Сопротивление переменам и его преодолениеНесмотря на важность перемен, многие люди отвергают их. Они боятся перемен и противостоят им, потому что перемены ставят под угрозу привычные идеи и мнения. Причин для этого много: разочарования, связанные с неудачным прошлым опытом, страх перед неизвестностью, недоверие, отсутствие информации, недостаточная связь с корпоративной культурой и другие. В организации существует два типа людей: - Люди, убежденные, что они — жертвы перемен. Они сопротивляются, злятся и нередко впадают в депрессию.
- Люди, которые полностью поддерживают перемены, разрабатывают и реализуют их.
Сопротивление оказывается особенно сильным на начальной стадии реализации перемен, потому что некоторые люди чувствуют себя неуверенно и воспринимают предложенные перемены как угрозу. Возникают конфликты, участники которых часто вспоминают «старое доброе время». Можно привести следующие аргументы сопротивления переменам: У нас и так хорошо получается — почему нужно что-то менять? Мы уже — лидеры рынка. С организационной точки зрения это абсолютно невозможно. Мы всегда работали именно так, и у нас не было никаких проблем. Сейчас мы слишком заняты, чтобы это затевать. Это дорого обойдется — у нас есть для этого средства? Так ли это необходимо? Мы уже много раз это пробовали, и ничего не получалось. Эти менеджеры знают о том, как мы заняты? Прекратите! Это никогда не будет работать. Это противоречит нашим принципам. Наша организация слишком мала для этого. Это ничем не обосновано. Я знаю, что это не получится. Если вы хотите, то можете подумать об этом, но мне нравится, как мы работали до сих пор, и я намерен продолжать в том же духе.
По мнению Джеймса О'Тула [O'Tool, 1996], есть много причин, по которым люди сопротивляются переменам. Приведем здесь этот список из тридцати трех причин. - Гомеостаз: перемены для природы — неестественное состояние.
- Бремя доказательств: презумпция в пользу сохранения статус кво: доказывать свою правоту должны сторонники перемен.
- Инерция: требуется значительная энергия, чтобы изменить курс.
- Удовлетворенность: многим людям нравится существующее положение вещей.
- Незрелость: предпосылки для перемен еще не созрели, время не пришло.
- Страх: люди боятся неизвестного.
- Собственные интересы: перемены могут быть хороши для других, но не для нас.
- Недостаточная уверенность в себе: мы не готовы к новым вызовам.
- Шок будущего: перемен слишком много, и мы начинаем им сопротивляться.
- Тщетность: перемены представляются нам поверхностными, косметическими, иллюзорными. К чему суетиться?
- Нехватка знаний: мы не знаем, как и что менять.
- Человеческая природа: люди склонны к конкуренции, агрессивны, завистливы, эгоистичны, не склонны к альтруизму.
- Цинизм: мы подозреваем, что у инициатора перемен свои интересы.
- Порочность: перемены привлекательны, но мы боимся, что непредусмотренные последствия перемен будут опасными.
- Гениальный индивид против групповой посредственности: те из нас, кого не отличает высочайший интеллект, не могут оценить мудрость перемен.
- Амбиции: влиятельные люди не желают признать, что они ошибались.
- Сиюминутная ориентация: люди хотят получить результат немедленно.
- Близорукость: мы не способны увидеть, что в перспективе перемены полезны для нас.
- Лунатизм: большинство из нас не понимают, какой дорогой идут.
- «Снежная слепота»: групповое мышление, конформизм.
- Коллективные фантазии: мы часто не учитываем реальный опыт и находимся в плену предвзятых мнений.
- Внутригрупповой шовинизм: мы правы, а те, кто хочет перемен, — заблуждаются.
- Заблуждение исключительности: перемены могут работать для других, но мы от них отличаемся.
- Идеология: у нас разное мировоззрение и ценности.
- Институционализм: индивиды могут меняться, а коллективы — нет.
- Natura no facit saltum — Природа не любит скачков.
- Добродетель сильных: кто мы такие, чтобы ставить под сомнение решения лидеров, которые выбрали нынешний курс.
- У перемен нет опоры: меньшинство решительнее защищает статус кво, чем большинство — перемены.
- Детерминизм: успешные перемены по плану невозможны — все идет естественным путем.
- Научность: уроки истории — это наука, которая не имеет отношения к практике.
- Привычка.
- Деспотизм обычая: идеи агентов перемен воспринимаются как упрек обществу.
- Бездумность.
Многие подобные реакции могут полностью остановить процесс перемен, если на них не будет адекватного ответа. Часто можно выделить следующие шесть стадий сопротивления переменам: - Пассивность. Люди информированы о новых планах, но реакция на них сдержанная и неопределенная.
- Отрицание. Люди настроены скептически, считают предложенный план перемен необоснованным. Это часто выражается в таких комментариях: «Что за нелепая идея? Кто ее выдумал? Это точно не будет у нас работать».
- Злость. Если планы продолжают реализовывать, люди злятся и уходят в тень.
- Переговоры. Люди пытаются прийти к компромиссу (при помощи переговоров), соглашаясь на минимальные перемены и частично принимая программу перемен.
- Кризис. План продолжает реализовываться по полной программе, работа над ним завершается, людям приходится соглашаться на пере мены. Результат — пассивное поведение тех, кто не принял перемены, а иногда — депрессия.
- Принятие. Перемены уже стали элементами рабочего процесса. Теперь вы часто слышите: «Да, это работает! Надо было еще раньше начинать».
Эти стадии нужно вовремя замечать, чтобы принимать адекватные меры. Во время стадий пассивности и кризиса менеджеры должны стремиться к пониманию и быть готовы выслушивать негативные мнения сотрудников. На стадиях отрицания, злости и переговоров руководству следует занять более жесткую позицию. Нужно быстро замечать изменения в настроении сотрудников и как можно быстрее двигаться к стадии принятия. Вот почему тех, кто полностью принимает перемены, нужно привлекать к реализации программы как можно раньше. Джон Коттер [Kotter, 1996] объясняет: перед тем как понять и принять предложенные перемены, большинство людей хочет получить ответы на многие вопросы, например: Что это значит для меня? Что это значит для моих друзей? Что это значит для организации? Какие есть альтернативы? Есть ли что-то лучшее? Если придется работать по-другому, смогу ли я? Как мне обучиться новым навыкам, которые понадобятся? Мне нужно будет чем-то пожертвовать? Чем именно? Что я чувствую по этому поводу? Действительно ли я верю, что перемены необходимы? Действительно ли я верю тому, что будет в будущем? Есть ли правильное направление, в котором мы должны двигаться? Может быть, другие пытаются что-то получить за мой счет?
Непонимание — это, по мнению Макколла [1998], одна из самых распространенных причин того, почему люди не меняются. Внизу приведены наиболее распространенные ответы, полученные Макколлом от менеджеров на его вопрос о том, почему они не меняют то, что заведомо требует изменений. Ответы показывают, что обучению и внедрению перемен часто мешает плохая организация процесса коммуникаций и неточная или неверная информация. Макколл считает, что это часто происходит из-за того, что люди не хотят слушать и принимать мнения других или обратную связь от них. Почему люди не желают меняться Отсутствие обратной связи Не понимают Не слушают Не верят Не принимают Людей пытаются заставить признать их ошибки и недостатки Не соответствуют представлениям о себе Намеренно не слышат Все принимают слишком близко к сердцу Склонны к чрезмерным реакциям С трудом воспринимают критику Не верят в искренние мотивы других Источник не вызывает доверия Другие не знают, какой я на самом деле Боязнь, что неприятные факты окажутся правдой Гордость Выгодно все оставить по-старому Нужно много времени и энергии Затраты превышают возможные выгоды Это навязано извне Лично не участвуют в переменах Неясно, что менять Нужно отказаться от чего-то ценного Нет примеров, образцов для подражания Подходит нынешний способ работы Нет поддержки Нет стимула для перемен Запуганы другими Слишком заняты Боязнь неудачи Слишком ленивы Боязнь оказаться в уязвимом положении Уверенность в собственной правоте Желание нравиться другим сотрудникам Перемены подрывают уверенность в себе
На основе собственного опыта внедрения перемен сформулированы десять практических правил, которые усиливают сопротивление переменам [Rampersad, 2002]. См. текст ниже. Эти правила применяются, чтобы показать менеджерам и сотрудникам, что им нужно «разучиться» делать. Данные правила полностью противоречат философии универсальной системы показателей деятельности. Что нужно делать, чтобы создать сопротивление переменам - Игнорируйте топ-менеджеров и других ключевых лиц, когда принимаете решения о существенных переменах. Держите решения в секрете, а потом величественно и неожиданно объявляйте о них.
- Распространяйте ложную информацию о том, что, почему и как будет меняться в организации, не рассказывайте о последствиях перемен, а еще лучше вообще не давайте никакой информации. Молчите или высказывайтесь двусмысленно. Не обсуждайте с людьми, вовлеченными в перемены, необходимость, полезность и позитивные последствия перемен. Позаботьтесь о том, чтобы люди не считали программу перемен важной.
- Создайте атмосферу страха и недоверия. Стимулируйте эгоизм и продолжайте работать старыми способами и методами, используйте прежние нормы.
- Вы все знаете лучше других и хотите, чтобы так все и оставалось. Информация — это власть, не правда ли? Поэтому позаботьтесь, чтобы никто не знал больше, чем вы. Не делитесь своими знаниями с остальными и запретите это делать другим работникам. Поощряйте их раз за разом «изобретать велосипед». Используйте принцип «разделяй и властвуй».
- Не обращайте внимания на развитие у ваших сотрудников навыков, которые им понадобятся в новых условиях. Пусть они сами о себе подумают. Позаботьтесь о том, чтобы люди не знали, как функционирует организация и как удовлетворять желания клиентов. Не давайте им возможности принимать решения о тех процессах, за которые они несут ответственность.
- Наказывайте и ругайте людей, предложивших хорошие идеи. Разрешите работникам критиковать идеи друг друга. Резко ругайте их и ни в коем случае не хвалите.
- Не проявляйте мягкости, не принимайте во внимание личные амбиции работников в ходе перемен. Их предпочтения и интересы не имеют никакого значения. Они сами должны о себе заботиться.
- Не прощайте ошибок, даже небольших. Резко ругайте людей, допустивших ошибки, и первым набрасывайтесь на них. Дайте понять, что за ошибки их могут уволить, перевести на другую должность или еще как-нибудь наказать.
- Игнорируйте людей, которые сопротивляются переменам или критикуют их. Настаивайте на ваших собственных предложениях и «проталкивайте» их, несмотря на сопротивление.
- Сразу начинайте масштабные перемены с решения наиболее сложных проблем.
Тем не менее есть важные методы, которые позволяют решать проблему сопротивления переменам. Изучите следующие рекомендации: Создайте комфортную обстановку и атмосферу включенности в процесс перемен. Развивайте у сотрудников уверенность в своих силах и приверженность к переменам, давайте им возможность понять их собственные интересы и реализовать их в работе так, чтобы это способствовало осуществлению общих целей организации. Общайтесь с сотрудниками напрямую, сообщайте им информацию о содержании организационной системы сбалансированных показателей и связанных с ней переменах. Кроме того, честно рассказывайте им о текущей ситуации. Четко объясняйте, как долго будут продолжаться перемены, каковы будут их последствия. Давай те работникам своевременную информацию. Молчание руководства порождает сомнения и распространение слухов, которые подрыва ют доверие к менеджерам. Не сообщайте сразу слишком много информации, так как работникам нужно время, чтобы ее «переварить». Поддерживайте аргументированные предложения. Информируйте работников о преимуществах перемен и о том, как они помогут улучшить ситуацию в будущем. Встречайтесь с людьми, которые сопротивляются переменам, и давай те детальные ответы на их возражения. Подключайте ключевых людей к процессу принятия решений. Если заинтересованные люди участвуют в принятии решений, им легче их принять, благодаря чему реализация решений облегчается. Если сопротивление слишком сильное и вы не можете рассчитывать на поддержку большинства сотрудников, приостановите проект. Нейтрализуйте страх и недоверие: они мешают сотрудникам учиться новому.
По мнению Пфеффера и Саттона [Pfeffer, Sutton, 2002], избавиться от страха и недоверия помогают: Предсказуемость. Насколько возможно, информируйте сотрудников о том, что и когда с ними произойдет. Понимание. Подробно объясняйте, почему предприняты те или иные действия, особенно те, которые вызывают тревогу. Контроль. Насколько возможно, давайте людям возможность влиять на то, что происходит, когда происходит и как происходит. Дайте им возможность принимать решения о собственном будущем. Сочувствие. Демонстрируйте участие и заботу, внимание к проблемам, эмоциональным и финансовым затруднениям, с которыми сталкиваются работники.
Есть и другие методы мотивации и стимулирования перемен: - Постоянно проверяйте, готовы люди к переменам или нет.
- Покажите, почему необходимы перемены: организацию нужно убедить, что это действительно нужно. Популярный способ сделать это — сравнить организацию с ее успешными конкурентами.
- Важные предложения должны быть основаны на убедительных фактах, чтобы сотрудникам было понятно, что они приведут к очевидным улучшениям. Представленное решение должно быть четким.
- Ясно покажите, как будут реализованы перемены, используя для этой цели план внедрения, где поэтапно разъясняется процесс перемен. Во время реализации плана перемен регулярно информируйте сотрудников и предоставляйте им вызывающую доверие информацию.
- Введите новые программы обучения, которые помогут людям развить навыки межличностного общения, умение ориентироваться на запросы клиентов, умение работать в команде, лидерские навыки и другие.
- Вовлекайте работников в процесс планирования и внедрения перемен. Принятие сотрудниками перемен и их вовлеченность в реализацию перемен — существенные факторы успеха всей программы, без которых она обречена на неудачу. В конечном итоге результативность стратегии перемен зависит не только от ее качества, но и от ее принятия сотрудниками. Здесь имеется в виду хорошо известная формула: результативность = качество X принятие
- Начинайте осторожно — с тестового проекта, практикуйтесь и пробуйте. Начинайте с самой легкой части проекта, которая может дать быстрые результаты.
- Помните о следующих соображениях [Senge, 1990]:
- Существенные перемены вряд ли возможны, если их направляют исключительно топ-менеджеры.
- Циничное отношение к проекту чаще всего развивается тогда, когда генеральный директор делает громогласные заявления и «спущенная сверху программа» отвлекает сотрудника от осуществления реальных перемен.
- Поддержка топ-менеджеров не решает всех проблем, связанных с реальным принятием перемен сотрудниками и необходимостью учиться новым способам работы. Если руководители действуют не мудро, это снижает популярность программы перемен и желание сотрудников учиться новому.
- Начинайте процесс постоянного совершенствования, обучения и развития с высшего уровня менеджмента, а потом, уровень за уровнем, спускайтесь вниз.
- Устраните то, что оказывает негативное воздействие на мораль и мотивацию работников. На практике оппоненты часто тормозят, бойкотируют и саботируют перемены, используют старые правила и разрабатывают тайные планы, предоставляют неверную информацию», избегают новых заданий и представляют себя «жертвами». Тех, кто препятствует переменам, нужно убедить изменить к ним свое отношение. Если же этого не получится, то их следует перевести на второстепенные должности, а возможно, вообще удалить из организации. Нужно предпринимать такие решительные меры, потому что наш опыт показывает, что «пятая колонна» в организации может сорвать весь проект перемен. Поэтому вы не должны колебаться — нужно принимать меры!
|