ДЕВЕЛОПМЕНТ И ЛОГИСТИКА – ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИПочему при очевидной выгоде логистической и девелоперской деятельности в области складской недвижимости наблюдается процесс активного их размежевания? Ведь это две составляющие одного, так называемого складского бизнеса, две стороны одной медали. Попытаемся в этом разобраться. Тенденции мощного развития девелопмента складской недвижимости (далее – девелопмент) и складской логистики обусловлены неудовлетворенным спросом как на качественные складские помещения класса «А» и «В», так и на качественные складские услуги уровня 3PL-операторов. Обратимся к статистике. По данным DHL Russia, в России спрос на логистические услуги стабильно растет на 18-23% ежегодно, опережая динамику ВВП. В Европе рост составляет примерно 5-6% в год. Структурным звеном эффективной транспортно-логистической системы являются современные склады. В московском регионе в начале года в наличии имелось 4 500 тыс. кв. м складских площадей, из которых на класс «А» приходилось 730 тыс. кв. м, «В» - 1 450 тыс. кв. м., а суммарный спрос в краткосрочной перспективе оценивается в размере 2-5 млн кв. м для Московского региона. Начавшаяся в 90-х годах прошлого века массовая приватизация производственных, складских строений и прочей коммерческой недвижимости разделила игроков данного сектора, если так можно выразиться, по специализациям. Среди них появились:
На сегодняшний момент на рынке присутствуют все 4 типа операторов и все они с той или иной долей успеха ведут свою деятельность. А кто из них наиболее успешен? В любом виде деятельности есть свои лидеры, показывающие наилучшие финансовые результаты. В логистике это прежде всего «Национальная логистическая компания» (НЛК) и «ФМ Ложистик», причем первая – стопроцентно российская компания, вторая – стопроцентно иностранная. Спрос породил предложение: из-за дефицита качественных складских комплексов класса «А» сдача объектов в аренду стала высокорентабельным бизнесом, а после упрощения порядка передачи земельных участков под застройку сократились сроки строительства до 2 лет, считая с момента начала оформления участка земли в собственность или долгосрочную аренду. Сделки оформляются на площади от 10 до 50 тыс. кв. м на сроки до 10 лет. Затем в игру вступили финансовые группы, перекупающие у девелоперов готовые и даже эксплуатируемые складские комплексы. Одним из крупнейших игроков стал британский фонд «Raven Russia», купивший в течение 2005- Чтобы оценить доходность деятельности девелопера и логистического провайдера, необходимо определить расходы. Расходы девелопера: Капитальные вложения в строительство современного складского комплекса составляют, по оценкам ведущих риэлторских компаний (Knight Frank, Colliers etc.) $700-800 для класса «А» и $500-600 для класса «В» на Расходы логистического провайдера: Капитальные вложения (инвестиции) логистической компании в оснащение склада (погрузо-транспортная техника, стеллажи, WMS (soft и hard), расходы на наем специалистов и складского персонала, а также погашение текущих расходов, включая зарплату персонала, до момента выхода склада на самоокупаемость (обычно 3 месяца с начала эксплуатации склада) составляют $250 на
А теперь рассмотрим структуру расходов и доходов девелоперской и логистической деятельности. Девелоперская деятельность По данным компаний «Knight Frank» и «GVA Sawyer», величина арендной ставки для складов класса «А» без учета НДС, но с учетом эксплуатационных расходов (без коммунальных платежей), в 20-километровой зоне от МКАД составляет $130 -150 (в среднем $140) за Примерно до $20 от арендной ставки с Для складов класса «В» в 20-километровой зоне от МКАД арендные ставки находятся на уровне $110-140 (в среднем $125) за EBITDA - от $65 до $80 с Логистическая деятельность Структура доходов и расходов логистического оператора представлена в таблицах 1 и 2. Примеры носят показательный характер. Процентное соотношение статей доходов и расходов может меняться в зависимости от динамики обработки грузов и преобладания тех или иных операций (отсутствует штучная подборка или пикинг вообще, транспорт в основном выгружается и загружается целыми палетами и т.д.). Если стоимость складских операций без учета НДС (хранение + обработка) равна $500 за Полученные доходы пойдут на погашение текущих расходов (в пропорциях, представленных на 2). После выплаты лизинговых платежей и возврата кредитных средств и процентов по ним чистая прибыль составит $110-115 на Операторы, работающие на складах класса «В», оказывают услуги, ограниченные, как правило, ответственным хранением, проведением погрузо-разгрузочных работ, комплектацией заказов в небольших объемах и оформлением товарно-транспортной документации. Хотя и здесь могут быть исключения, и спектр услуг и уровень качества выполнения работ вполне может соответствовать уровню 3PL-оператора. Но в целом это нехарактерно для данного сектора рынка именно из-за того, что самими клиентами востребованы только некоторые операции из всего перечня складских услуг. Это позволяет оператору, с одной стороны, снижать свои издержки за счет аренды менее дорогих складских и офисных помещений, использования менее квалифицированного персонала (как складского, так и офисного) и т.д., а с другой стороны, предлагать более низкие тарифы, что вполне устраивает их клиентов. Статистика распределения складов разных типов по Москве и Московской области представлена на 1 (Источник: Swiss Realty Group).
На начало Доходность складских операций (без учета НДС) в классе «В» находится на уровне $350 за Мы не обсуждаем сейчас статус складов, а хотим обратить внимание как российских, так и иностранных инвесторов на то, что с точки зрения востребованности и доходности склады класса «А» и «В» практически равноценны, и дальнейшее их развитие обеспечено постоянно растущим спросом. Каждый из секторов находится в своей нише, и спрос внутри класса «А» или «В» должен покрываться соответствующими предложениями. Особенно актуально это для 3PL-провайдеров. Расширение деятельности и рост доходности может идти за счет расширения площадей как класса «А», так и класса «В», при условии, что оператор обеспечит одинаковый уровень качества и использование одинаковых технологий при меньших тарифах на свои услуги (поскольку его издержки ниже), что, безусловно, будет являться его конкурентным преимуществом. Дружба дружбой, а табачок врозь. А почему логистические компании больше не строят собственные склады и почему девелоперские компании не развивают собственную логистику? Попробуем ответить на этот вопрос. Во-первых, на сегодняшний день – это два разных бизнеса – рынок недвижимости и рынок услуг, со своими законами, организационными структурами и системами менеджмента. Во-вторых, как мы видим, недвижимость переходит в собственность финансовых групп, и чем дальше, тем активнее складские комплексы будут покупаться и, соответственно, перепродаваться, причем не один раз, что и происходит на рынке жилой недвижимости. Иными словами, закон рынка везде один и недвижимость по сути своей является спекулятивным инструментом. В-третьих, разные клиенты. По данным КИА центра, у девелоперов это логистические операторы (70%), торговые компании (25%), производственные компании (5%), у логистических провайдеров – стопроцентно крупные, средние и мелкие торговые компании. В-четвертых, и, пожалуй, это главное, разные пути и задачи развития. Девелопмент растет экстенсивно, т.е. за счет застройки все большей и большей территории. Удовлетворив, наконец, в течение ближайших трех-пяти лет спрос арендаторов в Москве и С.-Петербурге на качественные складские помещения, девелопмент пойдет вглубь регионов, где тем же московским и питерским провайдерам, а также крупным торговым компаниям нужны качественные услуги в комфортных условиях. Что там, за горизонтом? Развитие логистики в России в течение предстоящих 10 лет, как нам кажется, пойдет по пути «интеллектуального роста». Конфликты между крупными логистическими провайдерами и крупными сетевыми компаниями из-за неудовлетворительного качества логистических услуг свидетельствуют о необходимости скорейшего приведения этого качества к международным стандартам. Это потребует перестройки системы менеджмента предприятий и системы управления качеством логистических компаний. Неизбежным следствием этого процесса будет качественный рост и переход компаний на уровень 4PL-провайдеров. По мнению специалистов, 4PL-провайдеры управляют цепями поставок компании. Это системные логистические интеграторы, которые занимаются управлением и проектированием бизнес-процессов в цепях поставок, в том числе осуществляют координацию действий клиента с основными контрагентами, обмен данными в логистической цепи в масштабе реального времени с учетом долгосрочных стратегических целей компании-клиента. По прогнозам тех же специалистов, на рынке логистических операторов в ближайшей перспективе будет происходить консолидация, образование крупных транспортно-логистических холдингов для расширения комплексности услуг и активного продвижения в регионы. Такая консолидация позволит сдержать неизбежную при вступлении России в ВТО экспансию международных логистических компаний. Как показывает беспристрастная статистика, в 2004-2006 гг. оборот компаний, работающих в конкурентном секторе российского рынка транспортно-логистических услуг (без ОАО "РЖД"), возрос на 53%. На долю ТОП-20 компаний приходится около трети конкурентного сегмента и около 9% совокупного объема логистического рынка России. В первую двадцатку игроков наряду с российскими компаниями входят восемь западных 3PL-провайдеров. Но по объему выручки лидируют российские транспортные холдинги, расширяющие сферу своей деятельности за счет создания (или приобретения) специализированных логистических подразделений, работающих в сегменте 3PL. Оборот ведущих холдингов (например, Транспортная Группа FESCO, ГК "Дело", "Евросиб СПб - ТБ") оценивается в пределах $300-600 млн. На долю этих компаний приходится около 16% конкурентного сектора рынка. Вместе с тем, по данным «Knight Frank Research», 2006 год можно считать годом логистических компаний, поскольку доля арендованных ими высококлассных площадей составила 45,3% от общей площади, иными словами, почти половина складов была передана в управление логистическим операторам. Статистика по складским площадям на текущий момент представлена в табл. 3.
Предложение и в этом году отстает от спроса, а это значит, что мы по-прежнему имеем рынок продавца (девелопера). По прогнозам «Knight Frank», арендные ставки будут расти, в первую очередь в обеих столицах и крупных региональных центрах. Но связано это не только и не столько с аппетитами девелоперов, а прежде всего с резким удорожанием стоимости строительства. По разным данным, только за прошедший год стоимость материалов и работ выросла на 50%. Что же касается стоимости услуг логистических операторов, то, картина здесь обратная, а именно: условия диктует потребитель. Как видно из табл. 1, до 50% себестоимости составляют расходы на аренду склада, и пока девелоперы удерживают арендные ставки, операторы также не станут повышать расценки на свои услуги. В 2007 году около миллиона квадратных метров должно перейти к логистическим провайдерам (табл. 3), и это означает не только расширение деятельности существующих операторов, но и появление на рынке новых, а значит - дальнейшее обострение конкуренции и, прежде всего, в ценовом секторе. Но даже рост арендных ставок не приведет к разорению существующих и вновь появившихся операторов. Глобального повышения арендных ставок (т.е. все и одновременно) явно не следует ожидать, поскольку на рынке девелоперов также существует конкуренция. Крупные провайдеры, имеющие большой опыт работы на рынке, даже в условиях удорожания аренды, найдут способы не только сохранить норму прибыли, но и повысить ее, например, за счет внедрения эффективных технологий, сокращения непроизводительных потерь, расширения функций WMS и применения средств контроля на всех стадиях складской обработки и т.д. Новые операторы будут искать свои пути по ходу работы, и их ноу-хау могут оказаться эффективнее существующих. Будущее совсем близко. Стандартом будет 3 PL Итак, подведем черту. Девелопмент и логистика на текущий момент оформились как два самостоятельных бизнеса, они взаимосвязаны и взаимозависимы, но по сути это две стороны одной медали. Развитие девелопмента идет через реализацию беспрецедентных для России проектов, инвестиции в которые исчисляются сотнями миллионами долларов со стороны как отечественных, так и иностранных финансовых групп. Поскольку почти 50% недвижимости арендуется логистическими провайдерами, вывод на рынок огромных площадей (более 5 млн кв. метров складов класса А в течение 2-3 ближайших лет) потребует от логистических компаний качественного роста. Стандартом будет являться соответствие уровню 3PL. Высокая доходность в сочетании с низкой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью привлечет на российский рынок иностранные логистические компании, однако им придется вступить в жесткую конкурентную борьбу с российскими операторами, которые уже освоили западные стандарты менеджмента и качества. Вслед за торговыми сетями и девелоперами логистика пойдет в регионы, что позволит самым лучшим добиться статуса «общенационального логистического провайдера». В скором времени девелопмент и логистика начнут более тесное сотрудничество в виде разного рода альянсов, главным образом при реализации региональных проектов. Поскольку ставка здесь делается на крупные торговые сети и мировых производителей, очевидно, что каждый девелопер постарается обзавестись постоянными клиентами – логистическими провайдерами, обслуживающими сетевые и мировые брэнды в Москве и С.-Петербурге и берущими на себя обязательства арендовать долю площадей на каждом вновь открываемом объекте.
|