Средний бизнес толкают на биржуИнвестбанкиры утверждают, что российскому среднему бизнесу выгоднее всего размещать свои акции в России Российским компаниям «средней руки» выгоднее всего размещать свои акции в России, причем иногда это единственный возможный для них выход на публичные рынки. К такому выводу пришли представители бизнес-ассоциаций, инвестбанков и компаний-эмитентов на круглом столе в среду, посвященном IPO как инструменту роста среднего бизнеса. Участники рынка отмечают, что пока в России сохраняется множество факторов, сдерживающих выход компаний на рынки. Среди них слабость нормативной базы и – в первую очередь – устаревшее мышление многих собственников, не желающих терять контроль над своим бизнесом. Банкиры констатируют, что пока о буме IPO в России говорить рано, но они надеются, что потребность в «длинных» инвестиционных ресурсах рано или поздно в массовом порядке приведет российские компании на фондовый рынок. По общему мнению, многие российские компании и их владельцы – да и в целом бизнес-климат – в России не очень-то созрели для бума IPO. По мнению представителя KPMG-Москва Владимира Карпунина, сложность заключается в непрозрачности предприятий среднего бизнеса – причем не только самих потенциальных эмитентов, но и всей цепочки, в которой они работают. Например, отмечает он, производители продуктов питания вынуждены торговать своей продукцией через «палатки», которые никогда не платили налоги как положено. Генеральный директор ИГ «АТОН» Александр Кандель отмечает, что сложности при проведении IPO связаны и с несовершенством нормативной базы. По его словам, больше всего мешает IPO норма о преимущественном праве прежних акционеров на приобретение выпускаемых акций, о предельной цене размещения акций на бирже, которая не может более чем на 10% превышать цену размещения по преимущественному праву, и ряд других. При этом, отмечает г-н Кандель, хотя некоторое понимание того, что подобные нормы нужно отменить вовсе или изменить, во власти есть, 95% чиновников до сих пор не понимают сути процедуры IPO. Препятствует развитию рынка и отсталость менталитета собственников предприятий. Чаще всего они боятся выпускать из рук даже небольшие доли в своих компаниях, опасаясь агрессии со стороны конкурентов или потери контроля над компанией. «Это психологически тяжелый шаг – пустить в совет директоров людей, которые, по-твоему, ничего не понимают в твоем бизнесе и у которых краткосрочные цели, – говорит президент «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко. – Но нужно учиться с ними работать – это дисциплинирует, учит объяснять и проверять свои идеи. Хотя этот барьер, конечно, сложен для предпринимателей, у которых история составляет максимум 10 лет». Кроме того, говорит Владимир Карпунин, часто приходится сталкиваться с непониманием системы работы финконсультантов. Например, многие компании-эмитенты не хотят платить фиксированные суммы за услуги консультантов, пытаясь предлагать взамен процент от привлеченных средств. По словам Халида Дианова, многие компании говорят, что они пока не достигли пика развития своего бизнеса и хотят подождать, с тем чтобы «продаться подороже», когда их бизнес выйдет на новый уровень. Однако это не значит, что у компаний нет нехватки собственных инвестиционных ресурсов. Хотя ликвидность рынка велика, длинных инвестиционных ресурсов по-прежнему не хватает. «Компании жалуются на затрудненный доступ к финансовым ресурсам: одни сидят на мешках с деньгами, другие – на бизнесе, – говорит Александр Кандель. – При этом одни не привыкли давать, а другие – брать». В этом смысле IPO выглядит привлекательным способом привлечь длинные деньги – ведь инвесторам, в отличие от кредиторов, не нужно возвращать вложенные деньги через определенный срок. Однако сейчас бытует мнение, что IPO – удел самых больших компаний, а средним и мелким предприятиям на фондовом рынке делать нечего. «На западе действительно есть смысл делать размещение на суммы от 80–100 млн долларов, – говорит Халид Дианов. – Но в России возможны успешные размещения и в меньших объемах – нужно только найти целевую аудиторию инвесторов». При этом, отмечает он, не нужно забывать, что даже в России половину акций все равно покупают иностранные инвесторы: то есть инвесторы остаются теми же, что при размещении за рубежом, просто меняется место листинга. Кроме того, по мнению г-на Дианова, в России формируется и новый класс «потребителей» инструментов фондового рынка. «В 2002 году половина сделок с акциями, прошедших через «АТОН», была совершена через Интернет частными клиентами, – говорит Халид Дианов. – Эти люди – среди них есть и топ-менеждеры, и студенты – могут начать игру на бирже, вложив в нее тысячу долларов. Причем среди этих клиентов велик спрос именно на акции компаний второго эшелона». По мнению Александра Канделя, спрос на вновь выпускаемые акции как финансовые инструменты в России практически гарантирован. «Размещения корпоративных акций и облигаций часто инициируются самими банкирами, а не эмитентами, – говорит он. – И размещаемые инструменты часто оседают в портфелях банков, которым не хватает инструментов в условиях избыточной ликвидности». Делать IPO на российском рынке среднему бизнесу, по мнению генерального директора «АТОНа», будет проще еще и благодаря большей гибкости российских инвестбанков. «С небольшим объемом размещение лучше делать в России. Здесь услуги инвестиционных банков стоят дешевле, сами банки более гибкие, – говорит Александр Кандель. – На Западе предложение организовать размещение на 30 млн долларов вызовет улыбку, а расходы на такой выпуск «съедят» большую часть привлеченных средств. Здесь же можно уложиться в 5–6% от привлеченных средств». |