Главная страница --> Статьи

Управление проектами .. | Управлять проектами: планиро .. | Подсеивать и подстригать... .. | Возможности применения метод .. | Проектный подход в современн .. |


КАЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Как для отдельного человека, так и для государства необходима "сверхзадача" - идея, которая оправдывает его сущестование в собственных глазах и в глазах окружающих. Если такая идея отсутствует, то отдельный человек переживает невроз, а государство - то, что называют политическим кризисом. Эта закономерность, впервые обнаруженная видимо философами древнего Китая еще за несколько веков до нашей эры, действует и сейчас.

 

На протяжении ХХ века человечество опробывало, кажется, практически все варианты таких национальных идей. Многие из них оказались настолько небезопасными для остальных стран и народов, а иногда и для коренного населения, что к концу 60-х годов политиками, бизнесменами и учеными большинства промышленно развитых стран стала ощущаться неотложная потребность сформулировать такую национальную идею, которая:

  • при своем воплощении исключала бы опасность возникновения новых войн;
  • обладала бы способностью консолидировать нацию, т.е. объединять людей, придерживающихся разных, иногда принципиально разных, политических убеждений;
  • учитывая тенденции к интеграции государств, была бы достаточно интернациональной и способствовала бы не разобщению, а соединению стран и народов;
  • была бы понятна и близка людям всех слоев и социальных групп в обществе.

И такая идея была сформулирована авторитетнейшим собранием политиков, бизнесменов, ученых - Римским клубом - на исходе 60 - х годов ХХ века. Это - задачи, связанные с повышением качества жизни в обществе. Современное понимание таких задач включает:

  • защиту прав личности, в том числе защиту прав потребителей на качественные изделия и услуги как неотъемлемые права личности;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, в том числе охрану окружающей среды как необходимое условие такой безопасности.

Безусловно, идеи Римского клуба не были открытием. Они являлись дальнейшим развитием концепции так называемого "общества потребления", т.е. общества, целью существования которого является удовлетворение потребностей сограждан. Окончательно эта концепция общества была сформулирована в 50-х годах. Важнейший вклад в воплощение этой концепции в жизнь внес президент США Джон Фицжеральд Кеннеди, видвинувший в начале 60-х годов концепцию государственной защиты прав потребителя. Согласно этой концепции, государство обязано активно вмешаться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачсетвенной продукции и взяв на себя защиту его прав. Был принят закон о защите прав потребителей.

Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями "общества потребления" могут считаться:

  • последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка товаров и услуг - потребитель в любой стране может приобретать товар, произведенный в любой стране; следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок и в то же время усиление кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынок;
  • развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги; эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем; следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как потребитель этот товар приобрел;
  • достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в его повышении.

Свойственный концепции "общества потребления" главный недостаток, связанный с непониманием ограниченности природных ресурсов Земли при неконтролируемом росте потребления был если не преодолен, то сглажен идеей обеспечения экологической безопасности, которая подразумевала заботу о сохранении природной среды.

Из общей "сверхзадачи" повышения качества жизни, которая стала основой государственной политики большинства промышленно развитых стран, логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг. Например, в Объединенной Европе такая политика воплощена в так называемой гармонизированной концепции.

Разработанная комиссией ЕС концепция гармонизации базируется на принципе, изложенном в статье 100:

  • гармонизация ( т.е. процесс взаимного увязывания) правовых норм и предписаний государств - членов ЕС будет сопровождаться установлением принудительных требования к здоровью и безопасности, которые должны войти в законодательство каждой из стран-членов и с учетом которых изготовленное в любой из стран изделие может находиться в свободном обращении в ЕС.

С вступлением в силу в 1987 году "Единого Европейского Акта" были изменены правовые основы ЕС, которые проложили путь к созданию единого европейского рынка. При этом статья 100, которая является основой директивы ЕС, была дополнена статьей 100а Европейского Акта, первый раздел которого гласит:

"комиссия исходит из необходимости обеспечения высокого уровня защиты граждан во всех вопросах, которые касаются области охраны здоровья, безопасности, охраны окружающей среды и защиты потребителей".

Поставленная цель по созданию высокого уровня защиты должна достигаться путем обеспечения высокого качества продуктов. Одновременно с требованием по созданию высокого единого европейского уровня качества продукции и услуг необходимо достичь еще двух целей: · улучшение конкурентоспособности в европейской промышленности, особенно с точки зрения требований международного рынка; · проведение мероприятий по созданию базы доверия во всей Европе в отношениях "изготовитель и потребитель".

Общая последовательность "развертывания" общей государственной политики в задачи в области обеспечения качества товаров и услуг приведена на 1.

 
1: Общая последовательность "развертывания" общей государственной политики в задачи в области обеспечения качества товаров и услуг

Здесь отметим, что в качестве инструмента обеспечения высокого качества продукции и услуг в Европе победили идеи, ориентированные на систему качества. Это означает отход от обеспечения качества путем сертификации продукции и переход к выпуску качественной продукции путем внедрения систем обеспечения качества.

Особенный интерес для Росии в настоящее время представляет третья задача из этого комплекса - задача по созданию базы доверия в отношениях "изготовитель и потребитель", ведь не секрет, что за последние годы такое доверие оказалось достоточно подорванным.

В соответствии с глобальная концепцией методы ее решения опираются на три основных принципа:

  • наличия системы качества у поставщика товаров и услуг;
  • оценки качества товаров и услуг организацией, независимой и от поставщика, и от потребителя, но которой могли бы доверять и поставщик и потребитель (независимая третья сторона);
  • единой оценки соответствия качества товаров и услуг и уровня систем качества у поставщиков (сертификации); такая сертификация также производится независимой третьей стороной, которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель.

Таким образом, важнейшим компонентом государственной политики в области обеспечения качества, обеспечивающим создание базы доверия в отношениях "изготовитель и потребитель", является независимая третья сторона. В свою очередь, этой третьей стороне должны доверять и поставщик, и потребитель, и наконец само государство, поскольку эта третья сторона выступает как инструмент государственной политики.

Основным методом, обеспечивающим такое доверие, является аккредитация. Она является важным инструментом общей политики в области качества как на государственном уровне, так и на уровне отдельных отраслей экономики или регионов.

Для того, чтобы потребитель мог доверять поставщику, поставщик должен доказать свою способность осуществлять поставки качественных изделий. Например, помимо сертификации продукта (испытание типовых образцов) в конце разработки продукта в качестве доказательств возможностей качественного производства примененять системы качества. Чтобы создать по возможности надежную систему, в качестве руководства служат нормы семейства ИСО 9000.

Все многообразие продукции и услуг может входить или в так называемую регулируемую государством область (например, изделия для атомной промышленности, емкости для жидкости и газа под высоким давлением и другая продукция, для которой требования по безопасности особенно высоки), или в нерегулируемую область (например, товары для дома).

Для продукции в регулируемой области система доказательств качества является жестко регламентированной государством, в нерегулируемой - определяется в основном соглашением производителя и потребителя.

Важным моментом в рамках проведения мероприятий по обеспечению доказательств качества в нерегулируемой государством области, а в регулируемой области - обязательным требованием, является проверка (сертификация) систем качества независимой от производителя и потребителя инстанцией (третьим лицом).



Похожие по содержанию материалы:
Кто контролирует холдинг ..
Опыт сертификации по стандартам PMI и IPMA ..
Open Plan и другие: семейство программных пакетов Welcom для управления проектами ..
Эффективность использования информационной системы управления проектами (ИСУП) ..
Управление проектами ..
Управлять проектами: планировать, но не только ..
Подсеивать и подстригать... или Как сделать стандарт управления проектами работающим инструментом ..
Возможности применения методов Управления проектами при подготовке и реализации программы реструктур ..
Проектный подход в современном бизнесе ..
Системы управления проектами и ERP-система в корпорации ..
Повышение качества транспортных услуг ..
Мотивация персонала и эмоциональная компетентность ..
"Страховой запас" для уровня сервиса ..


Похожие документы из сходных разделов


Управление качеством проектов корпоративных информационных систем

За последние годы на российском рынке появилось много компаний, предлагающих свои услуги по автоматизации различных видов деятельности предприятий. Спектр их предложений довольно широк - от комплексных систем, включающих поддержку управления производственно-хозяйственной деятельностью, бюджетное управление, конструкторскую и технологическую подготовку производства, системы электронного документ .. читать далее


Знак качества. Как российские компании осваивают Quality Managemen

Одно из самых распространенных заблуждений российских предпринимателей состоит в том, что в обязанности менеджеров по управлению качеством входит прежде всего сертификация систем качества. Между тем управление качеством – Quality Management – сегодня стало основным инструментом для оптимизации бизнес-процессов, для снижения затрат и повышения лояльности клиентов.

В феврале этого года в аэ .. читать далее


Рынок услуг в сфере качества (обзор)

Определиться с выбором фирм, которые помогут создать систему менеджмента качества и сертифицировать ее, сегодня не просто,- прежде всего, из-за дефицита обобщенной и опосредованной информации о компаниях, предоставляющих подобного рода услуги.

читать далее