Главная страница --> Статьи

Применение программных средс .. | Метод критической цепи: эффе .. | Понять и воплотить .. | Главные решения в бизнесе .. | Методы анализа наиболее типи .. |


Цифры расскажут больше, чем менеджеры

Рассмотрим, каким образом в оценке менеджмента могут участвовать рядовые сотрудники компании, и какие преимущества даст такой подход.

Самооценка системы менеджмента организации на основе функциональной модели (ФМОМ) проводится методом анкетирования. Вопросы анкеты экспресс-оценки разделены на пять групп в соответствии с критериями модели (см. табл. 1).

Табл. 1. Вопросы анкеты для экспресс-оценки

Вопрос (категория)Средняя оценка, балл
Менеджеры (I рук. n)Работники (I раб. n)Средний балл (I ср. n)

Критерий 1 "Планирование"

   

1. Установлена ли цель организации, ясно ли определены стратегические и текущие задачи?

   

2. Производится ли сбор и анализ данных о потребителях?

   

3. Отчетливо ли разделены сферы деятельности на предприятии?

   

4. Анализируется ли на предприятии информация о конкурентах и опыт других компаний?

   

5. Рационально ли распределяются ресурсы предприятия: материальные, людские, финансовые, информационные?

   

Итого по критерию

   

Критерий 2 "Организация"

   

6. Понятна ли организационная структура предприятия?

   

7. Существуют ли документы и стандарты предприятия, регламентирующие должностные обязанности и рамки ответственности для отдельных подразделений и каждого работника?

   

8. Создаются ли условия для совершенствования и развития предприятия?

   

9. Эффективно ли организован процесс производства продуктов (услуг)?

   

10. Привлекательны ли для потребителя производимые продукты (услуги)?

   

Итого по критерию

   

Критерий 3 "Мотивация"

   

11. Высоки ли лидерские качества руководителей организации?

   

12. Создаются ли в компании условия для обучения и развития работников?

   

13. Удовлетворены ли личные потребности работников?

   

14. Участвуют ли работники в деятельности по развитию предприятия?

   

15. Удовлетворены ли работники результатами своего труда?

   

Итого по критерию

   

Критерий 4 "Контроль"

   

16. Существует ли на предприятии система оценки качества процесса производства (обслуживания)?

   

17. Существует ли на предприятии система оценки полученных результатов?

   

18. Учитываются ли мнения и пожелания клиентов в работе предприятия?

   

19. Оценивается ли эффективность использования ресурсов на предприятии?

   

20. Соответствуют ли полученные результаты поставленным целям организации?

   

Итого по критерию

   

Критерий 5 "Координация"

   

21. Существует ли на предприятии эффективная система управления?

   

22. Установлены ли внутренние связи между подразделениями организации?

   

23. Проводится ли работа по урегулированию и предотвращению конфликтных ситуаций?

   

24. Производится ли корректировка и уточнение планов и задач организации?

   

25. Применяются ли новые информационные и телекоммуникационные технологии в работе предприятия?

   

Общая оценка менеджмента

   

Каждый вопрос имеет пять вариантов ответа. Напомним шкалу оценки (см. табл. 2). Наивысшая оценка по каждой из 25 оценочных категорий (вопросов) составляет 4 балла. Соответственно максимальный результат по каждому из пяти критериев - 20 баллов.

Табл. 2. Шкала оценки управленческой деятельности

Шкала оценки, балл

Состояние категории

0

деятельность не ведется

1

деятельность ведется непостоянно, от случая к случаю

2

деятельность ведется частично, в зависимости от ситуации

3

деятельность ведется постоянно и систематически

4

деятельность ведется максимально эффективно (эталонный уровень)

Особо отметим, что оценка менеджмента производится не только руководителями, менеджерами различных уровней, но и рядовыми работниками, то есть теми, кто выполняет управленческие решения. Для получения объективных данных необходимым условием является участие в опросе не менее 80 процентов руководителей и не менее 50 процентов работников. Средний балл по каждой из 25 оценочных категорий (вопросов) вычисляется по формуле (максимум 4 балла):

, где (Формула 1.1)

Iср.n – средний балл по категории;

Iрук.n – средняя оценка руководителей;

Iраб.n – средняя оценка работников;

n – оценочная категория (вопрос).

Оценка каждого критерия представляет собой сумму средних баллов категорий, соответствующих данному критерию (максимум 20 баллов):

 , где (Формула 1.2)

Iкрит. – общая оценка по критерию;

Iср.n – средний балл по категории;

n – оценочная категория.

Общая оценка менеджмента организации (ТМЕ) определяется суммой оценок по всем пяти оценочным критерия ФМОМ (максимум 100 баллов):

 , где (Формула 1.3)

TME – общая оценка менеджмента (Total Management Estimation);

Iкрит. – оценка по каждому критерию;

n – оценочный критерий.

Адекватность менеджмента компании

Преимущество двухсторонней системы оценки состоит в том, что можно определить, насколько представление руководителей о положении дел в компании соответствует мнению работников. Оценка руководителей (Iрук) по каждой из 25 оценочных категорий сравнивается с соответствующей оценкой работников (IРАБ). Вычисляется коэффициент адекватности менеджмента (КАМ) по следующей формуле:

, где (Формула 2.0)

КАМ – коэффициент адекватности менеджмента;

Iрук – средняя оценка руководителей;

Iраб – средняя оценка работников;

4 – максимально возможная оценка по категории.

Анализ коэффициента адекватности менеджмента по отдельным оценочным категориям можно вести с помощью графика (см. график 1).

График 1.


Зона адекватной оценки возможностей менеджмента: от -0,1 до 0,1 (верхняя и нижняя точки включаются в данную зону)

Показатели этой зоны характеризуют адекватное восприятие работниками управленческих решений, руководитель и коллектив руководствуются одинаковыми принципами в работе, что способствует гармоничному развитию организации. Руководители, пользуясь такой ситуацией, имеют возможность постоянно совершенствовать бизнес-процесс.

Зона недооценки возможностей менеджмента: от -1 до -0,1 (нижняя точка включается в данную зону)

Показатели зоны недооценки отражают недостаточные лидерские качества менеджеров предприятия. Существуют потенциальные возможности для совершенствования системы управления. Работники оценивают деятельность предприятия выше, чем руководители. Следует использовать эту ситуацию для корректировки позиции управленческого персонала и активизации процессов совершенствования.

Зона переоценки возможностей менеджмента: от 0,1 до 1 (верхняя точка включается в данную зону).

Показатели зоны переоценки отражают расхождения мнений руководителей и работников относительно ситуации на предприятии. В этом случае большинство управленческих решений могут сталкиваться с внутренним сопротивлением коллектива, а разного рода преобразования, инициируемые руководством, будут абсолютно неэффективными. Первоочередными задачами менеджмента здесь являются:

  • выявление причин несоответствий, анализ категорий, где прослеживаются максимальные расхождения в оценке;
  • установление более тесного контакта с персоналом;
  • определение степени удовлетворенности работников;
  • укрепление корпоративной культуры.

Сплоченность коллектива

Важным элементом анализа в системе самооценки на базе ФМОМ является определение коэффициента согласия в коллективе (КСК). Он отражает полярность мнений внутри организации. По каждому вопросу (категории) рассчитывается дисперсия оценок работников по следующей формуле:

, где (Формула 3.0)

КСК – коэффициент согласия в коллективе;

m – число опрашиваемых работников;

Iраб – оценка работника;

n – номер вопроса (категории).

Анализ ответов работников дает возможность выявить зоны единства и полярности мнений в коллективе. Зона единства находится в рамках значения коэффициента согласия от 0 до 1 включительно. В зоне полярности значение коэффициента соответственно между 1 и 4.

Категории, по которым работники дали равнозначную оценку, имеют больший потенциал для проведения эффективных изменений, так как положение дел по данному направлению одинаково воспринимается всем коллективом. Показатели, находящиеся в зоне полярности, требуют первоочередного анализа причин разногласий. Иначе любые планы улучшения будут неадекватно восприняты коллективом, и результативность изменений будет в лучшем случае низкой, либо эффект вовсе будет отрицательный.

Какова почва для улучшений

Дальнейший анализ результатов анкетирования предполагает выявление корреляций между коэффициентами адекватности менеджмента и коэффициента согласия в коллективе. Основной задачей финального этапа самооценки является более точное определение эффективности изменений в той или иной области. Инструментом анализа здесь выступает матрица возможности улучшений (см. график 2).

В зависимости от того, в какую из зон попадает точка с координатами (КСК; КАМ), определяется степень возможности улучшений по исследуемому показателю. Мы выделяем четыре зоны анализа:

  • Эффективная: результативность программы улучшений высока.
  • Рабочая: большая вероятность улучшения деятельности.
  • Умеренная: реализация программы улучшений требует детальной подготовки и предварительного анализа коэффициентов.
  • Проблемная: разработка и реализация программы улучшений должны начинаться только после глубокого изучения неудовлетворительных показателей КСК, КАМ.

График 2.

В целом, алгоритм организационной самооценки на базе функциональной модели оценки менеджмента можно представить следующим образом:

Шаг 1: Вычисление общей оценки менеджмента (Формула 1.3).

Определение уровня зрелости менеджмента (см. «Консультант» № 7 за 2005 год, стр. 91, табл. 3,).

Шаг 2: Анализ полученных результатов по 25 категориям модели.

Определение сильных и сильных областей в системе менеджмента.

Шаг 3: Вычисление коэффициента адекватности менеджмента, КАМ – (График 1, Формула 2.0).

Шаг 4: Вычисление коэффициента согласия в коллективе, Кск (Форула 3.0).

Шаг 5: Построение матрицы возможности улучшений (График 2).

Анализ и определение возможных направлений для улучшений.

Шаг 6: Повторная оценка и анализ изменений (повторение шагов 1-5).

Прикладной аспект модели

Наш опыт экспериментального применения модели на ряде предприятий г. Архангельска и г. Иванова показывает, что модель функциональной оценки помогает систематизировать подход к управлению, повышая тем самым конкурентоспособность и улучшая бизнес-результаты организаций. В таблице 3 мы конкретизировали конкурентные преимущества, которые получает компания, применяя ФМОМ.

Конкурентные преимущества при применении ФМОМ

Таблица 3.

Ключевые точки приложения

Получаемые конкурентные преимущества

Совершенствование процессов

Ясное понимание того, как создавать ценности для потребителей

Достижение целей организации

Реализация стратегических целей и задач на основании имеющихся возможностей и раскрытия потенциала сильных сторон организации с учетом мнения работников

Эталонное сопоставление ключевых результатов деятельности

Способность измерять динамику совершенствования и уровень достижения установленных целей

Создание системы оперативного планирования на основе политики и стратегии организации

Ясность и единство целей внутри всей организации способствуют эффективности процесса непрерывного совершенствования

Объединение всех инициатив по совершенствованию в единый процесс

Взаимосвязанность всех направлений деятельности в рамках системного подхода к принятию управленческих решений

Развитие командной деятельности

Сплочение коллектива на основе общих ценностей, доверия, корпоративной культуры



Похожие по содержанию материалы:
"Шесть сигм": ещё одна дорога, ведущая к храму. ..
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО "КАЧЕСТВО" ..
КАЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ..
Знак качества. Как российские компании осваивают Quality Managemen ..
Применение программных средств для построения и функционирования системы управления качеством ..
Метод критической цепи: эффективное управление проектами с использованием буферов времени и ресурсов ..
Понять и воплотить ..
Главные решения в бизнесе ..
Методы анализа наиболее типичных проблем управления проектом ..
Как овладеть искусством управления проектами ..
Средний бизнес толкают на биржу ..
Логико-структурный подход в Управлении проектами ..
Проблемы формирования проектной команды ..


Похожие документы из сходных разделов


Критерии оценки персонала

Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных - для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении заработной платы или премировании.

Легко руководителю, которого служба персонала "вооружила" таким инструментом, как процедура аттестации. Практика, увы, показывает, что инструмент этот есть дал .. читать далее


10 критериев успешности менеджеров

Материал «10 критериев успешности менеджеров» представляет собой описание наиболее значимых критериев и функций рыночных менеджеров, позволяющих этим менеджерам успешно и продуктивно работать. Эти критерии используются для оценки способностей менеджеров управлять предприятиями в условиях рынка при анализе их деятельности, проведении опросов или анкетировании.

10 критериев успешности менед .. читать далее


Персонал учится, компания считает прибыль

Идея создания учебного центра возникла в компании Mr.Doors в 2000 г.: руководство прекрасно понимало, что в современных конкурентных условиях организации, осуществляющей полный цикл деятельности - от производства до продажи продукции через собственные магазины и обширную дилерскую сеть, - без постоянного и планомерного повышения квалификации персонала просто не об .. читать далее