Главная страница --> Статьи

Пять принципов бизнеса, кото .. | Управление денежными средств .. | От идеи бизнеса к эффективно .. | КАКИЕ ИНВЕСТОРЫ НАМ НУЖНЫ? .. | Управление стоимостью: Назад .. |


Логистика локальной дистрибуции; способы доставки товара конечному потребителю.

Van Selling – история эволюции логистики поставок.

Варяги, визант. "варанги", некогда выходцы из Скандинавии, военные и торговые люди; позже так звали у нас вообще скандинавов, а варяжской верой - католичество.

Коробейник, Офеня, странствующий по деревням мелочный торговец с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками, преимущественно из крестьян Владимирск. губ. (Вязников. у.) и др. У О. развился особый условный язык (офенский).
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Коробейник, разносчик, торгующий в разноску мелочным и щепетильным товаром
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
КОРОБЕЙНИК, а, м. В дореволюционной России: торговец, вразнос продающий галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.
ОФЕНЯ, мелкий торговец в России до 1917. Основные предметы торговли книги, лубочные картинки, расхожие иконы, галантерея. Деятельность офеней, преимущественно уроженцев Владимирской губернии, носила характер народного промысла. На ярмарках во время торговых операций в разговорах между собой употребляли особый офенский язык (см. тайные языки). Первые упоминания об офенях относятся ко времени Древней Руси. В конце 18 в. 1-й половине 19 вв. происходит расцвет офенства, действуют крупные офенские артели с общим паевым капиталом. Во 2-й половине 19 в., после выхода ряда правительственных указов офенство как промысел постепенно исчезает.
ВАРЯГИ, ов, ед. яг, а, м.
1. В Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах. Путь из Варяг в Греки (древний великий водный путь по рекам, озёрам и морям от Финского залива до берегов Греции).
2. перен. Посторонние люди, приглашённые для помощи, усиления чегон. (разг. шутл.). Футбольная команда обошлась без варягов.
прил. варяжский, ая, ое (к 1 знач.).

Вторая половина IX века. В Нижнем Новгороде Ивану Дмитриевичу Сытину, в последствии известному издателю пришла в голову простая, но замечательная идея. Создать сеть коробейников-офеней – торговцев продукцией вразнос. Но для этих целей надо было подобрать честных и практичных людей. Весь товар отдавали в долг, и пропади такой офеня или обмани – за все убытки отвечал молодой заведующий.

Офеней набрали из местных водоливов: люди неграмотные, бедные, но желающие честно заработать. В первый год эксперимент удался. На следующий – пришли новые желающие торговать "святыми" картинками. О книгах тогда еще не помышляли – крестьяне окрестных деревень были почти безграмотные. Брали лубки и другие красивые картинки. Особым изобилием продукция не отличалась: сонники, оракулы, традиционные "Бова", "Ерусланы" и "Милорды". Успех торговли во многом зависел от подбора картин в коробе офени. Нужно было хорошо знать вкусы и понимать психологию народа.

Вообще представляется, что «варяжский вопрос» - это прежде всего лингвистическая проблема. Заглянем в словарь В. Даля, «варяг» - это «мелкий торговец», «разносчик товара», синоним «офени» и «коробейника» ( в украинском языке слово «воряг», по Фасмеру, означает еще и «борца», «крепкого рослого человека»). В несколько ином звучании: «варяга» - слово имеет значение: «проворный», «бойкий», «расторопный» (человек). Поэтому, нет никаких оснований настаивать на иноземном происхождении слова «варяг». Издревле оно означало «торгового гостя», «купца». Классическими русскими варягами были новгородский Садко и былинный Соловей Будимирович.

Пролог

Серьезно заниматься дистрибуцией можно, только постоянно наращивая и обновляя ассортимент товаров. Это правило особенно справедливо для оптовой торговли предметами бытовой химии, парфюмерии, косметики и личной гигиены. Van Selling позволяет розничным торговым точкам увеличить ассортимент за счет уменьшения количества каждого товара, при этом общий объем реализации возрастает. При помощи Van Selling'a расширяется клиентская сеть. Как правило, молодые предприятия розничной торговли, только недавно начавшие деятельность, не имеют достаточных ресурсов для закупки большого количества товаров. В сложившейся в России экономической ситуации многие из них могут выжить только при поддержке компании, представляющей Van Selling'a. Эти предприятия становятся постоянными клиентами оптовой фирмы, которая приобретает в результате устойчивую и эффективную розничную сеть.

Из названия самого метода понятно, что ключевым элементом является "вэн" - автомобиль, представляющий собой гибрид микроавтобуса и небольшого грузовичка, оснащенный бортовым компьютером, кассовым аппаратом и другим необходимым торговым оборудованием. Или буквально: "продажа с грузовика".

Основное преимущество Van Selling'a - очень высокая оперативность из-за быстрого формирования заказа, скорой доставки и отгрузки заказанного товара с автомобиля, и оформления документов на месте. Товар не залеживается на складах - он почти сразу попадает в розничную торговлю, причем, именно в те торговые точки, где его реализация наиболее эффективна. Особенно ощутим выигрыш от применения Van Selling'a для компаний, производящих (или продающих) мелкие потребительские товары повседневного спроса (англ. fast-moving consumer goods FMCG): продукты питания, моющие средства, недорогую парфюмерию и т. п. Такой товар быстро расходится, и пополнять его запасы в розничной торговой сети необходимо очень оперативно. При этом ассортимент продукции может быть любым: и сказочно широким, и сравнительно небольшим.

Схема данной системы продаж такова. С утра пораньше "вэн" загружается товаром, торговые представители занимают свои места в машине, а затем начинается автомобильный круиз по городским точкам розничной торговли (магазинам, киоскам). Непосредственно на месте проводятся переговоры, и если клиент изъявляет желание, тотчас же оформляются все необходимые документы и производится отгрузка товара. В конце рабочего дня экипаж возвращается на склад, где производится переучет и подготовка к следующему дню. Возможно растягивание цикла на 2 дня.

Фирма-распространитель разбивает свою территорию на участки. За каждым из таких участков закрепляется "вэн", на котором работают водитель и торговый представитель. Сначала команда "вэна" действует "вслепую", но со временем появляются постоянные партнеры, нарабатываются оптимальные маршруты.

Маршрут не должен быть ни слишком коротким, ни слишком длинным. В первом случае "вэн" простаивает, во втором - много времени тратится на дорогу. Опытным путем установлено, что предельное расстояние до места работы не должно превышать 100-150 км. Это максимальное расстояние, поддерживающее рентабельность на необходимом уровне.

Немаловажно также точно определить соотношение вместимости автомобиля и размеров партии товара. У P&G, например, "вэн" берет с собой продукцию с небольшим запасом: где-то на 1,5 - 2 дня работы.

Ключевым моментом является соблюдение периодичности визитов к постоянным партнерам: к следующему приезду "вэна" у реализатора не должно быть как излишков, так и дефицита тех или иных видов продукции. Кроме того, при низкой цикличности торговые представители конкурирующих компаний могут перехватить клиента.

Историческая справка:

Первой такой системой на нашем рынке оказалось решение американской фирмы "Norand" для компании "Procter & Gamble". Рабочее место представляло собой специализированный портативный терминал, имеющий форму и размер небольшого кирпича, и принтер. Терминал хранил в своей памяти список товаров, загруженных в автомобиль, и их цены. Он позволял учесть отгружаемые товары и их количество, распечатать накладную и счет-фактуру. Информация о продажах запоминалась, а в конце рабочего дня передавалась в офисную базу данных. Но эффективность этих систем была невысока, так как в них использовались готовые западные программы мобильной торговли, которые не учитывали специфических условий российского рынка (изменяющаяся налоговая политика, введение новых пошлин, меняющиеся выходные документы и т.д.), а рабочие места были очень дороги (около 5000 долл.).

Аналогичных отечественных разработок в то время не было. Российский рынок требовал новых систем мобильной торговли, которые, с одной стороны, взяли бы все лучшее из отлаженной западной технологии и, с другой стороны, соответствовали российским реалиям и имели бы постоянную поддержку российских разработчиков, готовых быстро вносить изменения в соответствии с меняющимся российским законодательством. Естественно, такие решения появились - в качестве примера приведу несколько реализованных проектов двух московских компаний - "Галакси Компьютерс" и Центр корпоративных разработок.

Решения

В июле 1997 года российская компания "Русмед" - дистрибьютор товаров бытовой химии, парфюмерии, личной гигиены - решила использовать вэнселлинг. Для автоматизации этой деятельности была создана МОбильная ТОрговая Система (МОТОС) на основе суперпортативных компьютеров Newton MessagePad американской фирмы Apple Computer. Программное обеспечение по заказу "Русмеда" разработал Алексей Бойченко, ныне генеральный директор Центра корпоративных разработок. Торговые терминалы имели небольшие размеры и вес, стоимость рабочего места составляла около 2000 долл. Впоследствии эта система многократно модернизировалась, были применены более мощные компьютеры, сделана быстрая беспроводная печать ("MOTOC FastPrint").

В том же 1997 году отделом корпоративных решений компании "Галакси Компьютерс" совместно с российским представительством компании "Марс" была создана система мобильной торговли "M-Trade" на базе портативных терминалов WorkAbout английской компании Psion, специализирующейся в области карманных компьютеров и портативных терминалов.

Van Selling в России находится на начальной стадии развития. Несмотря на это, его продвижение идет весьма быстрыми темпами. Каждая торговая фирма "делает" его по-своему, у каждого продавца свое ноу-хау, которым он ни с кем не делится. Поэтому новичкам приходится многое изобретать заново, и без помощи квалифицированных специалистов и отлаженных технологий здесь не обойтись.

Первая предпосылка это наличие большого кол-ва точек на единицу площади. В противном случае пробег столь дорогой машины становится убыточным. При выборе способа продвижения товаров необходимо наиболее полно учитывать специфические условия рынка того региона, в котором работает компания. Van-selling, как способ продвижения товаров, очень хорошо зарекомендовал себя во всех странах Восточной Европы, Турции, Китае, Северной Африке. Общим здесь является, во-первых, большое количество мелких точек розничной торговли (в отличие от развитых стран, где более популярны супер- и хайпермаркеты) и, во-вторых, невысокий уровень жизни населения (невысокая покупательная способность потребителя: не все владельцы точек розничной торговли могут вовремя и в полном объеме рассчитаться за товары с поставщиками). Таким образом, производителю (или поставщику) товаров повседневного спроса необходимо наладить работу с как можно большим количеством клиентов и в то же время максимально снизить риск неплатежей. Поскольку российский рынок в полной мере обладает вышеупомянутыми характеристиками, van-selling отлично зарекомендовал себя и в нашей стране.

Хотя повторюсь, все зависит от товара и нормы прибыли с его единицы. Сервис стоит денег.

Вторая предпосылка это оперативность доставки. Имея достаточное кол-во машин, да к тому же если это все привязать к определению местоположения через сотового оператора для определения ближайшего курьера, можно добиться доставки товара клиенту в любую точку города в течение одного часа. Диспетчер, получив заявку от клиента, отправляет по электронной почте (GPRS и т.д.) реквизиты клиента, адрес доставки и табличную часть накладной.

Третья предпосылка это реализация весового товара. Не секрет, что в результате перевеса в ТТ отгруженное кол-во килограмм указанное в сопроводительных документах очень часто не соответствует факту, далее следует замена накладных и СчФ, а в след за этим целая процедура передачи измененных расходных документов, в результате задержки по оплате поставленного товара и другие издержки.

Кстати, применение Van Selling'a решает вопрос с пересортицей, формирование расходных документов с использованием сканера почти полностью сводит ее на "нет".

Четвертая предпосылка и самая, на мой взгляд, главная – со склада уходит розница! Принципиально, со склада пополнение запаса "Вэна" происходит только целыми складскими единицами, например, коробками, ящиками и т.д.

Затраты – очень не малые.

Карманные компьютеры, (псионы, хенхелды, наладонники PDA (personal digital assistant) или HPC (handheld PC) и т.д.) это только малая толика.

Доработка программного обеспечения, используемого на фирме, или ни дай бог замена на новое, написание ТЗ, создание надстройки к основной БД, позволяющей в режиме реального времени загружать и выгружать данные, синхронизировать справочники, а также поддержка и изменения, диктуемые изменениями в законодательстве, станут одной из основных статей вашего бюджета. Связь, маленький принтер, кассовый аппарат, расходные материалы и т.д. и т.п. Далее, что и где продавать. Каковы условия хранения и перевозки товара. Возможно, придется оборудовать транспорт климат – контролем. На ночь остатки товара, как правило, остаются в машине. Юридическое сопровождение (получение разрешений и лицензий), регистрация и абонентское обслуживание кассовых аппаратов.

Еще одна значительная проблема, с которой придется столкнуться это кадры и ЗП. Поиск грамотных спецов на эту работу (способных и баранку крутить, и на кнопки нажимать, и еще умеющих продавать) дело не простое.

Менеджмент. При запуске Van Selling'a необходима очень четкая организация работы команд торговых представителей: разделение территории на участки, организация поиска и отсева клиентов, отработка маршрутов движения машин, организация учета и контроля товаров и документации и многое другое, что требует высокой квалификации и активности руководства компании. Со временем разрастается круг клиентов и возникает необходимость в увеличении количества команд. И если управление всей системой не будет достаточно четким и продуманным, то нарушится слаженность работы команд, возникнут недоразумения с партнерами, да и в самом коллективе не избежать конфликтов.

Сегодня мобильные торговые системы используются в десятках оптовых компаний в России и странах СНГ. Среди них крупнейшие дистрибьюторы таких компаний, как: "Procter & Gamble", "Mars", "Nestle", "Unilever", "Gillett", "British Petroleum", "Colgate-Palmolive". Опыт использования мобильных торговых систем в этих компания показал, что время обслуживания одного клиента, в отличие от бумажной технологии, уменьшается в среднем с 45 до 10 минут.

Например, в московской дистрибутoрской компании "Русмед" с внедрением системы МОТОС реальный оборот увеличился в 3,3 раза, были снижены накладные расходы, в частности, на обработку бумажных документов. Компания может значительно увеличить оборот, более эффективно использовать свой транспорт, оптимизировать количество товара на центральном складе и в автомобилях, появляется возможность четкого планирования работы и сокращения издержек.

Практика эксплуатации данных систем показала, что их внедрение способно увеличить оборот торговой фирмы более чем в два раза за счет экономии времени при оформлении заказов, минимизации ошибок и контроля работы торговых представителей.

Активное использование Интернета в бизнесе ведущих корпораций ставит задачу совместимости мобильных торговых систем с web-средой. И если сегодня обмен данными между КПК и офисной базой данных уже ведется с использованием электронной почты, а рассылка факсов производится через мобильный телефон, то в ближайшем будущем следует ожидать полной интеграции мобильных торговых и телекоммуникационных систем. В частности, Центр корпоративных разработок создает версию ПО ОПТИМУМ, обеспечивающую синхронизацию баз мобильного агента и компании с использованием подключения КПК к корпоративному web-серверу.

Рассмотренные и другие мобильные решения на карманных компьютерах могут сильно облегчить жизнь вашей торговой фирмы. Однако надо помнить о том, что в российской торговле универсальных схем не существует, и гибкость настройки такого рода систем является одним из определяющих факторов при ее приобретении. Но согласитесь, заманчиво по цене одной офисной рабочей станции получить в руки целую мобильную систему!

Эпилог. Даже если Вы не сможете (не захотите, сочтете нецелесообразным и т.д.) внедрить систему Van Selling'a, то использовать ее, для организации системы удаленных складов Вы просто обязаны. Ибо они идентичны. Аминь.

Литература:
  1. Русский торгово-промышленный мир, Москва, "Планета", 1996
  2. Вэн-селлинг
    http://ivdesign.com.ua/works/savservice/rus/trade/van_selling.html
  3. Van Selling - путь повышения эффективности бизнеса
    http://www.bizon.ru/viewarticle.phtml?id=29



Похожие по содержанию материалы:
Инновация как основной фактор повышения эффективности производства ..
ОТКУДА БЕРУТСЯ ХАОС,  РАЗБРОД И БЕДСТВИЕ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ ..
Измерение и оценка — ключ к эффективности мирового уровня ..
Жизнь и смерть организаций ..
Пять принципов бизнеса, которые должен знать каждый менеджер ..
Управление денежными средствами компании в долгосрочном аспекте ..
От идеи бизнеса к эффективной бизнес-технологии ..
КАКИЕ ИНВЕСТОРЫ НАМ НУЖНЫ? ..
Управление стоимостью: Назад в будущее ..


Похожие документы из сходных разделов


Логистика и маркетинг: проблемы взаимодействия

Дискуссия о взаимодействии логистики и маркетинга часто перетекает в выяснение вопроса, кто важнее в компании, и неминуемо заходит в тупик. Гораздо продуктивнее будет проанализировать реальные моменты столкновения или пересечения интересов двух функциональных отделений и определить, каким же образом они должны взаимодействовать

Целью любой производственной или торговой системы явл .. читать далее


Определение оптимального количества складов в системе распределения.

Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.


1. Варианты организации материального потока.

Рассмотри .. читать далее


Логистика товародвижения и товарных запасов

"Пока товар находится в стадии перехода, пребывает в промежуточной стадии между производством и потреблением, пребывает в собственно сфере обращения, на рынке, на складе, он предложен к продаже. Он образует, таким образом, запас, и постоянное наличие этого запаса является постоянным условием процесса воспроизводства".
К.Маркс [Соч.,т.49,с.290-291]

В современном .. читать далее