СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЕРазвитие информационных технологий (ИТ) внесло не столько количественные, сколько качественные изменения в программные продукты (ПП), которые используются для построения информационной системы управления проектом. Если рассматривать не отдельные ПП, а весь класс систем для календарно сетевого планирования, то своей максимальной мощности по таким параметрам как, например, количество работ или ресурсов они достигли еще в эпоху больших ЭВМ. Качественные изменения были гораздо более существенными и коснулись правил организации взаимодействия между членами проектной команды. Использование современных ПП для построения целостной информационной системы позволяет сократить время на обмен информацией и, соответственно, повысить оперативность и обоснованность принимаемых решений, сократить сроки выполнения проекта, повысить его качество, снизить расходы на его выполнение. Цель статьи - показать зависимость между сроками выполнения проекта и уровнем использования ИТ для организации групповой работы в проектной команде на основе модели информационных потоков в системе управления проектом. В любом проекте можно выделить три группы сотрудников, которые участвуют в процессе управления его реализацией:
Помимо собственно организации - исполнителя (организатора) проекта, в его реализации также участвуют инвесторы, заказчики, поставщики, подрядчики и т.д. Состав участников будет меняться от проекта к проекту, но в каждой из представленных выше организаций будут представлены эти уровни управления. Проект включает в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. Поэтому от слаженных действий всех его участников зависит, будет он успешным или нет. Но организация согласованной работы требует постоянного обмена информацией не только между различными организациями, но и внутри каждой из них - между различными уровнями управления. Время, затраченное на обмен информацией, может существенно увеличивать сроки выполнения проекта. Ф. Брукс, проанализировав данные о выполнении проектов создания программного обеспечения отмечает, что для задач, которые могут быть разбиты на части, но требуют обмена данными между подзадачами, затраты на обмен данными должны быть добавлены к общему объему необходимых работ ( 1). При этом, подчеркивает, что если все задачи должны быть скоординированы между собой, то затраты возрастают как n(n-1)/2 (где n число работников, выполняющих эти задачи). Т.е. для трех работников требуется втрое больше попарного общения, чем для двух, для четырех - уже вшестеро. [1]
В соответствии с общепринятым принципом управления проектами, считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям (сроки, расходы и качество результата), т.к. временные ограничения проекта часто являются наиболее критичными. Там, где сроки выполнения проекта серьезно затягиваются, весьма вероятными последствиями являются перерасход средств и недостаточно высокое качество работ [4]. Поскольку длительность выполнения работ по тем или иным причинам (технологическим, организационным и т.д.) не всегда можно уменьшить, а распараллеливание выполнения задач ведет к дополнительным затратам времени на обмен информацией, поэтому сокращение именно непроизводительных затрат времени на обмен информацией является резервом, позволяющим существенно сократить срок выполнения проекта. В традиционно организованной системе управления проектом работали разрозненные программные продукты (ПП), а обмен данными осуществлялся при помощи бумажных документов, т.к. ПП зачастую были несовместимы между собой по формату используемых данных. Часть данных из этих документов повторно вносили в компьютер для обработки, что, обычно, влекло за собой ошибки при вводе и дополнительные затраты времени на их выявление. На 2 показана модель информационных потоков в такой системе. В основу модели положено время на обработку и обмен информацией между всеми участниками проекта. Ниже приведены расчеты затрат времени, необходимого для того, чтобы решение принятое на верхнем уровне управления дошло до нижнего, а также, для того, чтобы руководитель верхнего уровня узнал об изменениях, произошедших в проекте.
Для упрощения модели будем полагать, что при обработке информации на одном уровне управления обмен данными с другим уровнем не производится. Время, необходимое для обработки информации на каждом из уровней управления T' = nt0 + (n(n-1)/2)t1 , (1) Время, необходимое для обмена информацией внутри одного уровня управления и передачи информации между двумя смежными уровнями Время, необходимое для подготовки информации к передаче на следующий уровень управления: T = T' + T" , (3) Время, необходимое для передачи информации между двумя смежными уровнями управления: T = T" , (4) Время, необходимое для того, чтобы решение, принятое на верхнем уровне управления, дошло до нижнего уровня. Ту = T1 + T"1-2 + T2 + T"2-3 = (T'1 + T'2) + (T"1 + T"1-2 + T"2 + T"2-3) , (5) Время, необходимое для того, чтобы руководитель верхнего уровня узнал об изменениях, произошедших в проекте. Ти = T3 + T"2-3 + T2 + T"1-2 = (T'3 + T'2) + (T"3 + T"2-3 + T"2 + T"1-2) , (6) Как видно из приведенных выше расчетов лишь два слагаемых (подчеркнуто) составляют полезные затраты времени, а четыре - это затраты на обмен информацией. Вышеописанная схема работы оправдывала себя в начале 60-х, когда изменения окружающей среды были не столь стремительными. Но уже к середине 80-х ситуация критически изменилась. Организациям необходимо было приспосабливаться к постоянным изменениям, а для этого необходимо было оперативно собирать, обрабатывать и использовать информацию. В это время, именно тщательная работа с информацией вышла на первое место [2]. Традиционные подходы к организации выполнения работ не позволяли этого делать, т.к. в компаниях, построенных по функциональному принципу, бизнес процессы были раздроблены между подразделениями, что препятствовало повышению их эффективности. Компании начали перестраивать свою деятельность, коренным образом ломая сложившиеся механизмы выполнения работ. М. Хаммер и Дж. Чампи, проанализировав опыт, накопленный передовыми компаниями, ввели новое понятие в теорию и практику управления организациями - реинжиниринг бизнес процессов (Business Process Reengineering, BPR). Они определили реинжиниринг бизнес процессов (далее реинжиниринг) как, фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. А бизнес процесс как, совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на "входе" используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на "выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя [8]. В своей работе они подчеркивают, что информационные технологии (ИТ) играют роль существенного конструктивного фактора, и без ИТ бизнес процесс не может быть подвергнут реинжинирингу. Но при этом отмечают тот факт, что ИТ не являются единственным существенным элементом реинжиниринга и четко разграничивают два понятия "автоматизация" и "использование ИТ". Первое представляет собой простую компьютеризацию существующих бизнес процессов, тогда как второе предполагает их изменение на базе новых возможностей, предоставляемых ИТ. Такая роль ИТ определена тем, что они изменили правила управления организациями (табл. 1). Именно активное использование новых правил нашло применение при реинжиниринге. Подчеркивая роль ИТ при проведении реинжиниринга, российские исследователи вводят уточняющую формулировку: реинжиниринг - это использование самых последних ИТ для достижения совершенно новых деловых целей [5]. Таблица 1. Влияние ИТ на правила управления организациями [8].
Развитие ИТ внесло качественные изменения в программные продукты (ПП) для управления проектами (табл. 2) и сейчас информационная система (ИС) управления проектом включает в себя следующие структурные элементы ( 3) [6]:
Существующие ПП позволяют обеспечить единое информационное пространство для всех участников проекта уменьшая практически до нуля затраты времени на обмен информацией. Помимо этого они уменьшают также и время необходимое для того, чтобы руководитель верхнего уровня узнал об изменениях, произошедших в проекте, т.к. эта информация становится доступной всем заинтересованным в ней участникам уже сразу же после того, как она будет введена на нижнем уровне. В такой системе управления время, необходимое для того, чтобы решение, принятое на верхнем уровне управления, дошло до нижнего уровня составит Ту = T'1 + T'2 , (7) а время необходимое для обеспечения обратной связи Ти = T'3 , (8) Таблица 2. Качественные изменения в программных продуктах (ПП) для управления проектами.
Современные ПП сокращают как время на обмен информацией, так и время на ее обработку, но каждый структурный элемент ИС оказывает влияние лишь в определенной области (табл. 3). Таблица 3. Влияние структурных элементов информационной системы управления проектом на сокращение времени на обработку и передачу информации.
- Сокращает время на первичный ввод и обработку информации (t0) Подводя итог выше сказанному необходимо особо отметить, что построение единой ИС управления проектом позволяет существенно сократить сроки его выполнения именно за счет того, что участники проекта могут выполнять работы параллельно и, что очень важно, согласованно, без увеличения затрат времени на обмен информацией. Поэтому при разработке архитектуры ИС управления проектом и выборе ПП для ее построения необходимо отталкиваться от того, какие именно затраты времени оказывают ключевое влияние на длительность проекта. Автор выражает благодарность проф. Рач Валентину Анатольевичу за замечания и предложения, позволившие лучше изложить этот материал. ЛИТЕРАТУРА
|