ПРОБЛЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИКомпания Luxoft выполнила 256 требований SW-CMM В середине 80-х годов минувшего столетия Министерство обороны США крепко задумалось о том, как выбирать разработчиков программного обеспечения при реализации крупномасштабных проектов. Ведь не секрет, что затягивание сроков разработки ПО и превышение затрат на создание программных пакетов (против первоначально предполагаемых) - не столь уж редкое явление. После некоторых размышлений министерство обратилось за помощью в спонсируемый им Институт программной инженерии (Software Engineering Institute, SEI, Эта модель управления качеством (ее версия 1.0 появилась в 1991 г.) аккумулирует опыт создания программного обеспечения и представляет собой набор требований, предъявляемых к разработчикам ПО. Всего таких требований 312. Если фирма считается относящейся ко второму уровню зрелости по классификации SW-CMM, она должна удовлетворять 116 из них, если к третьему, то - 225, к четвертому - 256, а если к пятому - то всем 312. "А где же первый уровень?" - спросите вы. Правильный ответ таков: к первому уровню зрелости относятся работоспособные фирмы, чей успех держится в основном на профессионализме и энтузиазме ее персонала. Авторизованные специалисты, которые помогают компаниям достичь определенного уровня зрелости и имеют право на официальное подтверждение этого уровня, называются ассессорами (от английского слова assessor, буквально -"эксперт по оценке"). В мире насчитывается немногим более 400 ассессоров, их полный список находится по адресу: Процедура оценки уровня зрелости предприятия, а вообще говоря, доведения предприятия до определенного уровня (по сути дела она сводится к правильной постановке внутренних бизнес-процессов, гарантирующих выполнение любого заказа с заданным качеством, в намеченные сроки и без превышения фактических расходов по сравнению с заранее намеченной сметой) называется ассессментом. Интересно отметить, что весьма значительная часть ассессоров работает не в специализированных консалтинговых компаниях, а числится в штате фирм, имеющих подразделения, занятые разработкой ПО. Тем не менее любой ассессор, независимо от места своей основной работы, может - разумеется, с согласия своего руководства - заниматься ассессментом в сторонних организациях. Таким образом, фирма-разработчик, задумавшая выстроить свои бизнес-процессы согласно требованиям SW-CMM, имеет в выборе внешних ассессоров достаточно большую степень свободы. Однако на практике, прежде чем браться за достижение определенного уровня зрелости, фирме есть смысл подготовить несколько внутренних ассессоров, которые, работая совместно с внешними, и осуществят подъем уровня управления качеством работы компании на должную высоту. На конец марта 2002 г. в мире было проведено около двух тысяч SW-СММ-ассесcментов компаний (для сравнения: фирм, чьи системы управления качеством сертифицированы на соответствие требованиям ISO, на земном шаре около 400 тысяч): 1498 из них проводились в США, 153 - в Индии, 103 - в Англии, 47 - в Канаде, 46 - в Японии, по 27 - в Израиле и Австралии, по 21 - в Германии и в Италии, 18 - в Китае, 15 - в Сингапуре, 12 - в Нидерландах и по три - в России и Франции. Софтверных фирм пятого уровня зрелости в мире всего 62: 39 - в Индии, 20 - в США, две - в Китае и одна - в России, а четвертого - 72: 38 - в США, 30 - в Индии и по одной - в Австралии, Израиле, России и Франции. Сведения о некоторых компаниях, объявивших о своем уровне зрелости в соответствии с СММ, можно найти на сайте Сроки достижения фирмой того или иного уровня зрелости довольно значительны. Так, например, по данным SEI, перемещение компании с первого уровня зрелости на второй занимает в среднем 26 месяцев, со второго на третий - 23, с третьего на четвертый - 30, а с четвертого на пятый - 22,6 месяца. Как уже отмечалось, в России фирм, соответствующих требованиям SW-CMM, пока всего три. Это Петербургский центр разработки ПО компании Motorola (Motorola Software Development Center in St. Petersburg,
Какой ценой достигается выход на определенную ступень организации программных разработок и что этот уровень дает? Директор по качеству Luxoft канд. техн. наук Семен Мильман говорит следующее: "Прежде чем браться за достижение уровней SW-CMM, мы аттестовали свою компанию на соответствие требованиям ISO. В феврале 2000 г. наша система качества была сертифицирована в соответствии с международным стандартом ISO 9001:1994, а в октябре 2001 г. Luxoft успешно прошла сертификацию на соответствие новой версии стандарта - ISO 9001:2000. Кстати, это довольно распространенная практика, так как требования, предъявляемые к фирмам, претендующим на сертификат ISO, хотя и значительно мягче требований SW-CMM, но в чем-то с ними пересекаются. Кроме того, сертификация по стандартам ISO была необходима нам для того, чтобы получить право на участие в серьезных тендерах, связанных с разработкой программного обеспечения. К достижению четвертого уровня SW-CMM мы приступили в мае 2000 г. Начали с того, что тщательно изучили модель SW-СММ (самостоятельно, без привлечения внешних консультантов), образовали специальную группу по совершенствованию инженерных процессов (SEPG - Software Engineering Process Group), провели анализ несоответствий используемых в компании бизнес-процессов положениям SW-СММ же определили основные направления развития, разработали стратегический и тактические планы, реализовали эти планы, подготовили специальную документацию (она занимает около 500 страниц и с целью упрощения процедуры аудита выполнена на английском языке), провели внутренний ассессмент. В середине 2001 г. мы тщательно изучили список ассессоров и провели среди 15 из них своего рода тендер. Выиграли его ведущие ассессоры Бернар Эритье (Bernard Heritier) и Жак Жубер (Jacque Joubert) из компании Alstom Industrie (Франция). Затем мы подготовили шесть внутренних ассессоров, четверо из них стали равноправными участниками предварительного и официального ассессмента. В конечном итоге мы достигли четвертого уровня зрелости за рекордно короткий срок - 22 месяца (финальная стадия ассессмента, включающая аудит четырех основных и четырех вспомогательных проектов и интервью с ведущими менеджерами, проходила с 18 по 29 марта и заранее была расписана буквально по минутам, что позволило провести ее с минимальным ущербом для выполнения текущих проектов). Наши прямые финансовые затраты на ассессмент значительны, но это не убытки компании, а инвестиции в достижение ею определенного уровеня. За две недели, прошедшие после того, как мы получили официальный отчет, свидетельствующий о достижении четвертого уровня зрелости, к нам поступили деловые предложения от ряда зарубежных фирм, представители которых прежде не хотели с нами даже разговаривать". Для ясности добавим, что портфель заказов Luxoft, специализирующейся в области разработки заказного ПО, насчитывающей свыше трехсот штатных cпециалистов и имеющей офисы в Москве, Сиэтле и Вашингтоне, примерно на 80% состоит из проектов (стоимостью от двух десятков до нескольких сотен тысяч долларов), выполняемых по заказам зарубежных предприятий. Г-н Мильман не считает, что достижение их компанией четвертого уровня зрелости приведет к тому, что фирма целиком сконцентрируется на выполнении зарубежных заказов. Он говорит: "Я думаю, что число заказов от российских организаций также возрастет и пропорция 20:80 сохранится в обозримом будущем. В 2004 г. мы планируем выйти на пятый уровень зрелости SW-CMM, а в будущем году нам предстоит подтвердить свою квалификацию на соответствие требованиям ISO-9001:2000. Однако хочу подчеркнуть, что главная ценность компании - ее персонал. Просто при грамотно выстроенном менеджменте этот персонал работает значительно эффективнее. Замечу также, что соответствие фирмы требованиям SW-CMM положительно сказывается на снижении текучести кадров - люди, привыкшие к порядку на работе, не очень-то стремятся идти туда, где царят хаос и анархия. Впрочем, у нас и раньше текучесть кадров была очень низкая. Что-то около 2% в год". Интерес к сертификации своих предприятий на соответствие рекомендациям SW-CMM проявляют десятки российских фирм. Так, например, многочасовой круглый стол "СММ-ассессмент: взгляд изнутри", организованный Luxoft 16 апреля, привлек внимание представителей 28 российских компаний и вызвал живой интерес со стороны практически всех его участников. Характерная деталь: круглый стол начался точно в назначенный час, чем Luxoft подчеркнула ценность как своего рабочего времени, так и времени партнеров. Очень жаль, что многим отечественным ИТ-компаниям пунктуальности ой как не хватает! А ведь именно с нее начинается образцово поставленный менеджмент.
|