Главная страница --> Статьи

Отчет об оценке бизнеса .. | Корпоративная культура росси .. | Десять заповедей Клиента. .. | Корпоративная культура через .. | Социальный профиль российско .. |


СТРАТЕГИЯ НИОКР

НИОКР как бизнес

Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена в два вида деятельности ("два бизнеса"):

  • основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную на удовлетворение рыночных потребностей;

  • неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями корпорации.

Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжениринговых услуг. В отдельных случаях на основе полученных результатов может быть произведена диверсификация деятельности компании. Концепция двойного бизнеса иллюстрируется 1.

1. Инвестиции в НИОКР и коммерческие результаты НИОКР.

Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации (проекты 1-6). Часть средств выделяется на усмотрение руководителя НИОКР и используется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам исследований. Проекты X, Y, Z - расширение формальной программы НИОКР или новые неожиданные возможности, появившиеся в ходе выполнения основной программы. Проекты А-Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам.

В приведенном на 1 примере проекты Х и А, хотя и не планировались первоначально, но при текущем пересмотре тематики НИОКР могут быть включены в планы. Проекты Y и Б перспективны при расширении стратегических планов корпорации. Проекты Z, В создают основу бизнеса 2. Проекты Г, Д  отвергаются ввиду отсутствия коммерческого эффекта.

Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка

Одной из задач стратегического менеджмента корпорации является управление инновациями в ней прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения  от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.

На практике ресурсы фирмы всегда ограничены и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован 2. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.

2. Процесс принятия решений относительно НИОКР.

Стратегия НИОКР играет для сферы  НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР.

Сфера влиянияКорпоративная стратегияСтратегия НИОКР
РесурсыРаспределение между сферами управленияРаспределение между проектами
Критерии определения целейЭкономическая обстановка на рынкеПоложение корпорации на рынке
Области бизнесаПродуктово-рыночная стратегияТехнико-продуктовая стратегия
Объекты планированияПродуктово-рыночный ассортиментБалансировка портфеля проектов
Временной аспектУвязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов
Стратегический менеджмент инноваций

Как известно, идентификация или определение стратегии - лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен схемой на 3.

3. Стратегическое управление инновациями.

Практически фирма может применять различные типы стратегии. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании, более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации конкурентов.

Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.

Успешность применения той или иной стратегии НИОКР зависит от стадии жизненного цикла отрасли (табл. 2).

Таблица 2. Вероятность успешного применения стратегии.

Стадия развития отраслиВарианты стратегии НИОКР
Наступательная
(новые продукты и технологии)
ЗащитнаяЛицензирование
Улучшение продуктовУлучшение технологии
РостВысокаяНизкаяНизкаяНизкая
Замедление ростаСредняяВысокаяСредняяВысокая
ЗрелостьНизкаяСредняяВысокаяСредняя-высокая

Диверсифицированные компании, как правило, производят продукты, находящиеся на разных стадиях своих жизненных циклов. Рыночные позиции этих компаний тоже различны. Матричная техника анализа портфеля таких компаний может использоваться при выборе стратегии НИОКР. На 4 приведен вариант использования для этих целей матрицы "Дженерал Электрик - Мак Кинсей".

4. Рекомендуемые стратегии НИОКР в диверсифицированной корпорации в зависимости от сектора расположения бизнеса.

Обобщающие выводы
  1.  Специфика НИОКР, как бизнеса, состоит в том, что часто возникает ситуация "двух бизнесов": получение и использование в интересах корпорации плановых результатов НИОКР, а также побочных результатов, имеющих коммерческое значение.

  2. Стратегия НИОКР должна строиться на основе общей стратегии бизнеса фирмы. Однако стратегия НИОКР имеет собственное поле применения и свои специфические особенности.

  3. Важнейшим элементом стратегии НИОКР в корпорации является выбор и управление портфелем НИОКР в условиях ограниченности ресурсов корпорации.

  4. Фирма в своей деятельности может использовать наступательную стратегию НИОКР (разработка новых продуктов и технологий), защитную стратегию (улучшение продуктов и технологий), смешанную стратегию, а также лицензирование. Выбор стратегии зависит от рыночного положения фирмы, ее конкурентного статуса, стадии жизненного цикла отрасли и характера портфеля СЗХ (для диверсифицированной фирмы).



Похожие по содержанию материалы:
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ..
Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики ..
EVA: новый взгляд на старые вещи ..
Оценка бизнеса методом чистых активов ..
Отчет об оценке бизнеса ..
Корпоративная культура российских промышленных предприятий: прошлое никогда не умирает ..
Десять заповедей Клиента. ..
Корпоративная культура через регламентацию деятельности сотрудников ..
Социальный профиль российского менеджера ..
Четыре шага до эффективного менеджера ..
Воровской закон: Почему российские компании так страдают от воровства менеджеров ..
Карьера менеджера. ..
4Р? 7С? 2Ц! Или каким должен быть маркетинг. ..


Похожие документы из сходных разделов


Новые реалии и стратегия организации
Введение. Почему именно стратегия ?

Каждая организация действует на основании своей теории бизнеса, другими словами, на основании ряда представлений о том, в чем заключается ее бизнес, каковы ее цели, как определяются результаты, кто ее потребители, что эти потребители ценят и за что платят.

Стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности. Цель практическ .. читать далее


Выбор методов исследования проблем управления предприятием.

Современный бизнес характеризуется быстрым развитием. Ввиду высокой конкуренции наблюдается снижение рентабельности операций. Это приводит к тому, что для поддержания хотя бы status quo, не говоря уже о развитии, фирмам требуется уделять все большее внимание таким элементам менеджмента, как общая стратегия, маркетинговая стратегия, логистика. Это связано с тем, что от правильного выбора направл .. читать далее


Cтратегия развития компании в условиях высококонкурентных рынков.

 

Сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции. Однако до сих пор встречается слишком узкий и пессимистический взгляд на конкуренцию. Хотя иногда от руководителей компаний можно слышать противоположные утверждения, интенсивную конкуренцию в отрасли нельзя рассматривать ни как случайное стечение обстоятельств, ни как неудачу.

Более того, в борьбе за д .. читать далее