Главная страница --> Статьи

ERP-стажер: кратчайший путь .. | Идти ли в IT .. | EPAM в десятке лучших разраб .. | Банковский сектор РФ растет .. | ABC Focus .. |


Чем они могут мне помочь? (или преимущества найма консультантов)

А может быть, все-таки есть? В западных компаниях уже давно для решения проблем, которые не могут решить, или не в состоянии решить внутренние менеджеры ("бумкает в голове"!), приглашают сторонних специалистов (консультантов). И дело даже не в том, что они умнее внутренних менеджеров, у них просто не "бумкает" в голове!

В развитых странах мира консультационная деятельность уже давно превратилась в индустрию с много миллиардными оборотами. Годовой оборот консалтинговых фирм США превышает весь объем экспорта России, включая нефть. Одна из крупнейших транснациональных консалтинговых компаний мира в прошлом году только на авиабилеты потратила 500 млн. долл. Международные консалтинговые компании формируют штат своих сотрудников из лучших выпускников, лучших бизнес школ мира и представителей высшего менеджмента компаний, уходящих в отставку. Недаром одна из известнейших консалтинговых компаний мира носит название Ernst & Young. Между этими полюсами в консалтинговых компаниях работают лучшие специалисты и профессионалы практически по всем отраслям бизнеса.

В развитых странах существует даже такое понятие, как "консультантовооруженность", которое определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тыс. чел, в США - 4.% тыс. чел., в странах Западной Европы - 12,5 тыс. чел., в развивающихся странах -250-300 тыс.чел.

А что же в России? Российский рынок консалтинга очень быстро проходит тот путь, который прошли в своем развитии западные рынки, однако определенный временной разрыв сохраняется. То, что успело выйти из "консалтинговой моды" на Западе, российские компании только начинают осваивать. Первые консалтинговые компании возникли не без помощи различных программ технического содействия, которые в большом количестве реализовывались в 90-е годы, прошлого века. Большинство отечественных консультантов выросло на западных учебниках, занимаясь переработкой накопленного зарубежного опыта для применения в российских условиях.

Не смотря на свою относительную молодость, российский консалтинг уже заявляет себя полноправным игроком на пространстве российского бизнеса. Существует целый ряд чисто российских компаний, которые оказывают высокопрофессиональные услуги по самым различным вопросам функционирования деятельности предприятий и организаций. Наработаны собственные технологии, методы и методики, накоплен опыт консультационной деятельности, формируются профессиональные ассоциации, работают школы подготовки консультантов, разрабатываются и внедряются стандарты профессиональной деятельности консультантов.

Что же такое консалтинг?

Консалтинг - это профессиональная помощь со стороны внешних специалистов руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития. Как правило, данная помощь реализуется в виде консалтинговых проектов, которые включают в себя диагностику, планирование действий и выработку решений, внедрение выбранных решений, завершение проекта и мониторинг реализации внедренных рекомендаций.

В дальнейшем, мы планируем, более подробно рассказывать о консалтинге, как индустрии бизнес услуг. Какие виды консалтинга существуют, как строится и реализуется консалтинговый проект, как выбирать консультантов и множество других вопросов, которые неминуемо встанут перед руководителем предприятия, решившим использовать интеллектуальный внешний ресурс в виде найма консультанта, будут регулярно освещаться в этом издании.

В этой статье мы хотели бы попытаться ответить на вопрос потенциальных покупателей консалтинговых услуг - В чем преимущества использования консультантов в моем бизнесе и когда это целесообразнее всего делать?

Можно выделить несколько ситуаций, в которых приглашение консультантов может быть оправдано, и принести пользу организации.

  1. У Вас возникла проблема, требующая выделения специалистов, которые будут заниматься исключительно ее решением.
    У Ваших штатных сотрудников есть свои повседневные обязанности в рамках текущей деятельности. Компании, стремящиеся к снижению издержек, не могут позволить себе содержать значительный штат сотрудников. А поиск и найм их требует времени и издержек. Консультанты в данном случае являются дополнительным трудовым ресурсом, который доступен, когда он необходим, и удаляется, когда необходимость в нем прошла.
  2. Когда задача/проблема носит комплексный, долгосрочный, системный характер.
    Для этого необходимо переосмыслить долгосрочную стратегию развития, философию управления, разработать или изменить корпоративную культуру, осуществить реструктуризацию компании. Если масштаб задачи таков, что для ее решения необходимо осуществить радикальные комплексные преобразования в системе управления, принципах построения бизнеса, лучше всего пригласить сторонних экспертов, которые привнесут свежие идеи, проверенные методы и предоставят необходимые ресурсы.
  3. Когда проблема носит разовый, ситуационный характер.
    Если задача/проблема не носит повторяющегося, рутинного характера, эффективнее не создавать внутренний организационный потенциал для ее решения, а приглашать консультантов.
  4. Когда существуют расхождения во взглядах на проблему и пути ее решения.
    В этой ситуации консультанты способны объективно оценить проблему и предложить пути ее решения, так как они свободны от штампов, предубеждений и привязанностей, имеющихся у клиента. Наконец, консультант является независимым и незаинтересованным лицом в том смысле, что его единственным интересом является, наиболее эффективное разрешение реальных задач/проблем заказчика и у него нет конфликтующих личных интересов.
  5. Когда цена решения задачи/проблемы и связанная с этим ответственность достаточно высока.
  6. В этом случае консультанты помогут выявить "подводные камни", дополнительные риски и могут выступить дополнительным источником информации при окончательном принятии решения.
  7. Когда задача/проблема нова для клиента и необходимы дополнительные ресурсы - знания и опыт экспертов в соответствующей области.
    В этом случае консультанты могут предложить свои технологии решения, подобрать и обучить персонал для дальнейшего сопровождения внедренных бизнес процессов.

Можно выделить следующие преимущества использования консультантов по отношению к своим специалистам и менеджерам:

  • Это независимый от Вас специалист, он не работник Вашей организации, следовательно результаты его работы отличаются объективностью,
  • Внешний консультант, работая во многих организациях, имеет опыт решения проблем в этих организациях и ему легче диагностировать проблему, найти способы ее решения, чем менеджеру или внутреннему консультанту,
  • Работа консультанта, это всегда взгляд со стороны, что весьма полезно, для осознания проблем организации,
  • Консультант постоянно обучается, контролирует всю информацию по своим вопросам, вращается в среде консультантов своей фирмы, усваивая их знания и опыт,
  • Мотивация его деятельности выше, чем у внутреннего сотрудника, так как его вознаграждение, доступ к стажировкам и программам обучения, распределению прибыли и возможности стать партнером фирмы напрямую зависят от качества проделанной работы и профессионального уровня.

Напоследок, перечислим основные принципы и методы работы консультанта в клиентской организации:

  • Сохранять полную конфиденциальность по отношению к полученной от клиента информации.
  • Поддерживать атмосферу сотрудничества с клиентом, основанную на взаимном доверии.
  • Отказываться от проекта, в случае отсутствия уверенности в успешном его выполнении.
  • Не давать рекомендаций и не совершать действий, идущих вразрез с законодательством.
  • Честно и своевременно информировать клиента о любом риске или препятствие (например, конфликт интересов) при выполнении проекта.
  • Продвигать данные принципы на все сторонние компании и лица, задействованные в выполнении проектов.



Похожие по содержанию материалы:
Мифы и реалии компонентной автоматизации ..
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ? ..
ERP-стажер: кратчайший путь к высокой зарплате ..
Идти ли в IT ..
EPAM в десятке лучших разработчиков ПО в мировом рейтинге ИТ-компаний Software 500-2007 в категории ..
Банковский сектор РФ растет и воспитывается на Клиент-Коммуникаторе ..
ABC Focus ..
Кто будет проводить реинжиниринг? ..
Simulink ..
Доходное место ..
Контролеры над инсайдом ..


Похожие документы из сходных разделов


Краткий обзор англоязычных словарей и глоссариев терминов логистики

Разработка стандартизированной международной терминологии в логистике является актуальной проблемой, решением которой занимаются многие организации различного статуса во всем мире. Некоторые из них видят свою задачу не только в унификации и стандартизации существующего словаря, но и в создании новых терминов.

Среди печатных публикаций наиболее известны издание Европейской логистической а .. читать далее


Консультант, директор – один ум хорошо,...

Рассмотрим две категории служащих – директоров и консультантов. Кто есть кто, кто кому нужен и зачем. Тот ли это случай, когда солдат без короля запросто, а вот "король без армии своей…". И кто здесь король? Почему директора иногда становятся консультантами, а последние первыми? Консультант – это профессия или образ жизни? А директор? Консультант должен быть умудрён опытом или нормально когда д .. читать далее


Ловушка для консультанта

Коучинг, как любое сильнодействующее средство, может быстро принести пользу, но может и навредить: при неумелых действиях консультанта проблемы клиента не только не решаются, но и усугубляются.

В переводе с английского глагол to coach означает «тренировать, готовить к соревнованиям или экзамену». Существительному coach соответствует наше «тренер». Второе значение этого слова — «вагон» или .. читать далее