Рынок экспресс-доставки в РоссииПо статистике каждые 43 секунды в мире взлетает самолет с экспресс-грузом, а 50% таможенных деклараций, оформляемых в крупнейших мировых центрах торговли, приходится на экспресс-перевозчиков. Значителен ли вклад России в эти показатели? «ЛОГИСТИК&система» проанализировал неофициальную статистику, опросил самих экспресс-перевозчиков и их клиентов и выявил текущую ситуацию на отечественном рынке экспресс-доставки Согласно определению Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП) – единственной некоммерческой официальной структуры, представляющей интересы экспресс-перевозчиков в России, экспресс-перевозка – это деятельность, связанная с предоставлением услуг и работами, обеспечивающими вывоз, транспортировку и доставку по схеме «от двери до двери» документов и грузов в строго ограниченные по времени сроки (12–72 ч). Освобождая грузовладельца от всех забот по организации перевозки, выбору вида транспорта и схемы доставки груза, экспресс-перевозчик несет перед ним ответственность за выполнение перевозки в целом и отдельно за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю. Отличительными особенностями перевозок такого рода также являются возможность доставки груза в любую точку земного шара; предоставление отправителю услуг по таможенному оформлению и особо «строгие» гарантии соблюдения сроков доставки груза. ЧТО ВВОЗИМ, КТО ВВОЗИТДолгое время документы были единственным видом груза, доставляемым экспресс-перевозчиками в России. Конечно, сейчас ассортимент существенно расширился, но корреспонденция все равно продолжает лидировать в этом списке. Впрочем, это общемировая тенденция. Существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений занимают рекламная продукция, образцы товаров, автозапчасти и комплектующие к компьютерам и бытовой технике, телекоммуникационное оборудование, сувениры, пресса, оргтехника и потребительские товары (одежда, обувь). Нередки заказы на экспресс-транспортировку результатов медицинских исследований, проб и анализов, срок «жизни» которых крайне мал и при доставке которых важна не только оперативность, но и обеспечение сохранности груза, а также соблюдение требуемых условий транспортировки (стерильности, температуры и т. п.) Потребителями услуг экспресс-перевозчиков в основном являются различные организации и фирмы. Узнав «состав» отправлений, несложно вычислить их «хозяев» и получателей: среди них преобладают производители и поставщики телекоммуникационного оборудования, страховые компании, банки, медицинские центры, издательские дома и торговые предприятия. Доля частных экспресс-отправлений в общем объеме ничтожна и составляет, согласно статистическим исследованиям RBC Research, порядка 3–8%. Еще одним отличием российского рынка от мирового является «сдвиг» грузопотоков между столицей (в нашем случае между Москвой и Санкт-Петербургом) и региональными центрами. Если в европейских странах и США поток более-менее равномерно распределен по всем крупным населенным пунктам, то в России основная масса отправлений идет из столицы (причина очевидна) и Санкт-Петербурга, расположенного в выгодной близости от Европы. ГРУБЫЙ СРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКАВ отличие от ситуации, сложившейся в других странах, в России «большая четверка» – DHL, FedEx, TNT и UPS – осуществляет небольшую часть экспресс-перевозок. По оценке RBC Research, на эти четыре транснациональные корпорации приходится 70% всех экспресс-отправлений в мире. Ощутимый вклад в развитие российского рынка вносят отечественные экспресс-перевозчики. Среди них особенно заметны такие игроки, как «ЕМС Почта России», Armadillo, «Гарантпост», PonyExpress, CityExpress и СПСР.
Четко оценить реальный объем российского рынка экспресс-отправлений не представляется возможным – это отмечают все представители компаний-игроков. И дело не только в том, что в России нет единого правила, формата или классификации для его измерения. Соблюдая собственные корпоративные стандарты, иностранные компании-лидеры не обнародуют свои абсолютные показатели, а приводят лишь данные о занимаемых ими долях рынка и ежегодном приросте в процентах, что, конечно, весьма размывает картину. Сложность, как отмечают эксперты, еще и в том, что на российском рынке существует три типа доставки: импорт, экспорт и доставка по России, которая вынесена в отдельный тип из-за существенных географических параметров страны. Грузопотоки, идущие в Россию и из страны, существенно различаются по составу и объему – импорт значительно превышает экспорт. По данным АСЭП, ежегодно товарооборот между РФ и миром растет на 30–35%, и в основном за счет увеличения потока импорта. Учитывая эту особенность, представители различных компаний также по-разному оценивают объем экспорта и внутрироссийских отправлений, называя цифры от $200 млн до $450 млн.
Лидерство отечественных перевозчиков можно объяснить некоторыми особенностями национальной доставки. Прежде всего, влиянием на рынок такой компании как «ЕМС Почта России». Всемирная сеть EMS (Express Mail Service) была создана почти 20 лет назад почтовыми администрациями стран, входящих во Всемирный почтовый союз, для «борьбы» с транснациональными корпорациями (той же «большой четверкой»). Как сообщает официальный печатный вестник «Почты России», с конца 1990 года услуги EMS в России предоставляло российско-французское совместное предприятие ООО «EMS Гарантпост», созданное по решению Минсвязи СССР и до 2004 года занимавшее 50% рынка (по данным RBC Research). Централизация и реструктуризация почтовой связи в России и создание единого предприятия ФГУП «Почта России» стали причиной постановки вопроса о возвращении статуса национального почтового оператора EMS Федеральной почтовой службе. Разумеется, российский рынок экспресс-доставки был весьма заманчив для такой структуры, как «Почта России», обладающей всей необходимой инфраструктурой и, главное, разветвленной сетью отделений по всей стране. В соответствии с постановлением Минсвязи России с 1 марта 2004 года компании «EMS Гарантпост» было запрещено пользоваться сетью EMS для отправки международных отправлений, а с июля – и региональной сетью почтовых отделений, принадлежащих «Почте России». В то время как «Гарантпост» сообщало своим клиентам, что «инфляция и некоторые другие негативные внешние факторы вынудили нас повысить тарифы на отдельные внутренние и внешние направления», в рамках ФГУП «Почта России» была создана собственная служба экспресс-почты, которая получила название «ЕМС Почта России». Благодаря разветвленной внутренней сети, возможности устанавливать низкие тарифы на отправку корреспонденции и быстро оформлять грузы на таможне «ЕМС Почта России» охватила существенную долю рынка и всерьез заговорила о своем лидерстве. В июле 2005 года сумма продаж этих услуг компании достигла 14,5 млн руб., а к декабрю того же года увеличилась еще в два раза и составила 30 млн руб. «Наша цель – завоевать 30–40% рынка и стать лидером внутри России», – делится своими намерениями директор «EMS Почта России» Александр Тимофеев. Остальные участники относятся к этому заявлению скептически, но особое влияние этой структуры на рынок признают. «Гарантпост» же свои позиции уступать так просто не стал: в 2004 году компанию приобрел французский холдинг GeoPost (в его состав также вошла компания Armadillo), имеющий основательный и долгосрочный план развития в России. Таблица. Сравнение тарифов крупных перевозчиков на экспресс-доставку груза весом 2 кг из Москвы во Владивосток
Сами сотрудники «Почты России» признают, что отправка у них хоть и дешевая (сравнительное соотношение тарифов см. в таблице), но ненадежная. «А что вы хотите – человеческий фактор, – поделился мнением сотрудник одного из почтовых отделений Москвы, работающих на прием EMS-отправлений. – Хотите гарантий – будьте готовы платить “частникам”, так везде». И хотя у «частников», даже иностранных, в российских отделениях работают наши же соотечественники, уровень качества их работы все еще существенно выше. Потребители услуг считают, что причиной этого является постоянная ротация кадров, вызывающая не только рост зарплат, но и повышение квалификации персонала. Оценить, кто же из «частников» ныне является лидером рынка, довольно сложно – дело, опять же, в нежелании западных игроков приводить абсолютные цифры. Специалисты склонны приписывать лидерство DHL (к слову, эта компания начала работать на российском рынке раньше всех конкурентов – в 1984 году). По словам коммерческого директора DHL в России Марка Джордана, российский рынок с его стабильным темпом роста около 6% в год обладает привлекательными возможностями для развития бизнеса. «Мы отмечаем растущий спрос на локальные экспресс-услуги и общее увеличение объемов всех наших услуг», – говорит он. ТРЕБОВАНИЯ КЛИЕНТОВ И КОНКУРЕНЦИЯПо совокупным отзывам представителей компаний, осуществляющих экспресс-доставку, среди множества параметров, определяющих выбор клиента в пользу того или иного экспресс-перевозчика, можно выделить пять основных критериев, важных для каждого отправителя груза. Это соблюдение заявленных сроков доставки, обеспечение сохранности груза, уровень стоимости услуг, возможность получения информации на пути следования груза и оптимальность условий страхования груза. Сложность выбора заключается в том, что перечисленным параметрам соответствуют услуги каждого из работающих на российском рынке экспресс-перевозчиков. Так как же конкурировать компаниям и на кого ориентироваться клиентам? Набор услуг у всех игроков примерно одинаковый. По словам менеджера по маркетингу компании TNT в России Светланы Тимченко, сейчас компании начали активно развивать дополнительные сервисные преимущества: инвестируют в повышение квалификации персонала и развитие информационных сетей для еще более оперативного оповещения клиентов о текущем месте пребывания и сохранности его груза. (Некоторые компании информируют клиентов не только через свой сайт, но и лично, с помощью мобильной связи). Повышенное внимание уделяется развитию филиальной сети: экспресс-перевозки по России являются наиболее перспективным сегментом для роста компаний. Судя по заявлениям всех остальных игроков рынка, делать акцент на расширении тарифной сетки, предоставлении экспресс-услуг с различными сроками доставки у нас попросту невыгодно – такие услуги не пользуются спросом. Главными критериями экспресс-перевозки по-прежнему остаются скорость и надежность доставки. Руководитель проекта «Региональный склад» компании RALF Ringer Сергей Бондаренко говорит: «Для нас принципиально важны всего две вещи: соблюдение заявленных сроков и целостность груза. И с тем, и с другим у нас пока проблем не было. Чаще всего к услугам экспресс-перевозчиков мы прибегаем для пересылки документации, и меня не так волнует, где в данный момент находится мой груз, как то, придет ли он вовремя». Стоит отметить, что кроме стратегических планов по завоеванию рынка, компании начинают обращать внимание и на нестандартные потребности клиентов. Но не все они пока «освоены». Как посетовал сотрудник отдела маркетинга крупной московской металлургической компании Олег Макоев, у отечественных перевозчиков в отличие от иностранных коллег, пока есть один существенный недостаток. «Была ситуация, когда мне нужно было срочно отправить небольшой пакет заказчику. Он же должен был оплатить доставку по прибытии груза, причем был готов сделать это любым способом: наличными в руки курьеру или безналичным переводом, – говорит Макоев. – Но ни в одной из компаний, которые мы обзвонили, не согласились принять предварительно не оплаченный заказ. На Западе, я знаю, такая услуга давно пользуется спросом у клиентов».
У российских экспресс-перевозчиков есть еще пути для развития и выстраивания конкурентных стратегий, считают представители АСЭП. Другой вопрос, смогут ли они претворить в жизнь свои замыслы, учитывая несовершенство нашего таможенного законодательства, невнимание к проблемам экспресс-перевозчиков и отсутствие поддержки со стороны государства. По словам президента АСЭП Владимира Стройкова, как минимум стоит официально признать различия между понятиями «экспресс-перевозка» и «экспресс-товар» – такая «мелочь» позволит существенно повлиять на скорость доставки и сроки таможенного оформления. Устранение проблем с таможней и совершенствование законодательства в этой сфере, по мнению Стройкова, сейчас наиболее актуальная задача для АСЭП, пытающейся обратить внимание на проблемы перевозчиков в России. В числе ее задач на ближайшее время значатся работа с Минтрансом России по разработке и принятию единых правил, регламентирующих деятельность по экспресс-перевозке как составной части транспортного комплекса; работа в отношении законодательной поддержки индустрии экспресс-перевозок в России и таможенного регулирования (учет экспресс-грузов на СВХ, категоризация подобных грузов по стоимости, предотгрузочная инспекция и др.). Все это по замыслу АСЭП позволит экспресс-перевозчикам приблизиться к международным нормам экспресс-отправлений.
Генеральный директор «TNT-Россия» Харро ван Граафейланд в своем отзыве о работе в России отмечает: «Для того чтобы стать экспресс-перевозчиком в России, нужно отвечать определенным критериям. В других странах все гораздо проще. Большинство российских экспресс-перевозчиков, которые существуют сейчас, занимаются либо внутрироссийскими перевозками по похожим принципам, либо частично работают по контракту с другими перевозчиками за рубежом. Но на сегодняшний день у них нет всемирной сети доставки как у большой компании». Большие надежды возлагают западные игроки на вступление России в ВТО, что повлечет существенное увеличение притока иностранного капитала в страну. А пока компании щедро инвестируют в развитие своей сети в России, понимая, что именно это станет залогом финансовой стабильности в будущем. Так, не сдавшийся «EMC Гарантпост» сообщает, что в 2005–2006 годах вложит более $4 млн в развитие и укрепление филиалов по стране. Иностранный лидер DHL развивает сразу три программы в России. Одна направлена на увеличение количества розничных и сервисных точек на территории страны, вторая – на создание дорожной сети DHL, которая будет охватывать всю Россию, соединяя ключевые города, а в дальнейшем соединяться с дорогами стран СНГ и Европы. А третья – на расширение воздушной сети, за счет чего появится возможность регулярных сообщений по всей России, странам СНГ, а также между Россией и важнейшими коммерческими центрами Европы и Азии. Остались ли еще пути для развития российского рынка помимо вложений в сеть? Разумеется, остались, отмечают игроки. По словам директора по продажам и маркетингу в России ГК Armadillo Леонида Зондберга, важными особенностями российского рынка экспресс-доставки станут развитие 3PL и включение экспресс-доставки в общее сервисное предложение. «Клиенты все больше стремятся получать весь комплекс логистических услуг у одного провайдера, и компании идут им навстречу», – говорит Зондберг. – Российский рынок стремительно развивается и находится в процессе сегментации. Мы считаем, что в ближайшие 10 лет его ждет укрупнение игроков логистического рынка, в результате которого в России останется пять-шесть крупных компаний (в том числе DHL, Armadillo, UPS)». Заранее отвечая на вопрос, как же остаться в числе лидеров, Зондберг замечает: «Наша компания рассматривает логистических операторов как потенциальных партнеров. Такая стратегия позволит в перспективе предлагать более эффективные логистические решения клиентам различных целевых сегментов». Как показывают удачные примеры отечественного рынка, верный путь для дальнейшего развития – это объединение мощностей и интеграция небольших частных сетей (как например, компания ОАО «ФрейтЛинк», которой принадлежит торговая марка PonyExpress). В перспективности этого направления уверены и специалисты АСЭП. |