Бизнесу веры нетEdelman (в России его представляет Imageland PR) уже восемь лет проводит измерения уровня доверия к государственным структурам, бизнесу, институтам гражданского общества и СМИ. В ходе исследования опрашиваются лидеры мнений в ведущих странах мира, в том числе в США, Канаде, Китае, Великобритании, Германии, Франции, Бразилии, Японии. В число респондентов входит элита общества, это, как правило, люди с высшим образованием и ежегодным доходом более 75 тыс. долл., вовлеченные в сферу бизнеса, политики, госуправления. Сегодня в Государственной думе одно из крупнейших пиар-агентств США Edelman обнародует результаты ежегодного социологического исследования по измерению уровня доверия к бизнесменам, государственным и общественным институтам «Траст-барометр 2007». Замеры производились в 18 странах мира, и в этом году в исследование впервые была включена Россия. РБК daily стали известны некоторые его результаты. В Россию презентовать «Траст-барометр» приехал президент и главный исполнительный директор по Европе компании Edelman Дэвид Брейн. Сегодня в Госдуме он представит российской деловой и политической элите масштабный отчет, с некоторыми результатами которого РБК daily ознакомилась накануне. Одна из глобальных тенденций такова: в развивающихся странах (к ним исследователи относят Бразилию, Китай, Индию, Польшу, Мексику и Россию) больше доверяют компаниям, брендам, президентам компаний и источникам информации, чем в развитых странах. Уровень доверия к ним достигает 60%. Причем в развивающихся странах 71% респондентов уверен в том, что их компания оказывает на общество сугубо позитивное влияние. А 61% опрошенных полностью доверяет гендиректору собственной компании. Особенность развитых стран (Канада, Франция, Германия, США, Япония, Корея) в том, что в них «уменьшается доверие к известным ньюсмейкерам, государственным органам и СМИ». Россия же, хотя и причислена исследователями к развивающимся странам, показывает такие же результаты, как и развитые страны. Россияне «меньше доверяют российским компаниям, чем население других развивающихся стран». Этот показатель в стране равен 39%. Хуже дела обстоят только в Германии (31%) и Франции (28%). Кроме того, доверие россиян к неправительственным организациям меньше, чем во всех других странах. Традиционные СМИ пока еще сохраняют за собой имидж влиятельных источников информации, но доверие к газетам в России самое низкое среди всех стран. Деловые журналы и фондовые аналитики пользуются самым высоким доверием как источники информации о компаниях. Важную роль играет и разговор «равных с равными». Правда, в России роль этого источника информации — одна из самых низких в мире. «Такому же, как ты» чаще доверяют в Европе, Северной и Латинской Америке. Аналогов подобных исследований в России практически не существует. Доверие к бизнесу рассматривается, как правило, через призму благотворительности и социальной ответственности. Причем российские компании, судя по исследованиям ВЦИОМ, склонны рассматривать благотворительность как инструмент увеличения стоимости компании и расценивают ее отсутствие как признак «управленческого невежества». |