Главная страница --> Статьи

Как оценить эффективность ра .. | Использование финансового ан .. | Особенности работы корпорати .. | Финансовое управление по про .. | Мерки для баланса .. |


От деклараций к действию: разработка миссии организации

В предыдущих статьях были изложены общие принципы стратегического планирования и описаны его этапы. Теперь постараемся их конкретизировать. Начнем с обсуждения первого этапа стратегического планирования — создания (корректировки) миссии организации.

Перед тем как перейти к сути проблемы, сделаем несколько предварительных замечаний. Мы полагаем, что среди читателей этой статьи:

  1. руководители высшего звена, которые осознают необходимость стратегического планирования и миссии организации, но не знают, как сделать так, чтобы миссия была принята всеми членами коллектива и реализовывалась на практике;

  2. специалисты среднего звена, понимающие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но не получившие поддержки высшего руководства и более консервативных сотрудников фирмы, считающих подобные мероприятия по меньшей мере бесполезными;

  3. менеджеры любого уровня, начинающие осваивать стратегическое планирование;

  4. преподаватели и студенты.

В связи с этим мы посвятили эту статью не столько технике определения миссии организации, сколько организационным вопросам создания и внедрения миссии.

Основные проблемы при разработке и внедрении миссии в организациях СНГ обычно связаны с тем, что:

  • руководство не считает миссию необходимой для компании;

  • на практике миссия становится не реалистичным документом, отражающим видение компании на ближайшее будущее (краткосрочность целей диктуется спецификой ситуации в странах СНГ), а небольшим сборником типа материалов к XXV съезду КПСС;

  • миссия принимается персоналом организации как документ, отражающий видение руководством перспектив компании, положения которого необходимо неукоснительно исполнять.

Если руководство компании не осознает необходимости стратегического планирования, то не стоит даже начинать разговор о миссии организации. Так можно погубить саму идею. Если нет потребности получить конкретный ответ на вопрос: "Какой я хочу видеть свою организацию через год?", то просто невозможно воспринять миссию организации как рабочий инструмент, необходимый на начальной стадии разработки стратегического плана.

Основой стратегического планирования является важнейший принцип управления: сначала определяется цель (миссия) организации, затем выбираются стратегии для ее достижения. Поэтому если инициатива определения миссии организации возникает не на высшем уровне управления, то, прежде чем пытаться распространить эту идею, надо сначала разъяснить необходимость стратегического планирования.

Обобщая суть многочисленных западных публикаций по проблемам разработки миссии организации, можно сказать, что в миссии организации описываются продукты, услуги, технология, рынки сбыта компании и отражаются ценности и приоритеты тех, кто принимает стратегические решения. В то же время реальность в странах СНГ такова, что наемные работники еще не привыкли открыто обсуждать ценности и приоритеты своей фирмы, закреплять их в документах и тем более отождествлять свои интересы и ценности с интересами и ценностями фирмы.

Поэтому при разработке миссии организации следует не говорить о философских аспектах ведения бизнеса, которые многим производственникам представляются чистой абстракцией (их черед придет позднее), а отвечать на конкретные вопросы:

  • Какие продукты мы хотим производить?
  • Где и кому мы хотим их продавать?
  • Как компания будет заботиться о работниках?
  • Как мы будем взаимодействовать с государством и обществом?
  • Чем мы отличаемся от конкурентов? и т. д.

Теперь рассмотрим технику написания миссии. Текст миссии организации должна составить группа стратегического планирования при обязательном участии руководителя компании. Если подготовка проекта миссии будет перепоручена какому-то одному специалисту, например начальнику отдела маркетинга, можно считать, что все пропало, поскольку миссию организации должен определять коллектив. Лучше пригласите на заседания группы стратегического планирования профессионального консультанта, но не для того, чтобы он сам сформулировал миссию, а для руководства общей дискуссией. Мы также рекомендуем вам обратиться к персоналу. Конечно, если в компании работает 1000 человек, не стоит охватывать всех, вплоть до работников охраны и уборщиц.

Пусть группа стратегического планирования подготовит проект миссии, сопроводит его небольшим письмом-комментарием, рассказав в нем о цели документа и его структуре, а затем раздаст работникам фирмы с просьбой прокомментировать проект и дать предложения по его корректировке. Затем окончательно отредактируйте текст миссии и доведите его до сведения всех работников. Для этого существует много способов — от распространения текста миссии на различных печатных и сувенирных материалах (например, компания Dallas semiconductor закупила для своих работников обычные кофейные стаканы, напечатала на них свой логотип и текст миссии и раздает их всем работникам, включая вновь поступивших, а также клиентам и партнерам) до регулярного обсуждения миссии при рассмотрении результатов выполнения месячных и квартальных планов.

Текст миссии должен содержать 9-10 предложений. Это значит, что на каждый раздел придется всего одно предложение или даже только его часть. Поэтому во время обсуждения давайте на каждый вопрос развернутые ответы. Затем, записав все Варианты, суммируйте их суть в одной фразе или части фразы, которая и войдет в окончательный текст миссии. Избежав многословия, не впадайте и в другую крайность: в какой-то момент у вас может возникнуть "синдром красивых фраз". Но вы должны помнить, что создаете документ, положения которого надо будет выполнять. Именно это будут оценивать ваши клиенты, акционеры и персонал.

Текст миссии должен быть прост и понятен. Кроме того, будьте реалистичны, ведь, выполняя рекламные цели, миссия является в то же время тем документом, с которым вы должны в каждом цикле стратегического планирования согласовывать все планы действий. Помимо этого, каждый следующий цикл стратегического планирования должен начинаться с трудного, но необходимого анализа соответствия деятельности компании установленным в миссии целям, а также рассмотрения необходимости пересмотра миссии. Этот анализ должен основываться на конкретных количественных и качественных показателях.

В процессе создания миссии обязательно возникнет сложный вопрос о том, чьи интересы важнее: акционеров или клиентов. В долгосрочном плане первичны интересы клиентов и в более широком смысле потребности общества, но в суровой реальности среднестатистический менеджер работает по принципу "сначала прибыль, а потом удовлетворение потребностей клиента". Мы рекомендуем для начала попытаться сбалансировать в миссии интересы обеих сторон. Эта проблема напрямую связана с ценностями организации, которые устанавливаются руководителями высшего звена на основе их собственных убеждений. И здесь нет правильных или неправильных ответов, главное — честно и открыто отразить эти ценности в миссии организации.

Перечислим пять этапов создания миссии организации:

  1. определите, кто будет участвовать в создании текста миссии. Сформируйте небольшую группу авторов, включив в нее опытных людей, способных мыслить творчески, помня о том, что превосходный специалист-тактик не всегда бывает хорошим стратегом и тем более хорошим редактором;

  2. установите сроки и время работы над миссией. При этом не торопитесь, но и не растягивайте этот процесс;

  3. определите, кто будет читателем вашего документа, потому что от этого зависит его структура;

  4. выработайте стиль оформления и продумайте, как и в какой форме документ будет представлен читателям;

  5. разработайте программу ознакомления персонала организации с текстом миссии.

Организации и люди имеют много общего. Со временем и те, и другие приобретают собственное лицо и убеждения, которыми определяются их конкретные действия. Каждая компания, как и человек, должна иметь свою философию, указывающую направление движения. Это особенно важно для компании, которая связана с акционерами, клиентами и персоналом, нуждающимися в такой информации. Наконец, работники компании должны объединиться для достижения общих целей.

Миссия организации решает все эти вопросы, если она написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости, если она глубоко продумана авторами, а ее цели разделяются коллективом компании.



Похожие по содержанию материалы:
Практика бюджетирования. Типичные ошибки ..
Бюджетирование в позаказном производстве ..
Выбор стандарта ведения управленческого учета ..
Контроллинг – организация "новых финансов" ..
Как оценить эффективность работы компании ..
Использование финансового анализа для управления компанией ..
Особенности работы корпоративного секретаря в компании, имеющей листинг на нью-йоркской фондовой бир ..
Финансовое управление по проектам ..
Мерки для баланса ..
Автоматизация бюджетирования: необходимость, достаточность, функциональность ..
Бюджет за час ..
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: СЕГМЕНТЫ РЫНКА ..
Моменты истины в отношениях с клиентами ..


Похожие документы из сходных разделов


Миссия "миссии компании"

- ...Когда земной шар еще был тепленьким, по нему бегали мамонты...
- Какой вопрос в билете?
- Устройство радиолампы...
- Отвечайте по существу!
- Радиолампа состоит из двух частей: радио и лампы...


Из экзаменационных историй

В мире современного бизнеса резко набирает популярность практика создания миссии компании, позволяющей, как минимум, сформи .. читать далее


Миссия фирмы: нужно ли это нам?

Вначале анекдот про итальянского рыбака.

"Лежит на берегу теплого Адриатического моря итальянский рыбак и н-и-ч-е-г-о не делает. Мимо проходят американские туристы и обращаются к рыбаку с вопросом.