Элементы мастерства менеджера проектаСегодня многие ИТ-менеджеры заинтересованы в профессиональном обучении управлению проектами. Залог успеха такого обучения - сочетание собственных способностей, знакомство с чужим опытом и практическое участие в управлении проектами. Прежде чем говорить о подготовке менеджера проекта, нужно дать определение проекта. Проект - это мероприятие, направленное на получение нового (уникального) продукта или услуги, выполняемое в рамках ограниченных ресурсов. Здесь ресурсы понимаются широко: время, финансы, материально-технические, людские и т. д. По оценкам специалистов Российской ассоциации управления проектами, сейчас в России дефицит профессиональных управляющих проектами составляет около 200 тысяч. Что понимать под термином "управляющий проектом" (по-английски - Project Manager)? Если речь идет о руководителе, обеспечивающем достижение цели проекта, то таким профессионалом можно стать, обретая опыт и имея врожденные данные и склонности к этой профессии. Управляющего, так же как и поэта, нельзя обучить профессии. Управляющий - всегда самоучка. В Литературном институте им. Горького поэтов не учат писать стихи - этому невозможно научить. Там лишь дают некоторые элементы мастерства, что эффективно для тех, кто пишет стихи, - для поэтов. Для остальных же это бутафория, виньетка ложной сути. То же можно сказать и об управлении проектами, если речь идет о реально работающем управляющем, а не о создании видимости с помощью "корочек". Тем не менее требования к компетенции специалиста, управляющего проектами, существуют. Квалификационные требованияПодобными проблемами на высоком профессиональном уровне занимаются специалисты из Международной ассоциации управления проектами (International Project Management Association, IPMA). Сотрудники IPMA выработали четкие критерии и требования к компетенции (оценки практического опыта, навыков и общедисциплинарной подготовки) специалиста в области УП, которые перечислены в документе "Международные требования к компетенции" (МТК). Поскольку УП в каждой стране имеет свою специфику, каждое государство - член IPMA - имеет аналогичный МТК документ: национальные требования к компетентности (НТК). Ядром НТК является МТК и дополняется национальными особенностями ведения проектов. Для России НТК разработаны представителем IPMA в России - Российской ассоциацией управления проектами, СОВНЕТ. Естественно, опытному высококлассному профессионалу в УП достаточно согласовать свой глоссарий с глоссарием НТК, и он будет полностью соответствовать этим требованиям. Что же касается менее опытных профессионалов в управлении проектами, то в зависимости от их уровня компетенции НТК проводит определенную градацию. Например, самый начальный уровень профсоответствия НТК фиксируется как наличие базовых знаний обобщенного опыта по основам управления проектами (мирового и российского) плюс наличие навыков выполнения простых функций управляющего в проектной деятельности. Следующий уровень требует в дополнение к первому, наличие опыта руководства простыми проектами в течение не менее трех лет. Следующий уровень - наличие опыта руководства сложными проектами в течение не менее трех лет и опыта руководства простыми проектами не менее пяти лет. И так далее.
Теория как таковая в управлении проектами отсутствует: здесь можно говорить об обобщенном опыте, поскольку проектная деятельность стара, как и сам homo sapiens. Краткий обобщенный опыт по основам управления проектами (мировой и российский) в лекционном или дистанционном виде возможно дать в 25-30 уроках (академических часах). Что касается практики, то если предположить, что мы имеем дело с людьми проектноориентированного мышления, для них достаточно совместно с опытным наставником разработать два-три пилотных проекта, и далее они пойдут самостоятельно. Опыт работы в проектной деятельности показывает, что если в группе таких новичков есть хотя бы один высококлассный профессионал, то этим новичкам можно начинать с управления простыми проектами и затем, шаг за шагом, увеличивать сложность реально выполняемых проектов. Таким образом, только практика, только самостоятельное ведение проектов (желательно под кураторством опытного управляющего) позволяют новичку развить свои способности и стать специалистом в области управления проектами. На Западе есть множество разнообразных организаций, "подготавливающих" менеджеров проектов. Есть организации, ориентированные на откровенное "выкачивание" денег из слушателей; организации, которые мало интересуют реальные навыки слушателей ориентироваться в дисциплинах управления проектами. Но есть и профессиональные организации в области повышения квалификации менеджеров проектов. Эти организации делают основную ставку на практикум, на изучение инструментария и технологий в области управления проектами. Однако ни один серьезный работодатель на Западе не доверит управление важным проектом человеку, окончившему курсы по управлению проектами, но не имеющему практического опыта в управлении проектами. И дело здесь не только в том, что нельзя обучить менеджменту. Есть еще много тонкостей и причин, по которым западные работодатели особенно щепетильны в подборе управляющих. Например, в США все крупные, масштабные проекты не обходятся без инструмента инициации управления проектами - лоббирования. Но ни одна "обучающая" организация не дает этот инструмент в полном объеме, а учебников по теории и практике лоббирования в США нет, поскольку эта тема по умолчанию является запрещенной для публичного обсуждения в обществе. Тонкости лоббирования (основного инструмента управления проектами!) менеджеры проектов осваивают только через "школу жизни". Где учиться в России?В России существует много организаций, которые "обучают" дисциплинам управления проектами. При этом декларируется "профессиональное обучение проектному менеджменту". Получающему такое "образование" следует помнить, что уже сама эта декларация, как правило, демонстрирует неглубокое понимание предмета управления проектами. Хотя на этот подход часто налагается встречный непрофессионализм: потребителю просто надо получить сертификат или диплом, а носителю услуги надо заработать деньги. И обе стороны остаются удовлетворены процессом и результатом "обучения". От такого подхода больше всего страдают работодатели, которым нужны не "генералы в погонах дипломов", а специалисты-профессионалы. Особенно популярными были обучающие центры-скороспелки в области управления проектами во время перестройки. Но и сейчас следы такого подхода имеют место быть в России. Ответом на подобный феномен стал, например, подход IPMA и его представителя в России - Российской ассоциации управления проектами, СОВНЕТ, которые проводят курсы и выдают сертификаты строго в соответствии с МТК и НТК. Система сертификации СОВНЕТ организована таким образом, что соответствие качеств претендента требованиям к управляющему проектами определяется беспристрастно и максимально объективно. IPMA/СОВНЕТ выдают международный сертификат, который действует в любой стране мира, и эти организации тщательно заботятся о репутации своих курсов и сертификационной системы. Кроме того, следует обратить внимание, какая система оценки знаний и навыков используется в том или ином учебном заведении. Так, в "преподавании" управления проектами нельзя ограничиться чисто дистанционным вариантом, а в оценке знаний - традиционным западным вариантом тестирования: выбор ответа на вопрос из предлагаемых фиксированных ответов. В этом случае невозможно создать статистически обоснованную объективную систему оценок знаний во всех областях дисциплины управления проектами. Например, если критерием успеха тестирования мы выберем набор суммарного количества очков выше заданного, огромен риск упустить оценку знаний в одной из базовых предметных областей управления проектами. А об объективности оценки опыта здесь и говорить не приходится. С методологической точки зрения нам в Академии АйТи более импонирует система сертификации по версии IPMA, нежели, например, по версии PMI (Project Management Institute, Ohio, USA). Поскольку первая ориентирована в основе на оценку компетенции, вторая - на оценку знаний. Хотя в последнее время разработчики системы сертификации PMI осознали недочеты своей системы и стараются их устранить.
Проблемы бывают и со стороны слушателей, и со стороны преподавателей. Со стороны слушателя, как правило, мало возникает проблем, если он идет на курсы индивидуально, сам обдумывает, что он хотел бы узнать, что актуально для него. Если на курсы идет группа слушателей из одной организации, то это обычно сопровождается "букетом" проблем. Основные проблемы в данной ситуации появляются из-за того, что руководство предприятия, посылающего своих сотрудников на курсы, неадекватно объясняет им цели обучения. В результате возникает расхождение между декларированными целями обучения и индивидуальными целями и потребностями. Это продолжение внутреннего, обычно скрытого, конфликта на предприятии. Внешне такая ситуация выглядит как обучение из-под палки, и преподавателю здесь не просто взаимодействовать со слушателями. Однако и в этом случае ситуация может остаться управляемой для опытного наставника-преподавателя, разбирающегося в корнях внутреннего конфликта на предприятии. В любом случае источник подобных проблем - руководство предприятия, пославшего своих сотрудников на курсы. Кроме того, у разных людей совершенно разные потенциальные способности к управлению проектами. Поэтому обучение будущего менеджера по проектам начинается с анализа и самоанализа своих врожденных и обретаемых способностей. Кто-то от природы склонен к пунктуальности, аккуратности, щепетильности в отношении к жестко регламентированной деятельности. Но этот человек плохо адаптируется к быстро меняющимся условиям работы, он в этих изменениях чувствует себя дискомфортно. Такой человек может максимально реализоваться в производственной деятельности, показать там высокую производительность и качество работы. Если же человек быстро ориентируется в изменяющихся условиях работы, если его увлекает новизна, если он склонен к решению все новых и новых проблем, если он умеет оперативно делегировать ответственность по определенным типам работ и мероприятий, то такой человек имеет большие шансы стать профессиональным управляющим в проектной деятельности. То есть методы накапливания практического опыта в управлении проектами зависят от индивидуальных особенностей человека. В отдельных случаях достаточно сформулировать практическую задачу, определить условия и ограниченные ресурсы для решения этой задачи, и человек начнет управлять процессами реализации этого проекта. Другому человеку приходится несколько раз пояснять цели проекта, "раскладывать все по полочкам", давать в руки инструменты и технологии в деталях, выделять дополнительные ресурсы, но из этого так ничего эффективного и не получается. Он апеллирует к большим рискам, нехватке ресурсов, неустранимым неопределенностям в условиях реализации проекта, к отсутствию готовых решений возникающих проблем. Эти решения он не смог найти ни в тех практических занятиях и "учебных" проектах, в которых он участвовал, ни в "обучении" дисциплинам управления проектами в целом. Со стороны преподавателей обычно проблем бывает значительно больше. Основные источники этих проблем - недостаточная квалификация наставника-преподавателя, отсутствие опыта ведения реальных проектов, узкая зашоренность на каких-то отдельных дисциплинах управления проектами. "Преподаватель" дисциплин управления проектами - это скорее наставник, и желательно, чтобы он был носителем энциклопедических знаний и аккумулированного опыта в области управления проектами. И опять же здесь все определяет опыт. Рафинированное преподавание "теории" управления проектами является метафизическим упражнением, а типичная реакция слушателей на такие мероприятия обычно характеризуется ими как "сплошная вода". Наставник-преподаватель должен быть действующим управляющим проектов, тогда он не отрывается от жизни, тогда он глубже понимает чаяния слушателей и даже на уровне интуиции ощущает, кому и что из слушателей необходимо акцентировать при рассмотрении опыта и знаний управления проектами. Такой опытный специалист, параллельно ведущий проекты, на практике знает, "чем живет управляющий", какие слабые места в типовых реально идущих проектах, что можно взять положительного из опыта успешных высокоэффективных проектов. Кроме того, в Академии АйТи мы ориентируемся на следующую базовую установку: максимум перевода качественных оценок параметров проекта в количественные, стремление к однозначности, максимальный уход от неопределенности, в том числе и в фиксации основных реперов проекта, таких как цели, задачи, инструменты и технологии планирования, организации и исполнения проекта. Еще раз мы пересматриваем и стараемся уходить от заблуждений, популярных в учебно-методологической литературе по управлению проектами, даже в определении этих реперов. Например, многие полагают, что конечной реперной точкой завершения проекта является подписание акта сдачи-приема и проведение финансово-экономических взаиморасчетов. Однако это неверно: проект завершается тогда, когда выполнены все юридически зафиксированные ожидания всех участников проекта. Кроме того, сегодня традиционен подход к изложению материала, "упирающийся" в точку достижения цели проекта. Но этот подход налагает жесткие рамки в стратегиях реализации проекта, ограничивает творческую ориентацию слушателей. Очень важно расширять взгляды на методологические подходы к управлению проектом: не ограничиваться рассмотрением достижения цели проекта, но и включать анализ следствий достижения цели. Это сложная задача, но благодарная. Она имеет очень большую отдачу, и прежде всего в развитии стратегического мышления у руководителей проектов.
|