Цена корпоративного управленияСтатья вышла в третьем номере журнала. Полностью номер можно прочитать на сайте Призывы к повышению качества корпоративного управления звучат повсеместно, но фактической информации о его влиянии на финансовые показатели компании зачастую недостает. За последние годы Корпоративное управление: три опроса инвесторов Акционеры и инвесторы становятся все более активными , поскольку все очевиднее становится связь между качеством корпоративного управления и уровнем их доходов, а в последнее время и убытков. Тем не менее связь между активностью акционеров и уровнем их доходов настолько сложна, что неоднократные попытки установить ее и сделать однозначные выводы для практического применения не заканчивались успехом. Учитывая это, McKinsey провела три опроса, чтобы выяснить, что акционеры думают о ситуации с корпоративным управлением в разных регионах мира и, главное, сколько они готовы платить за хорошее корпоративное управление на развитых и развивающихся рынках. В опросах, проводившихся при содействии Всемирного банка, профессора Сэнгйонга Парка из университета Йонси и региональных представительств журнала Institutional Investor, приняли участие более 200 институциональных инвесторов ( 1), управляющих в совокупности активами на сумму свыше $3 трлн. Первый опрос, в ходе которого изучалось отношение к вложениям в азиатские компании, был проведен осенью 1999 г. В нем приняли участие 84 респондента, из которых 82% имели опыт инвестиций в этом регионе и под управлением которых находились активы на сумму свыше $1 трлн. Второй опрос прошел в то же время в США и Западной Европе;его участниками стали 42 респондента, 95% которых уже вкладывали средства в этих странах и под управлением которых находились активы на сумму свыше $550 млрд. В ходе третьего опроса, проведенного весной 2000 г. , изучалось отношение инвесторов к вложениям в латиноамериканские компании. В этом опросе участвовало 90 респондентов, 70% из них имели опыт таких инвестиций и под их управлением находились активы на сумму свыше $1, 5 трлн. Три четверти инвесторов отметили, что при принятии решений об инвестировании в ту или иную компанию они придают практике функционирования совета директоров не меньшее значение, чем финансовым показателям компании. При этом для латиноамериканских компаний почти половина респондентов считают первый фактор даже более важным. Свыше 80% респондентов отметили, что при равных финансовых показателях двух компаний они заплатят больше за акции компании с хорошим корпоративным управлением. (Мы определили несколько признаков хорошего корпоративного управления:большинство мест в совете директоров компании принадлежит внешним директорам, не участвующим в оперативном управлении, в компании существуют формальные процедуры оценки деятельности директоров, компания уделяет большое внимание мнению инвесторов о практике корпоративного управления, членам совета директоров должны принадлежать значительные доли в компании, а большая доля их вознаграждения должна выплачиваться в форме опциона на акции). Особенности корпоративного управления на развивающихся рынках При обсуждении роли корпоративного управления в развивающихся странах все еще звучит мнение о неприменимости англо–американской модели, ориентированной на рост акционерной собственности. В Азии причинами называют большую долю компаний, контролируемых семьями или кланами, в постсоветских странах в пример приводят крупные компании, контролируемые одним собственником, который и занимается оперативным руководством. Однако результаты проведенного McKinsey исследования корпоративного управления на развивающихся рынках показали, что создание четкой системы корпоративного управления дает здесь прямую финансовую выгоду. Глобальные и локальные инвесторы готовы платить значительно больше за акции компаний, в которых приняты жесткие стандарты корпоративного управления. ПРЕМИЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Если инвесторы действуют согласно своим заявлениям, то должна существовать явная связь между рыночной стоимостью компании и уровне ее корпоративного управления. Чтобы проверить наличие такой связи, мы изучили 188 компаний, работающих на рынках шести стран с развивающейся экономикой [3]. Каждая компания была оценена на соответствие принципам корпоративного управления, принятым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (табл. 1). Для обеспечения сопоставимости результатов рейтингов мы разработали однозначные критерии присвоения рейтинговых оценок. Чтобы избежать возможной субъективности оценок, каждая группа исследователей получила задание составить рейтинги компаний на каждом из рынков[4]. Результаты исследования полностью подтвердили нашу гипотезу о прямой связи между уровнем корпоративного управления и капитализацией компании. Корпорации, получившие высокие показатели в нашем рейтинге, имеют и более высокое отношение рыночной цены акции компании к балансовой стоимости ее активов (price-to-book ratio) [5]. Наша гипотеза оставалась верной и после того, как мы изучали финансовую результативность компании (измеренную показателем доходности капитала), размер компании и другие характеристики деятельности. Инвесторы больше доверяют компаниям, демонстрирующим готовность защищать права акционеров, регулярно публикующим финансовые отчеты и имеющим независимый совет директоров, контролирующий работу менеджеров, и готовы платить премию за эти преимущества. Этот вывод оказался неизменным даже с учетом различий в методах и приоритетах корпоративного управления в разных компаниях[6]. Размеры надбавки к цене акции могут быть весьма значительными. Наше исследование показало, что компания любой отрасли и любой страны происхождения может рассчитывать на 10-12%-ный рост капитализации при условии эффективной реализации любого из 15 принципов хорошо организованной системы корпоративного управления ( 2). Это- вполне существенная прибавка, даже несмотря на то, что она ниже значений, указанных инвесторами в опросе. Например, балансовая стоимость активов мексиканского производителя продуктов питания В результате нашего исследования было обнаружено существенное различие рейтингов компаний в зависимости от их страновой принадлежности. В целом наивысшие оценки получили южнокорейские и малайзийские компании, самые низкие показатели корпоративного управления достались мексиканским и турецким корпорациям ( 3). Первенство Азии объясняется усилиями по улучшению системы корпоративного управления, предпринятыми в Южной Корее и Малайзии после азиатского кризиса 1997 г. Ни в Мексике, ни в Турции аналогичные меры после кризисов 1994 г. предприняты не были. Еще одним фактором, обеспечившим преимущество южнокорейских и малайзийских корпораций, является большая развитость и устойчивость рынков капитала в этих странах. Это свидетельствует о большем числе иностранных инвесторов, которые предъявляют спрос на хорошее корпоративное управление, заставляя компании меняться. Лидером среди развивающихся стран в совершенствовании методов работы советов директоров и в расширении прав акционеров стала Южная Корея — именно южнокорейские компании первыми в Азии стали проводить реформы в сфере корпоративного управления [7]. В улучшение ситуации внесло свой вклад и правительство страны, потребовавшее от крупнейших банков и чеболей [8] предоставить большинство мест в совете директоров внешним директорам и расписать сферы ответственности совета директоров. Также власти сняли ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале южнокорейских корпораций, дав, тем самым, импульс развитию конкуренции, и снизили минимальное число акционеров, необходимое для подачи судебного иска против членов совета директоров, подозреваемых в нарушении прав акционеров. Вскоре после этих реформ южнокорейская общественная организация ОБГОНЯЯ КОНКУРЕНТОВ Внедрение эффективной системы корпоративного управления может помочь компании в конкурентной борьбе. Мы изучили деятельность 11 компаний из семи стран, которым удалось добиться значительных улучшений в практике корпоративного управления. Как и ожидалось, показатели роста их капитализации после проведенных изменений также заметно улучшились, динамика курса их акций в период с мая 2000 г. по май 2001 г. как минимум на 20% превышала страновые фондовые индексы. [1] Опрос был проведен среди участников международной конференции Global Private Equity Conference, проведенной под эгидой Международной финансовой корпорации в мае 2001 г. Всего в опросе участвовало 46 респондентов — частных инвесторов, управляющих активами на общую сумму 5 млрд долл., 90% которых инвестировано в экономику развивающихся стран. [2] См.: McKinsey & Company's Emerging Markets Investors Opinion Survey 2000. В ходе опроса мы предложили институциональным инвесторам высказать свое мнение о проблеме корпоративного управления, а также свое отношение к возможности выплаты надбавки к цене на акции компаний с эффективным управлением. В целом участники опроса управляли активами на сумму около 3, 25 трлн долл. [3] Индия, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Тайвань и Турция. [4] При проверке наличия связи между величиной рыночной оценки компании и качеством корпоративного управления мы применили статистический метод наименьших квадратов. В качестве независимой переменной был использован совокупный рейтинг (балл)корпоративного управления компании, выраженный в виде процентного отношения к среднему в конкретной отрасли или на конкретном региональном рынке рейтингу. В качестве зависимой переменной было взято отношение рыночной цены акции компании к балансовой стоимости ее активов в расчете на 1 акцию (price-to-book ratio)на конец 1999 финансового года, также выраженной в процентах по отношению к средней в данной отрасли или на данном рынке величине. Значение коэффициента, выражающего отношение рыночной цены акции компании к балансовой стоимости активов в расчете на 1 акцию, выше средней величины на данном рынке, означало, что местные инвесторы были готовы платить добавку к цене на акции этой компании. [5] Этот результат имел уровень статистической значимости, равный 95%. [6] Так, топ-менеджеры южнокорейских компаний считают приоритетными задачи обеспечения равных прав акционеров и проведение реформы работы советов директоров, в то время как менеджеры мексиканских корпораций акцентируют внимание на важности прозрачной бухгалтерской отчетности. [7] Более подробно об этой стороне деятельности южнокорейских компаний см.: Dominic Barton, Robert F. Felton, Ryan Song «Building Asian boards» // The McKinsey Quarterly, 2000, 4 special edition: Asia revalued, pр. 64-73. [8] Чеболи — южнокорейские компании ряда обрабатывающих отраслей, объединенные в конгломерат под началом одной материнской компании. Входящие в чеболь компании обычно владеют перекрестными пакетами акций и нередко являются частью единого семейного бизнеса. — Прим. ред. Пол Кумз(Paul Coombes)— директор McKinsey, Лондон |