Характеристика миссии фирмыГруппами, заинтересованными в идентификации миссии фирмы являются:- собственники фирмы,
- сотрудники фирмы,
- покупатели и потребители продукции фирмы,
- деловые партнеры фирмы, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях,
- местное сообщество,
- общество в целом.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МИССИИЕще не выработаны какие-либо универсальные правила формулировки миссии, поэтому на практике существуют разнообразные подходы. Миссия предприятий выражается в понятиях, почерпнутых из практики, таких как: предназначение, стратегические установки, стратегическое видение, кредо фирмы, философия, политика, миссии подразделений, рабочие (деловые) принципы и правила, ценностные ориентации, бизнес-идея, декларация и заявления, общие установки и краткое руководство для персонала, кодекс успешной деятельности, метацели и др. Введем некоторое упорядочение. Миссия, на наш взгляд, должна: - Указывать на сущность и назначение предприятия - это свойство будет описываться понятием <миссия-предназначение> (конкретное понятие, обозначающее вид деятельности фирмы, характер продукции и услуг, круг потребителей, дающее представление о причине ее возникновения и смысле существования).
- Говорить о перспективности фирмы - значит иметь в виду <стратегическое видение> (взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности собирается заниматься организация и каков долгосрочный курс).
- Устанавливать принципы относительно ведения какого-либо конкретного дела, направления, бизнеса - это значит сформулировать понятие <бизнес-идея> (определение потребностей покупателей, или что надо производить; определение группы покупателей, или для кого производятся товары; определение технологического и функционального исполнения, т. е. как удовлетворяются потребности покупателя).
- Говорить о ценностных ориентациях фирмы -значит описывать понятие <миссия-ориентация> (широкое развернутое представление, раскрывающее систему ценностей, которых придерживается руководством и персоналом фирмы, что позволяет судить о ее поведении по отношению к обществу, потребителям и партнерам).
- Сообщать о последних политических установках фирмы - заявлять о таком понятие, как <миссия-политика> (концентрирует в себе набор основных целей развития фирмы, что дает уже более четкое представление о ее поведении в ближайший период и на перспективу).
- Раскрывать назначение и установки ведущих подразделений и других структурных единиц - иметь в виду понятие <миссия подразделений> (детализация миссии фирмы до уровня ее основных ведущих подразделений).
МОТИВАЦИЯ РАЗРАБОТКИ МИССИИ ФИРМЫВ условиях стратегического управления фирмой разработка миссии необходима по следующим мотивам: - выбор миссии-предназначения диктуется главным образом стремлением достичь устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для наращивания стратегического потенциала фирмы;
- миссия способствует формированию или закреплению определенного желаемого имиджа фирмы в представлениях субъектов внешней среды;
- миссия способствует единению внутри организации, развитию корпоративного духа за счет того, что:
- делает ясными для сотрудников общую цель (в виде качественной формулировки), предназначение существования фирмы;
- способствует созданию на фирме благоприятного климата, поскольку выражает философию, принципы, ценностные ориентиры фирмы, принимаемые как руководством, так и остальными сотрудниками;
- сотрудники легче осознают свое место на фирме, быстрее и четче определяют свою роль, концентрируют свои усилия в согласии с целями фирмы;
- миссия дает возможность организовать более действенное управление, поскольку:
- является базой разработки целей, устанавливая направленность развития и допустимые границы маневрирования, что обеспечивает непротиворечивость набора целей;
- обеспечивает стандарты (на уровне подходов) для распределения ресурсов и создает базу для оценки использования ресурсов в деятельности фирмы;
- определяет для сотрудника смысл и содержание его деятельности, что позволяет последнему более полно проявить свои способности.
|