Стандарты качества - требование времени. Часть 1Сегодня в Казахстане зарегистрировано почти полмиллиона предприятий, фирм и компаний, однако по последним данным госстандарта при этом сертификатами ISO обладают около 400 из них. Несмотря на свою всеобъемлющую позитивность, в странах бывшего СССР система внедряется достаточно тяжело, и с не большой охотой, особенно в сфере малого, среднего бизнеса. Однако в последнее время ситуация начинает меняться к лучшему. Процесс пошел. По оценкам специалистов уже в этом году количество сертифицирующихся компаний резко возрастет. О преимуществах и актуальности международных стандартов ИСО для казахстанских предприятий корреспондент еженедельника «Бизнес Путеводитель» пообщался со специалистом – маркетологом консалтиноговой компании "KAZCONSULT REGCON-ASIA", Женисом Мухиевым. - Женис, на сегодня по данным Комитета по техническому регулированию и метрологии уже около 400 отечественных предприятий имеют сертификаты качества. Еще год назад данный показатель был значительно меньше. Каковы по-вашему мнению причины, способствующие популярности стандартов ИСО и что в первую очередь побуждает предприятия сертифицировать системы качества? - Н а наш взгляд, эти причины можно разделить на внешние и внутренние. Я хотел бы остановиться подробнее на существующих внутренних стимулах: Во-первых: удачное внедрение стандартов управления качеством гарантирует создание системы, обеспечивающей постепенный рост показателей бизнеса. За счет реинжиниринга нуждающихся в этом процессов, возможности их быстрого и кардинального улучшения рост может быть в некоторых случаях даже резким; Во-вторых: благодаря прописанным процедурам производится четкое разделение и повышение ответственности участников сертифицированных процессов. Система менеджмента качества ориентирована, с одной стороны, на выявление инициативных работников, их эффективную ротацию, с другой, позволяет исключать дублирование функций. В результате повышается общая управляемость организацией. В-третьих: по статистике при внедрении систем управления качеством происходит снижение доли брака на 25%. Требованием стандарта является осуществление поэтапного контроля качества продукции на всех стадиях жизненного цикла. И в четвертых: использование маркетинга не как сбыта продукции, а как способа узнать, какой должна быть продукция, чтобы ее купили. Опять же осознание руководителем маркетинговой службы миссии и концепции маркетинга, ориентированных не на желание продать то, что предприятие может произвести, а на необходимость произвести, то, что нужно заказчику, способно совершить прорыв. - Дает ли наличие сертификата на систему менеджмента качества какие-то гарантии и преимущества предприятию при выходе на зарубежные рынки? - Да, это внешние причины, они становятся в последнее время все более актуальными для казахстанских компаний и соответственно оказывают значительное влияние на принятие решения о сертификации системы менеджмента качестве. Международный рынок, стремящийся к всеобщей глобализации, уже сегодня и в дальнейшем будет демонстрировать свою потребность только в сертифицированных товарах, продукции и услугах. Политика нашего государства также направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров, что актуализируется на пороге вступления страны в ВТО. Национальная политика в области качества предусматривает оказание помощи предприятиям малого и среднего бизнеса во внедрении систем менеджмента качества - подготовку методических материалов, государственную поддержку предприятий, внедряющих системы менеджмента качества и т.д. Учитывая инвестиционную направленность экономической политики, нельзя игнорировать тот факт, что иностранные финансовые структуры рассматривают сертификацию как снижение риска для кредитования и инвестирования. Наличие сертификата может сыграть роль ключевую роль, т.к. в мировой практике принято доверять компаниям, сертифицировавшим СМК, что формирует имидж так называемого доброго имени (goodwill) фирмы. - На что направлены СМК, разработанные на основе ИСО серии 9000 и содержат ли стандарты ИСО серии 9000 конкретные рекомендации для различных отраслей промышленности, видов деятельности? - Если проследить динамику развития СМК, то можно отметить, что в новейшей истории СМК, а мы неслучайно ее разработку и внедрение относим к ней, стартовало в нефтегазовой отрасли, затем переместилось в индустриально-промышленный сектор, далее вполне логично эстафета перешла в динамичную область строительства, сегодня стандарты ИСО внедряют органы госструктуры. Все крупные компании, закрепившиеся в определенном сегменте рынка, имеют сертифицированные системы управления качеством, те м не менее, есть определенный процент сомневающихся руководителей, высказывающих осторожный оптимизм и задающих вопросы: зачем нужно менять устоявшийся и неплохо работающий способ организации, пропагандируемая система менеджмента качества - не очередная ли дань западной моде, какие преимущества дает сертификация СМК предприятия? Действительно, какие преимущества дает сертификация системы менеджмента качества предприятию? Стандарты ИСО серии 9000 – это подход к организации деятельности компании, закрепленный в виде рамочных требований к системе менеджмента качества, применение которой сегодня дает очевидные преимущества и приемлемы для любой организации независимо от того, производит ли она товары либо оказывает услуги. Сегодня чтобы быть успешным нужно иметь такие преимущества, которые выгодно бы отличали от конкурентов. Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает деятельность, т.е. стандартизирует взаимоотношения между отдельными исполнителями и подразделениями, причем версия ИСО 9001:2000, в которой выстроены требования к СМК, основана на применении процессного подхода. Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в отдельные потоки и нацеленных на конечные результаты деятельности организации. При этом главное внимание обращается не на вертикальные связи в организационной структуре, которые традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные, являющиеся наиболее слабыми и потому представляющими реальную опасность для прочности как организационной структуры, так и эффективного менеджмента организации. Определяющее достоинство процессного подхода заключается прежде всего в управлении процессами на стыках деятельности подразделений и конкретных исполнителей. - Какие еще практические преимущества дает предприятию внедрение СМК? - К ак свидетельствует международный опыт, внедрение системы менеджмента качества позволяет предприятию:
При этом следует понимать, что система менеджмента качества может лишь помочь в достижении упомянутых ожиданий и является только одним из способов для достижения целей, поставленных перед организацией, а также получить дополнительные преимущества. Резюмируя вышесказанное, отметим, что в недрив СМК предприятие получает:
Несколько тезисов в пользу преимуществ, проявляющихся сразу после сертификации системы менеджмента качества:
Отдельно выделим вторую группу выгод, проявляющихся со временем при результативности системы менеджмента качества:
Думаю, аргументы в пользу СМК были достаточно убедительными. |