Эта многосторонняя логистика…Динамичное развитие розничной торговли в России последние годы просто не может не сопровождаться количественным ростом спроса на услуги логистики. Количественный рост, как известно, переходит в качественный, а в приложении к логистике означает появление операторов различных категорий по классификации xPL. Особенно интересными в современных условиях становятся услуги 3PL- и 4PL-операторов. Причины аутсорсинга логистикиРозничная торговля, как известно, сейчас испытывает динамичный рост, и первым шагом развития росзничных сетей в большинстве случаев становится увеличение числа торговых площадок. Затем может изменяться качественное наполнение витрины магазинов сети, а в отдельных случаях - и формат торговли. Дистрибьюторы и производители в поисках новых рынков сбыта также устремляются в регионы, обрастая по дороге дилерами и филиалами. В рамках нашей статьи интересны следующие следствия данных шагов.
Очевидно, что это далеко не весь перечень существенных вопросов, связанных с развитием торговых сетей. Но авторы статьи уверены, что решением перечисленных задач в той или иной мере занимается большинство компаний. Стоит признать, что в этап интенсивного развития, присущей нашей экономике в текущий период времени, большинство развитых стран вступили на несколько десятков лет раньше. И один из путей решения этих задач - передача определенной части логистических функций внешним компаниям. Действительно, данный шаг позволяет достигнуть следующих преимуществ:
Как было отмечено ранее, компании передают часть функций своих логистических подразделений сторонним компаниям. Именно способность обеспечить выполнение той или иной функции и стала основным классифицирующим элементом компаний - логистических посредников. В настоящий момент принята следующая классификация:
Уровень сервиса и, как следствие, структура организации для классов 1PL и 2PL достаточно традиционны для нашей страны. Определить принадлежность к данным группам несложно. Сложнее классифицировать компанию как 3PL-, а то и 4PL-оператора. В качестве показателей, по всей видимости, лучше использовать следующие области, характеризующие компанию:
Какие же показатели должны быть у настоящего 3PL-оператора? Чтобы ответить на этот вопрос, авторы предлагают рассмотреть варианты появления данного бизнеса. В основном 3PL-провайдерами становятся компании, которые либо развивались путем добавления новых сервисов к основному логистическому профилю своей деятельности, либо выделились из логистических подразделений родительской организации не логистического профиля. Таким образом, "родителями" 3PL-бизнеса могут быть:
Компании групп 1-3 развиваются в 3PL-операторов от уже существующей инфраструктуры через добавление дополнительных услуг и сервисов, часто играя от потребностей уже существующих клиентов. Компании 4-й группы постепенно расширяют свою клиентскую базу за счет компаний-клиентов сходного с родительской компанией формата, получая, таким образом, возможность минимизировать логистические издержки за счет, например, консолидации грузов при дальних поставках. Анализируя более устоявшийся западный рынок логистических услуг, можно сделать вывод, что наиболее популярны пути развития операторов из группы 1-3. Путь развития компаний из 4-й группы напоминает ступени развития человеческого общества. Фактически это смена натурального хозяйства ремесленным строем… внутри отдельно взятой фирмы. В качестве форм взаиморасчета перестали использоваться товары и услуги, основанные, например, на привлечении менеджеров соседнего отдела для выполнения общих задач через нефинансовую мотивацию. Для этой цели стали все более использоваться деньги. Речь идет о выделении дочерней компании и покупке ее услуг. Из вышесказанного следует, что типовой набор 3PL-сервисов может предоставить компания, имеющая либо в собственности, либо на правах аренды следующие объекты (инфраструктура).
Внимательный читатель обратит внимание на поправку в пункте 1, фиксирующую минимально допустимый уровень используемого складского комплекса. Действительно, пути появления компании данной отрасли во всех случаях указывают на развитие через увеличение возможностей по переработке грузопотоков или через повышение качества оказываемых услуг. Поэтому, чтобы далее исследовать требования к 3PL-операторам, необходимо зафиксировать следующие характеристики.
Авторы не претендуют на законченность данного перечня. Указывая данные характеристики, мы хотели апроксимировать их на требования к информационному обеспечению компании - 3PL-оператора. Без информационно-компьютерной поддержки данных структур невозможно было бы как реализовать большинство логистических концепций, так и управлять процессами с последующим пооперационным учетом оказанных услуг. Итак, типовая информационная структура компании 3PL-оператора представляет собой информационное пространство, объединяющее следующие программные комплексы. - Система центрального офиса компании, к задачам которой в большинстве случаев относятся:
- Система управления складом, поддерживающая:
- Система автоматической доставки электронных документов, обеспечивающая:
Как сформулировать требования к степени детализации данных, учитываемых в данном информационном комплексе? Лучше всего через типовой пункт договора с компанией-посредником, в котором раскрывается готовность компании-оператора заплатить штраф в случае, если она не сможет справиться с поставленной задачей согласно установленным нормативам, или через пункт о фиксированной стоимости поставки на определенном маршруте цепи (все риски поставки - на компании-операторе). Обслуживанием данной инфраструктуры и обеспечением стабильности товарного потока занимается, например, следующая организационная структура, представленная на рисунке 1. В подавляющем большинстве случаев, как бы ни формировалась компания, в центральном офисе оператора и на основных складах компании организованы рабочие места для представителей клиентов-поклажедателей. Завершим классификацию 3PL-оператора, следующим тезисом. Компанию, оказывающую услуги по аутсорсингу логистических функций, удовлетворяющую описанным выше показателям по организационной, информационной и инфраструктуре, имеющую возможность тарификации и выставления счетов за свои услуги в автоматическом режиме, можно смело причислять к группе компаний 3PL-операторов. 4PLКак мы отмечали в предыдущей части статьи, эволюционная составляющая присутствует даже в таких наукоемких областях, как логистика и управление цепями поставок. Появление нового уровня в классификации компаний - логистических посредников напрямую связано с тем, что менеджмент ведущих компаний хочет развивать свои конкурентные преимущества и оптимизировать затраты, связанные с управлением цепочкой поставок. Стремление выделиться на конкурентных рынках и есть, по мнению авторов статьи, основной двигатель развития компаний-посредников. Желание менеджмента компаний сконцентрироваться в области своей максимальной компетенции, желание переложить многофакторные риски на сторонние компании, потребность в максимально прогнозируемом размере входной цены товара приводят к тому, что оператор фактически становится владельцем всей логистической цепи своего клиента. И очевидные шаги, отделяющие 4PL от его предшественника, - появление в рамках компании-оператора следующих организационных структур:
Количество информационных систем компании-оператора может не измениться - изменяется список бизнес-процессов, для поддержки которых предназначены эти системы ( 3). Основная принципиальная особенность - наличие и использование компанией-оператором функциональности "Сводное планирование" ERP-систем, что позволяет в автоматическом режиме рассчитывать потребность в товарных запасах торговых точек компании-клиента. В отличие от традиционных для 3PL улучшений, относящихся к отдельным звеньям логистической цепи, 4PL-подход призван оптимизировать логистическую цепь в целом. Сохраняя принятый нами стиль оценок компаний-операторов, не забудем упомянуть об инфраструктуре 4PL. Ее отличия от структуры 3PL в первую очередь обусловлены отличиями организационными, которые увеличивают потребность организации в площадях и кабинетах центрального офиса. Более того, возможны постоянные или временные удаленные рабочие места вне компании, например в структурах клиентов. Таким образом, 4PL-провайдер представляет собой сочетание стратегического и оперативного управления, то есть функций консалтинговой компании, область экспертизы которой в первую очередь относится к бизнес-консалтингу, и 3PL-оператора. РезюмеБудет ли пользоваться спросом предлагаемый набор услуг компаний - логистических посредников? Ответ для 3PL уже сейчас однозначен. Дефицит высококлассных складов, дефицит квалифицированных логистов, региональная экспансия, рост конкуренции - все эти факторы стимулируют торговые компании передавать часть логистики операторам. Отдать на аутсорсинг управление всей цепочкой поставок - гораздо более трудное решение. Одного профессионализма компании-посредника здесь явно недостаточно. Фактор доверия в этом случае кажется первоочередным, а процесс приобретения деловой репутации, к сожалению, растягивается не на один год. Однако замеченная авторами статьи тенденция выделять логистические подразделения в отдельные структуры позволяет надеяться, что данный фактор будет минимизирован при переквалификации этих компаний в посредников класса 4PL. |