Главная страница --> Статьи

Инновация как основной факто .. | ОТКУДА БЕРУТСЯ ХАОС,  Р .. | Измерение и оценка — ключ к .. | Жизнь и смерть организаций .. | Пять принципов бизнеса, кото .. |


Связь управления проектами со стратегией организации

Проект – это мероприятие, направленное на достижение уникального результата в заданные сроки и в рамках указанного бюджета. Под это, довольно общее определение, попадает большинство работы, выполняющейся в компании. Например, выполнение работы по любому договору, в котором закреплен результат работы, сроки выполнения и бюджет – это проект. Выполнение работы в рамках поручения руководящего органа предприятия (генерального директора или совета директоров), где также закрепляется цель работы, сроки и бюджет (или ограничивается число сотрудников, которых можно привлечь к работе) – это тоже проект. Выполнение группой сотрудников поручения начальника своего отдела – это тоже проект.

Таким образом, в любой компании выполняется множество разнообразных проектов. Но зачем они предпринимаются и почему предпринимаются именно они?

Как правило, любая компания стремится к успеху, то есть переходу из нынешнего состояние в некое будущее желаемое состояние. И достижение этого состояния является стратегической целью компании на текущем этапе ее развития. Стратегические цели могут быть разными: «стать крупнейшим региональным дистрибьютором продукции компании Х» (у торговой компании), «стать оператором пластиковых карт» (у банка), «повысить долю заказов корпоративных клиентов до 50% от общего объема» (компания, организующая банкеты и торжества) и т.д. Для достижения стратегических целей предприятия выбирается определенная стратегия и в рамках выбранной стратегии и предпринимаются те или иные проекты.

Например, у компании, которая хочет стать крупнейшим региональным дистрибьютором продукции компании Х, может быть несколько вариантов стратегий для достижения своей цели: развить собственную региональную сеть, купить существующую конкурирующую сеть или заключить с компанией Х эксклюзивное дистрибьюторское соглашение.

Если выбрана стратегия развития собственной сети, предпринимается программа открытия региональных представительств, проект проведения региональной рекламной компании и т.д. Если выбрана стратегия покупки существующей региональной сети, то предпринимается проект поиска подходящего объекта для покупки, проект покупки, проект внутренней реструктуризации, проект рекламной компании для оповещения о слиянии и т.д.

Выполняя проекты, компания действует в рамках выбранной стратегии и достигает стратегических целей, то есть развивается. Чем быстрее компания будет выполнять свои проекты, тем быстрее она будет развиваться. Чем меньше будут затраты на выполнение проектов, тем меньше будут затраты компании на развитие.

Таким образом, чем успешнее осуществляется управление проектами, тем быстрее и с меньшими затратами компания достигает своих целей. Соответственно, успешное управление проектами является важным фактором, обеспечивающим успех компании в конкурентной борьбе.

Как успешно управлять проектами в рамках компании?

Как следует из определения, все проекты предпринимаются для получения определенного результата, или продукта проекта (где под продуктом понимается продукт, услуга или иной результат деятельности). И в управлении проектами принято отделять рамки проекта (project scope) от рамок продукта (product scope). Под рамками продукта понимаются характеристики продукта проекта, а под рамками проекта – тот объем работ, который необходимо выполнить для получения продукта.

Соответственно, оценивая, успешен или неуспешен проект, стоит разделять успешность продукта и успешность проекта.

Продукт успешен, если в результате его получения была решена та проблема, из-за которой начинался проект, и если получение продукта помогло организации в достижении ее стратегических целей. Проект успешен, если работа над продуктом выполнялась максимально эффективно и полученный продукт полностью соответствует требованиям заказчика.

Не всегда успех продукта и успех проекта сочетаются в одном проекте. Например, всемирно известное здание оперы в Сиднее является шедевром современной архитектуры, то есть успешным продуктом. Но проект по производству этого продукта был провальным: плановые сроки и затраты были превышены в несколько раз, а архитектора (менеджера проекта) даже отстранили от работ. Есть и обратные примеры, когда соблюдаются бюджеты и сроки, но продукт, полученный в результате, не решает проблем, из-за которых начинался проект.

Таким образом, успех проекта – это успех продукта проекта и успех управления проектом.

Если в результате выполнения проекта получен результат, ради которого проект предпринимался, работы выполнялись в соответствии с планом, с минимальными отклонениями по срокам и бюджету – то управление проектом было успешным.

Продукт проекта можно считать успешным, если получение продукта помогло решить те проблемы, из-за которых начался проект, и если получение продукта помогло организации в достижении ее стратегических целей.

То есть, успешное управление проектами в организации обеспечивает не только правильное управление проектами, но и выбор «правильных» проектов для выполнения.

Выбор «правильных» проектов

Многие руководители при выборе проектов для инвестирования часто полагаются на интуицию. Конечно, в некоторых ситуациях этот подход является оптимальным, например, в малом бизнесе. Однако в большинстве случаев интуитивный отбор проектов для выполнения приводит к проблемам.

Интуиция основывается на особом видении рынка, и это видение может не совпадать у нескольких людей. Поэтому, если выбором проектов занимаются партнеры, или несколько инвесторов, то интуитивный подход существенно усложняет их работу. Часто некоторые проекты отбираются топ-менеджерами, а некоторые – на уровне начальников подразделений, и в таком случае, если проекты отбираются интуитивно, то на разных уровнях управления могут инициироваться проекты, не дополняющие друг друга, а даже мешающие выполнению других проектов.

Чтобы оптимально использовать инвестирование ресурсов организации в проекты, необходим системный подход, обеспечивающий единые принципы отбора проектов во всей организации. Таким подходом является ранжирование проектов по некоторым формальным критериям и отбор на основе полученной при ранжировании оценки.

Показателен пример банка ABN Amro, представители которого на 17м всемирном конгрессе по управлению проектами в Москве рассказывали о том, что до внедрения системы ранжирования проектов на выбор проекта уходило до месяца, поскольку члены совета директоров не могли договориться о том, какой проект лучше другого. После внедрения такой системы на выбор проектов стало уходить около недели.

Построение системы ранжирования проектов

Построение системы ранжирования может осуществляться на основе разных критериев. Традиционно проекты оцениваются по финансовым показателям (затраты на проект, возможная прибыль, возврат инвестиций), уровню влияния на бизнес (возможное повышение производительности, прибыльности, инвестиционной привлекательности предприятия), степени риска, соответствию стратегии и другим критериям (рост лояльности персонала, увеличение влияния на рынок и пр.). Причем именно группа «других критериев» наиболее интересна для консультантов, поскольку именно эти критерии отражают специфику организации, в которой внедряется ранжирование проектов.

После того, как разработана система критериев, разрабатывается шкала оценки проектов по этим критериев (определяется число баллов на шкале, откуда идет измерение) и принципы оценки проектов по этой шкале. Принципы оценки описывают, по каким формальным признакам присудить проекту тот или иной балл по той или иной оценочной шкале.

В завершение разрабатывается система весовых коэффициентов, которая определяет, какие критерии более значимы для организации, а какие менее значимы. Это дает возможность получить консолидированную оценку проекта по системе ранжирования. По сути, коэффициент отражает связь критериев со стратегией организации – более важные критерии получают более высокий коэффициент.

После разработки системы ранжирования внедряется процедура, обеспечивающая оценку каждого проекта по этой системе. Это обеспечивает последовательный выбор проектов по единой системе критериев во всей организации и обеспечивает запуск в работу проектов в максимальной степени соответствующие стратегии организации.

Разработанная система ранжирования проектов обеспечивает связь между стратегическим управлением и управлением проектами и обеспечивает выделение ресурсов только на те проекты, которые продвигают компанию к достижению стратегических целей.

Реальный пример реализации системы ранжирования проектов на базе Microsoft Project Server 2002/2003

В организации выделен бюджет на развитие IT в размере $65 000, и менеджеры IT-департамента предложили 3 проекта, бюджет которых в сумме равен $69 780. Перед руководителями организации стоит вопрос выбора оптимальных проектов для выполнения: в какие проекты стоит инвестировать, а от выполнения каких – отказаться?


1. Бюджет программы меньше бюджета предлагаемых проектов (щелкните по рисунку для просмотра увеличенного варианта).

В организации, которую мы рассматриваем, была внедрена система ранжировании проектов. В рамках этой системы проекты оценивались, в том числе и по соответствию корпоративной стратегии и уровню возврата инвестиций.

Поскольку при внесении проектов в систему менеджеры определили для каждого из них эти два параметра, руководители верхнего уровня легко могли сравнить проекты по этим критериям.


2. Анализ проектов с помощью пузырчатых диаграмм.

В результате анализа сразу видно, что один из проектов имеет минимальной среди рассматриваемой группы соответствие стратегии и минимальный уровень возврата инвестиций при достаточно больших затратах (затратам соответствует размер «пузыря» на диаграмме). Соответственно, если от какого-то проекта из этой группы нужно отказаться, то это будет именно этот проект.

Как реализовать ранжирование проектов на базе Microsoft Project Server 2002/2003

Для реализации ранжирования проектов на базе Microsoft Project Server 2002/2003 Вам потребуется установить продукт «Расширение Анализатора портфеля» - разработку компании Богданов и партнеры.



Похожие по содержанию материалы:
Balanced Scorecard – басня для современного менеджера ..
Сравнение классических методов анализа и разработки стратегии (матриц) с методами, основанными на не ..
Компания IDS Scheer объявляет об интеграции платформы ARIS с Microsoft BizTalk Server ..
Как разбить рынок ..
Инновация как основной фактор повышения эффективности производства ..
ОТКУДА БЕРУТСЯ ХАОС,  РАЗБРОД И БЕДСТВИЕ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ ..
Измерение и оценка — ключ к эффективности мирового уровня ..
Жизнь и смерть организаций ..
Пять принципов бизнеса, которые должен знать каждый менеджер ..
Управление денежными средствами компании в долгосрочном аспекте ..
От идеи бизнеса к эффективной бизнес-технологии ..
КАКИЕ ИНВЕСТОРЫ НАМ НУЖНЫ? ..
Управление стоимостью: Назад в будущее ..


Похожие документы из сходных разделов


Корпоративная система управления проектами

Проект - сегодня это звучит модно. Между тем, задачи современной компании уже выходят за рамки управления отдельными проектами. Сейчас появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень корпоративного управления проектами, предполагающий неразрывную связь всех проектов ведущихся в компании по всем направлениям, от внутренних проектов расширения офисных площадей до крупных государс .. читать далее


Системы управления проектами и ERP-система в корпорации

ERP-системы используются в крупных организационных структурах, направлены на интегрированное управление всеми внутренними производственными процессами, включая финансовые потоки, бухгалтерию, логистику. Эти системы идеальны для решения циклических, повторяющихся задач, циркулирующих в рамках конкретной организационной структуры. Эффект от внедрения ERP-систем достигается в первую очередь за сче .. читать далее


Логистика и персонал: стандартные решения и критерии мотивации

Прошло то время, когда рентабельность компаний исчислялась сотнями процентов. Проходит и эпоха связей и откатов. Мы наконец-то поняли, о каких рыночных механизмах нам толкуют учёные, и задумались о том, как жить дальше, если со всех сторон давят конкуренты, а сверху – государство. В моду вошла логистика, и для большинства компаний она стала спасительной соломинкой в океане бизнеса. Но далеко не .. читать далее