Знак качества для менеджеров проектовМеждународное профессиональное сообщество по управлению проектами в скором времени может получить новый стандарт, определяющий общие для всех стран принципы квалификации менеджеров проектов. Стандарт компетенции, основанный на выполнении, — таково название этой инициативы — создается рабочей группой, объединяющей представителей международных ассоциаций и организаций по управлению проектами различных стран, коммерческих компаний, правительственных агентств и образовательных учреждений. Главная цель группы декларируется как разработка единых стандартных критериев квалификации менеджеров проектов для оценки их деятельности, которые будут признаны в международном масштабе. Тем самым обеспечивается полная прозрачность профессиональной компетенции менеджеров проектов, что немаловажно в условиях глобализации экономики и дает неоспоримые преимущества самим специалистам по управлению проектами. Один из ведущих разработчиков нового стандарта компетенции менеджеров проектов — Уильям Дункан, крупнейший специалист по управлению проектами, один из авторов свода знаний PMI PMBoK, признанного международным стандартом по управлению проектами. С осени 2002 года Дункан проводит тренинги для российских специалистов в компании PSM Consulting и потому регулярно бывает в Москве. Во время одного из последних визитов о новом стандарте с ним побеседовала редактор журнала «Открытые системы» Наталья Дубова. Каковы предпосылки разработки данного стандарта? Наиболее признанная сегодня сертификация менеджеров проектов — PMI PMP (Project Management Professional) — базируется на знаниях. Однако большинство сертификаций вне профессиональной области управления проектами основаны на компетенции, на демонстрации персонального мастерства в выполнении определенной работы. Уже предпринимались попытки разработать стандарты компетенции для менеджеров проектов, но они не получили широкого признания. В ряде стран существуют сертификации менеджеров проектов, которые учитывают их опыт и квалификацию, но они носят локальный характер. Необходимо было создать нечто всеобщее, стандарт, который будет признан во всем мире и может использоваться для оценки квалификации менеджера по его деятельности. Мы предлагаем несколько уровней квалификации для менеджеров, работающих с проектами разного уровня сложности. Когда стандарт будет опубликован, любой желающий сможет определить, какой уровень квалификации ему подходит. В чем принципиальное отличие квалификационного стандарта от сертификации, базирующейся на знаниях, каковой является РМР? Сертификация РМР основывается на стандарте РМВоК, который описывает те шаги, которые необходимо сделать, чтобы реализовать проект. Сертификация РМР требует наличия теоретических знаний, а новый квалификационный стандарт, и в этом его принципиальное отличие, — подтверждения практического применения этих теоретических знаний. Он позволяет оценить качество работы менеджера проектов. Так, в РМВоК говорится, что в проекте необходимо делать структурную декомпозицию работ (Work Breakdown Structure, WBS), и сертификация РМР требует основательных знаний о том, как выполняется декомпозиция, из каких уровней состоит и т. д. Но при этом нет необходимости иметь опыт выполнения WBS на практике, достаточно хорошо знать теорию. Когда я сдавал экзамен РМР, мне еще не приходилось ни разу выполнять декомпозицию в каком-либо реальном проекте, но я в совершенстве владел теорией и успешно ответил на вопросы. Новый стандарт компетенции предполагает, что вы знаете, как принципы управления проектами применяются на практике — скажем, какие требования предъявляются к WBS на реальных проектах, чтобы декомпозиция была выполнена оптимально. В российском профессиональном сообществе специалистов по управлению проектами активно обсуждается вопрос о преимуществах и недостатках существующих систем сертификации менеджеров проектов, предлагаемых PMI и IMPA. Новый стандарт будет позиционироваться как третья возможность сертификации или как дополнение к существующим? И не создаст ли он дополнительные сложности для менеджеров, выбирающих сертификацию? Прежде всего, надо четко понимать разницу между стандартом как документом и сертификационной программой. Сертификация РМР подтверждает ваши знания. Сертификация IPMA основана на компетенциях; чтобы получить эту сертификацию, претенденту необходимо продемонстрировать свои умения. В основе сертификационной программы IPMA лежит документ International Competence Baseline (ICB). B рабочую группу, которая занимается новым стандартом, входят также представители IPMA, и я рассчитываю, что когда работа над новым стандартом будет завершена, IPMA сможет установить соответствие между собственными критериями компетенции, определенными в ICB, и критериями нового стандарта. Как планируется продвигать стандарт, чтобы его восприняло международное сообщество менеджеров проектов, в том числе профессиональные ассоциации? Здесь опять надо разделить две проблемы — как разрабатывать и продвигать новый стандарт и как продвигать сертификационную программу, на нем основанную. В разработку стандарта вовлечено большинство крупных профессиональных организаций по управлению проектами — PMI, IPMA, Австралийский институт управления проектами, Американское общество по развитию управления проектами и др. Разработка стандарта открыта для учета различных мнений, для внесения комментариев и изменений. Что касается сертификационной программы, то здесь профессиональные ассоциации имеют две возможности. Первый путь — разработать новую программу сертификации, соответствующую стандарту, второй — показать, что существующая программа совместима с его положениями. Например, если сохраняется национальный вариант программы сертификации IPMA, то необходимо сопоставить все элементы стандарта с критериями ICB. Главная задача нового стандарта состоит в том, чтобы сделать принципы квалификации проектных менеджеров абсолютно прозрачными. Тогда менеджер, сертифицированный в соответствии с уровнем 2 нового стандарта в России, без труда найдет работу во Франции, Англии, Бразилии, любой другой стране, поскольку везде будут понятны критерии, по которым оценивалась его квалификация. В работе над стандартом участвуют правительственные организации ряда стран, которые заинтересованы в такой прозрачности, поскольку это обеспечит простоту миграции специалистов из одной страны в другую. Какие уровни квалификации определяет стандарт? В начале планировалось определить четыре уровня квалификации: три уровня менеджеров проектов и самый высокий уровень — директор проектов и программ. Разработка трех различных уровней квалификации менеджеров проектов позволила преодолеть разногласия, возникавшие в рабочей группе в ходе определения того, что должен уметь делать менеджер на каждом уровне. Мы пытались распределить все возможные компетенции по двум уровням, и только добавление третьего помогло все расставить по своим местам. Но сейчас идет речь о том, что в общую структуру сертификации на основе компетенции будет добавлен еще один уровень — начальный, которому должен соответствовать рядовой член проектной команды. Можно ли обозначить основные элементы квалификации менеджера проектов, общие для всех уровней? Пока на этот вопрос ответить сложно, поскольку сейчас идет работа над детальным описанием только одного — второго уровня квалификации менеджера проекта. Структура самого стандарта также включает в себя три уровня описаний. Верхний уровень — единицы компетенции (unit), далее идут элементы (element) и низший уровень — критерии. Скорее всего, единицы компетенции будут сходны для всех уровней квалификации, поскольку они затрагивают такие глобальные вопросы, как планирование проекта, контроль выполнения, работа с заинтересованными лицами, обеспечение качества продукта. Для следующего уровня описаний различия между уровнями квалификации будут гораздо более существенными. Рассмотрим простой пример — бюджет проекта. Менеджеру проектов низшего уровня достаточно иметь представление о том бюджете, который он получает сверху. Менеджер проектов второго уровня, скорее всего, будет участвовать в разработке бюджета проекта, а менеджер уровня 3 еще и ответствен за выполнение бюджета. Я не утверждаю, что именно такое разделение обязанностей будет закреплено в стандарте, но этот простой пример показывает, насколько могут быть серьезными различия между уровнями компетенции менеджеров проектов. На каком этапе сейчас находится работа над стандартом? Что необходимо для ее полного завершения? Мы подготовили первый вариант стандарта и рассмотрели его в октябре. Сейчас идет работа над вторым, который будет представлен в мае. Я надеюсь, что соответствующие результаты будут опубликованы в Internet не позднее середины года для внесения комментариев и предложений по изменению. Этот вариант включает только описания квалификации менеджеров проектов уровня 2. Когда он будет одобрен, это послужит большим стимулом для дальнейшей работы. По моим оценкам, на разработку остальных компонентов стандарта понадобится еще от года до трех лет. Не существует ли опасность, что менеджер, сертифицируясь по новому стандарту, сможет подать свой опыт с выигрышной стороны, приукрашивая личный вклад в реализацию проектов и скрывая при этом собственные ошибки? Мне кажется, что на самом деле легче скрыть недостаток знаний, чем недостаток компетенции. Если все будет разработано правильно, то такой возможности у претендента не будет. Одна из базовых концепций сертификации, основанной на компетенциях, заключается в том, что специалист должен соответствовать не каким-то отдельным, а всем параметрам, определенным в стандарте. И если менеджер проектов имеет серьезные проблемы в какой-то области, то квалификационные критерии обязательно это выявят, и ему не удастся пройти сертификацию. В этом отличие сертификации на основе компетенции от оценки на основе знаний, которая всегда позволяет некоторое отклонение от абсолюта. Например, один менеджер может плохо разбираться в вопросах обеспечения качества, другой не умеет управлять рисками, но оба имеют одинаковые шансы пройти сертификацию РМР. Сертификация профессиональных менеджеров проектов является одним из главных направлений работы Международной ассоциации управления проектами (International Project Management Association, IPMA). IPMA объединяет национальные ассоциации по управлению проектами, среди которых созданная в 1990 году Российская ассоциация управления проектами СОВНЕТ. В июне 2003 года впервые в России состоялся Всемирный конгресс по управлению проектами, который проходит под эгидой IPMA. Один из потоков конгресса был целиком посвящен проблемам подготовки и формирования профессионального мастерства менеджеров проектов. На нем прозвучал доклад «Состояние и перспективы подготовки и сертификации специалистов по управлению проектами и программами в России», подготовленный президентом СОВНЕТ Владимиром Воропаевым, директором сертификационного центра СОВНЕТ Галиной Секлетовой и ректором Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Александром Щенковым. Ниже мы приводим некоторые положения и данные из этого доклада, посвященные сертификации IPMA-COBHET. Система сертификации IPMA основана на международных требованиях к компетентности специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline, ICB). ICB формулирует требования к профессиональным знаниям, навыкам и личным качествам управляющих проектами и членов команды проекта. В ICB включены основные термины, понятия и задачи управления проектами и обобщены передовой опыт, навыки, функции, процессы управления, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в управлении проектами, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB является основой для всех сертификационных программ национальных ассоциаций и для работы их сертификационных центров. Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы, и прежде всего Национальные требования к компетентности (НТК), которые должны быть ратифицированы IPMA для проведения сертификации. При этом национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами. В 1999 году в нашей стране в рамках международной системы сертификации IPMA был дан старт национальной программе сертификации специалистов по управлению проектами. Программа зарегистрирована в Госстандарте России. Как отмечают авторы доклада, Национальные требования к компетентности (НТК), разработанные группой сертифицированных специалистов СОВНЕТ, существенно расширили содержание ICB. При этом все элементы международных требований к компетентности перенесены в НТК полностью или в частично измененном виде со строгим соблюдением смысловой согласованности. НТК СОВНЕТ включает в себя 43 элемента, из них 28 — основные элементы ICB и 15 — дополнительные. Элементы НТК сгруппированы в четыре раздела:
Система сертификации на базе НТК СОВНЕТ предназначена для организации и осуществления деятельности по оценке и подтверждению компетентности специалистов, необходимой для проведения ими работ в области управления проектами. В докладе формулируются следующие цели данной сертификации:
Сертификационная программа СОВНЕТ включает четыре уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия. По результатам сертификации специалисту может быть присвоено, в зависимости от уровня сертификации, одно из следующих званий:
Авторы доклада отмечают, что в нашей стране постепенно осознают необходимость применения методологии управления проектами на практике и использования услуг сертифицированных специалистов. Это подтверждается устойчивым ростом числа полученных сертификаций IPMA в России, которое возросло с 11 в первый год действия программы сертификации до 196 в 2003 году. Среди компаний и организаций, сертифицировавших своих специалистов, есть представители самых разных индустрий, включая информационные технологии, атомную энергетику, строительство, ТЭК, производство, банковскую сферу, торговые сети и т. д. (Вопреки широко распространенному мнению о том, что сертификация IPMA не пользуется популярностью в ИТ-сообществе, среди отечественных компаний именно представители ИТ-отрасли лидируют по числу сертификаций: IBS — 37 человек, «АйТи» — 11, ЛАНИТ — 8. — Прим. ред.) Стандарт квалификации менеджеров проектовИнициатива создания международного стандарта компетенции, основанного на выполнении, для специалистов по управлению проектами была выдвинута весной 2000 года. В настоящее время рабочая группа стандарта включает представителей ассоциаций PMI и IPMA, профессиональных организаций по управлению проектами Австралии, Южной Африки, Японии, Сингапура, ряда университетов и образовательных организаций Канады, Австралии, Великобритании, Франции, государственных учреждений, компаний Ericsson, Rolls Royce, Мирового банка и др. Деятельность рабочей группы преследует следующие базовые цели:
Стандарт компетенции, основанный на выполнении, описывает роль менеджера проекта в компании. Стандарт определяет, что должен уметь делать менеджер на данной должности, насколько качественно он должен выполнять свои обязанности, а также каковы внешние условия, в которых будет оцениваться квалификация менеджера проектов, что позволяет учесть различия требований в разных отраслях. В настоящее время на завершающей стадии находится разработка части стандарта, определяющей квалификацию старшего менеджера проекта (senior project manager). От человека, находящегося на данной позиции, напрямую зависит результат проекта. Это означает, что его финансовое вознаграждение соответствует степени успешности проекта. Он несет ответственность за тот продукт, который должен быть предоставлен клиенту в результате выполнения проекта. И наконец, это менеджер, который работает в комплексной среде управления и должен учитывать интересы всех участников проекта. В стандарте определяются такие единицы компетенции старшего менеджера проектов, как управление запуском и закрытием проекта, развитием проектного плана и ресурсами проекта, взаимоотношениями с заинтересованными участниками, юридическими проблемами и др. |