Внедрение стратегического управленияСтратегия – это не эфемерные мечтания, а вполне конкретные цифры, люди и дела. В этой статье мы описываем один из вариантов внедрения стратегии за короткий период. Коротким он получается не потому, что этот процесс простой, а потому, что мы постарались сделать эти четыре недели и четыре дня максимально насыщенными. Ни мы, ни, надеюсь, вы не любим тратить время попусту. Множество исследований показывает, что на «западе» более 90% компаний, имеющих подробнейшие стратегические планы, на практике не добиваются поставленных целей. Не будем пытаться это доказать: если хотите, почитайте Нортона и Каплана. Мы же покажем шаги, которые надо предпринять, чтобы стратегия все же была реализована. Прежде всего, в компании должна быть выделена единица, ответственная за реализацию стратегии. Назовем ее Отделом Управления Стратегией (ОУС). «Те, кто думает, что речь идет всего-навсего о новом названии для традиционного отдела стратегического планирования, ошибаются: в действительности ОУС выполняет совсем другие функции. Отделы планирования, как правило, составляют план реализации стратегии на ближайший год, но процессом реализации не занимаются. Между тем компании, использующие BSC, уделяют очень серьезное внимание пропаганде корпоративной стратегии, понимая, что без этого эффективное исполнение невозможно. Они следят за тем, чтобы общекорпоративный план нашел адекватное отражение в планах всех отделов и департаментов, чтобы проводимые в компании мероприятия способствовали выполнению общего плана, а программы профессионального совершенствования и индивидуальные рабочие планы сотрудников были скоординированы со стратегическими целями. Более того, такие компании постоянно проверяют актуальность принятых стратегий и проводят их корректировку в соответствии с меняющимися условиями конкуренции. Для координирования всей этой деятельности и формируется ОУС. И хотя новая структурная единица берет на себя не всю работу по реализации стратегии, она становится центром управления, органом, который налаживает процессы в масштабах всей компании», – Роберт Каплан, Дэвид Нортон, «Отдел управления стратегией», HBR, Январь, 2006 Я рекомендую вам ознакомиться с этой статьей. Примечательно, что в ней приведена практическая рекомендация по численному и функциональному составу Отдела Управления Стратегией. Также вы сможете ознакомиться в ней с несколькими «кейсами» – практическими примерами того, как организации добивались устранения стратегического разрыва с помощью ОУС. Итак, мы создали ОУС. Дальнейшие шаги по внедрению стратегии в жизнь я приведу в формате сценария использования вами внешних консультантов типа меня. Заметьте – в данном сценарии не приглашается управленческий консультант. Разработка самой стратегии (если самостоятельно это сделать вам не под силу) – удел действительно управленческих консультантов типа McKinsey&Co. Данный вариант рассчитан на то, что у вас уже есть стратегия: какая-никакая, но есть! День первый и второй: формирование командыВ ходе первых двух дней из представителей компании-консультанта и ОУС формируется совместная команда. Результат такого формирования – Устав проекта, детально описывающий рамки проекта, механизмы взаимодействия внутри проектной группы, процедуры решения проблем и методика управления рисками. Конечно же, начало проекта должно быть инициировано соответствующим приказом по предприятию. Неделя: подготовкаПримерно неделю после такого kick-off проектная группа посвящает подготовке к ключевому событию проекта – семинару топ-менеджеров. Ваши представители согласуют с вашим топ-менеджментом даты такого семинара, а консультанты углубленно изучают вашу систему стратегического управления «As-Is», чтобы сформировать основу вашей будущей стратегической модели из реально работоспособных частей этой системы. Два самых важных дня: семинар топ-менеджмента в глухой тайгеКак это ни трудно, но – собираем всех директоров и вывозим их куда-нибудь, где нет сотовой связи. Это очень нужно сделать. И это нельзя «размазывать» по 4 часа на 4 дня или по 2 на 8. Это всего лишь два дня – и это такая же производственная необходимость, как, например, собрание акционеров. Первый день
Сразу после семинара около одной рабочей недели консультанты тратят на полную формализацию всего того, что «наштормили» топ-менеджеры в ходе семинара. Формализация должна закончиться разработкой Стратегической модели верхнего уровня. Требуйте от консультантов максимально полную документацию по такой модели в доступном виде, т.е. на бумаге плюс на удобном, условно бесплатном электронном носителе – например, в Excel. И не забудьте потребовать от них полное описание методики разработки и управления стратегической моделью. Еще неделя: достучаться до среднего звенаСледующий шаг – семинар или серия семинаров для менеджеров среднего звена. Главная цель – ознакомление:
Менеджеры среднего звена должны понять: «Что хочет от них руководство» и «Что им самим необходимо для того, чтобы отвечать ожиданиям топ-менеджмента». Здесь еще не разрабатываются показатели 2-го, 3-го и т.д. уровней, но достигается абсолютное понимание, как это нужно делать. И последняя неделя:Последнюю неделю (или две, но не больше!) вы должны потратить на:
Вы сами видите, что такая работа не должна стоить безумных денег! Поскольку вы сами практически всю работу и проделали. А дальше? Дальше – фаза развития стратегической модели с параллельной автоматизацией, так как без автоматизации очень ветвистое дерево стратегии становится просто неуправляемым, а значит, люди перестают верить в то, что они смогут вносить свой вклад в стратегию компании. Тут-то как раз важно, чтобы выбираемый программный продукт поддерживал множественность методологий и максимальную визуализацию стратегического дерева. P.S.Итак, вам нужна модернизация, нормализация, систематизация и т.п. ваших KPI? Но вам кажется, что все это либо непомерно объемная, либо планомерно долгая процедура? Как и в любом большом деле, важно знать, каков первый шаг и, что еще более важно, шаг этот сделать. Описанный здесь «прорывный» проект – это и есть тот самый шаг. Но нужно обязательно помнить: 4 недели! Этот срок – самое обязательное условие всей задумки. |