Главная страница --> Статьи

Некоторые особенности оценки .. | EVA: новый взгляд на старые .. | Оценка бизнеса методом чисты .. | Отчет об оценке бизнеса .. | Корпоративная культура росси .. |


Анти SWOT

Знал бы, где упаду, положил бы там подушку!
Народная мудрость

Все уже привыкли к методике SWOT-анализа. Многие компании, в том числе и консультационные фирмы, активно применяют этот инструмент для проектирования мер, которые позволяют реализовать стратегию.

Согласно методике SWOT-анализа укрупнено последовательность шагов выглядит следующим образом:

  1. Формулирование списка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Формулирование мероприятий, которые вытекают из пересечения по парам:
    1. сильные стороны - возможности
    2. сильные стороны - угрозы
    3. слабые стороны - возможности

Наверняка многие сталкивались с вопросом, а что писать в оставшемся квадранте: слабые стороны - угрозы. С точки зрения методики SWOT-анализа этот квадрант выглядит абсурдно, т.к. используя угрозы можно лишь усилить слабые стороны... Но что-то всё-таки не так...

Любая концепция управления предостерегает от использования только оптимистических планов и мероприятий. Использование методики SWOT-анализа ведёт к появлению приятной картины лёгкости реализации стратегии, мол всё замечательно сложится (как в мультике "Винни Пух": Входит и выходит!) и стратегия будет реализована. Но, в реальности всё далеко не так...

Задавали ли Вы себе вопрос, используя SWOT-анализ:

  • А что будет, если возможности не выполнят ожидания?
  • А что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
  • А что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
  • А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?

Эти вопросы задают те, кто принимает решения, отвечают за результат и персонал. Где же в этой модели риски?

Все эти вопросы и мысли навели на идею о том, что кроме SWOT-анализа в его традиционной форме необходимо проводить и АНТИ SWOT-анализ.

Что же это такое?

Сами шаги и технология остаются прежними... Но меняются вопросы, которые необходимо задать при формулировании мероприятий на пересечении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами.

1)      Квадрант "сильные стороны - возможности":

a.      Как не реализовать сильные стороны, используя возможности?

b.      Как завышенные ожидания не позволят использовать сильные стороны?

2)      Квадрант "сильные стороны - угрозы":

a.      Как и когда (при каких обстоятельствах) сильные стороны не позволят нивелировать угрозу?

b.      Как усиление угроз снизит сильную сторону?

3)      Квадрант "слабые стороны - возможности":

a.      Как и при каких условиях, изменение слабых сторон не позволяет воспользоваться возможностями?

b.      Как и при каких условиях, завышенные ожидания возможностей позволят нивелировать слабые стороны?

4)      Квадрант "слабые стороны - угрозы":

a.      Как и при каких условиях угрозы усилят слабые стороны?

В целом получается список мер, которые не позволяют реализовать стратегию (антимеры).

Мною бы л проведён АНТИ SWOT-анализ и получились следующие результаты:

  1. Квадрант "сильные стороны - возможности":
    1. Низкая эффективность новых каналов сбыта не позволит воспользоваться высоким потенциалом персонала
    2. Низкий экономический рост не позволит использовать современные мощности и технологии производства
  2. Квадрант "сильные стороны - угрозы":
    1. Усиление конкурентов позволит им переманить персонал и ослабить потенциал персонала
    2. Обвальное снижение платёжеспособности не позволит использовать наработки для привлечения инвесторов
  3. Квадрант "слабые стороны - возможности":
    1. Мы не сможем наладить работу по анализу рынка и не увидим экономического роста в России
    2. Нам не удастся использовать новые каналы сбыта из их низкой эффективности для построения работы по анализу рынка
  4. Квадрант "слабые стороны - угрозы":
    1. Низкая платёжеспособность потребителей будет нами не замечена вследствие отсутствия работы по анализу рынка

Этот гипотетический свод антимероприятий по реализации стратегии кажется немного смешным, но в реальности многое именно так и получается...

Говоря об экономическом росте России в качестве возможности мы должны учитывать, что необходимо определить, а какой экономический рост является для нас возможностью, а какой нет... и т.д.

Образно говоря: ниже определённого (нормативного) значения мы получаем угрозу, а выше возможность...

Поэтому, проводя SWOT-анализ, необходимо использовать и следующие мысли:

  1. Кроме стандартного SWOT-анализа необходимо проводить и АНТИ SWOT-анализ, который помогает определить действия, при которых стратегия не будет реализована.
  2. Стандартный SWOT-анализ необходимо дорабатывать в 2-х направлениях:
    1. Определить при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами
    2. Определить насколько сильные и слабые стороны сильны и слабы соответственно.



Похожие по содержанию материалы:
Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзий ..
Разрабатываем план маркетинга: составление итогового документа ..
Дойти до точки... безубыточности ..
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ..
Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики ..
EVA: новый взгляд на старые вещи ..
Оценка бизнеса методом чистых активов ..
Отчет об оценке бизнеса ..
Корпоративная культура российских промышленных предприятий: прошлое никогда не умирает ..
Десять заповедей Клиента. ..
Корпоративная культура через регламентацию деятельности сотрудников ..
Социальный профиль российского менеджера ..
Четыре шага до эффективного менеджера ..


Похожие документы из сходных разделов


Семь граней стратегического управления предприятием

Д. Б. Мельничук 
Опубликовано в журнале Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2001

По мнению отечественных специалистов [5], в хозяйственной практике современной России механизм стратегического управления находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский ры .. читать далее


КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ SHELL / DPM

В 1975 году Британско-Голландская химическая организация Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики (Direct Policy Matrix). Ее появление было непосредственно связано с особенностями динамики экономической среды в условиях имевшего в то время место энергетического кризиса: перепол .. читать далее


MACS: корпоративная стратегия, активированная рынком

В отличие от обычной матрицы портфельного анализа, позволяющей оценить привлекательность бизнес-единицы для корпорации, MACS учитывает условия, при которых из бизнес-единицы можно извлекать максимальную стоимость. Подробное обоснование - в предлагаемой разработке.

Подход к формированию корпоративной стратегии, применявшийся McKinsey в 1970-е гг., можно схематически представить в в .. читать далее