетями;
  • управления знаниями.

Теория определяет развитие бизнеса, как системы взаимоудовлетворения потребностей Собственника и Потребителя, вследствие изменения их ожиданий от системы.

На фазе управления реализацией бизнес-идеи существует только задача рентабельного увеличения объемов продаж. В фокусе Собственника находится продукт, а основным его мотивом является желание обладать. На этой фазе приоритетным является непревышение ценой ценности, а управление качеством сводиться к его поддержанию на уровне сформировавшихся ценностных представлений Потребителя.

На фазе управления функциями недостающие навыки, знания и умения приобретаются Собственником на рынке труда. В фокусе Собственника находится персонал, но по-прежнему основным его мотивом является желание обладать. На этой фазе впервые возникают задачи аутсорсинга, но связаны они исключительно с отсутствием отдельных навыков и умений или соответствующих активов. Например, производственное предприятие покупает услуги изготовления рекламной продукции или рекламное агентство заказывает полиграфию для клиента, размещая заказ в типографии, и так далее. С этой точки зрения приобретение сырья - это тоже аутсорсинг. Мы платим за отсутствие активов и неумение производить необходимое нам сырье.

Рассматриваемая фаза заканчивается построением функциональной полноты, а вследствие этого - резким ростом числа коммуникаций. Аутсорсинг на этой фазе не решает проблемы снижения числа взаимодействий подразделений - основного фактора эффективности бизнеса на этом этапе его развития. Решение этой проблемы возможно через реорганизацию принципа управления - переход на управление процессами.

Управление процессом по "входу" и "выходу", наличие инструментов определения эффективности отдельных работ позволяет провести оценку выгодности покупки результатов некоторых подпроцессов на стороне. Таким образом, на фазе управления процессами при применении инструмента аутсорсинга возникает цель: снижение затрат при условии сохранения текущего качества продукции. Как следствие - возможность либо снизить цены, либо повысить финансовую устойчивость бизнеса.

Выбор приоритета - устойчивость или снижение цен определяется изменениями в ожиданиях Потребителя. Если его ожидания изменились, то для цели удержания рынка приоритетной становиться цена. А вот форма аутсорсинга определяется мотивами Собственника. Если мотив "обладать" еще превалирует, то, например, выделение вспомогательных или сервисных подразделений происходит в форме создания самостоятельных хозяйствующих субъектов. Если превалирует мотив "управлять" и существуют соответствующие условия, то собственные подразделения могут быть ликвидированы, а требуемые услуги или компоненты покупаются у "чужих" компаний. Именно мотив "обладать" побуждает к поглощению или "захвату" других компаний, в прочем как мотив "управлять" - к созданию альянсов.

Результатом таких изменений ожидания Собственника становиться переход в фазу управления сетями - группой связанных деловой активностью предприятий. На этой фазе процессы, организованные по принципу контроля заданного качества результатов, обеспечивают низкий уровень издержек. Поэтому дальнейшее увеличение объемов продаж становится возможным не за счет снижения цены, а только за счет увеличения качества продукции и (или) услуг, что неминуемо изменяет цели применения аутсорсинга.

Приобретение навыков управления системой размещения заказов у лидеров и контроля качества полученных результатов приводит компанию к фазе управления знаниями. На фазе управления знаниями компания обладает только системой генерации новых и модификации существующих продуктов, системой диспетчерезации размещения заказов и системой контроля качества. Аутсорсинг становиться принципом управления.

Таким образом, теория ФТБ определяет необходимое условие для эффективного управленческого решения проблемы "покупать или производить - необходимым условием применения аутсорсинга является наличие у бизнес-системы навыков процессного управления деятельности.



Похожие по содержанию материалы:
Что такое бюджетное управление? ..
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В 10 СХЕМАХ ..
Финансовая диагностика предприятия и поддержка управленческих решений ..
6 ловушек управленческого консультирования ..
Через тернии к финансовому менеджменту ..
Как сохранить эффективность импорта? ..
Управленческий учет для Генерального Директора ..
Система контроля над финансовыми потоками ..
Типовой алгоритм составления бюджета ..
The Top 10 Traps of Budgeting ..
Бюджетирование: с чего начать. ..
Что такое бюджетное управление? ..
Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях ..


Похожие документы из сходных разделов


Кьелл Нордстрем: «Западные корпорации теряют нюх на деньги»

«Норд это имя, а Стрем, видимо, фамилия?» – вежливо поинтересовалась девушка на reception фешенебельной гостиницы «Невский палас». Мужчина двухметрового роста, с головой, напоминающей деформированный бильярдный шар, устало улыбнулся и протянул паспорт. Проповедник новой экономики, соавтор бестселлера «Бизнес в стиле фанк» (Funky Business) снова в России – проездом из Австралии в Швейцарию. В Са .. читать далее


Майк Портер о новых стратегиях совершенствования управления

Richard M. Hodgetts является профессором на кафедре менеджмента в Floridа International University. Он - автор и соавтор 22 брошюр (включая International Management [McGraw-Hill, 1991]), которые он написал в соавторстве с Fred Luthans. Он имеет научные степени таких учебных заведений, как New York University, Indiana University, University of Oklahoma.

Майкл Портер - профессор кафедры дел .. читать далее


Стратегический квадрат

Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение,
которое должен принять государственный деятель и командир, это определить тип войны,
в которую он погружается; здесь нельзя ошибиться,
равно как и нельзя пытаться превратить войну во что-то противное ее природе.
Карл фон Клаузевиц

Нельзя вести маркетинговую войну одним способом. Их, с .. читать далее