Процесс управления по целям предполагает командную работуВнедрение системы управления по целям пользуется в компаниях такой же высокой популярностью, как и применение методов командообразования. Некоторые специалисты по персоналу задаются вопросами: не противоречат ли эти разные подходы к управлению персоналом друг другу, и как их наиболее удачно совместить в условиях одной организации? Директор по персоналу компании "Пфайзер" Оксана Чехова, которая более семи лет занимается практическим применением процесса управления по целям, рассказывает о влиянии этой системы на командную работу в компании. Есть мнение, что система управления по целям не способствует командной работе, т. к. принуждает сотрудника к выполнению собственных индивидуальных задач любой ценой, даже если это идет вразрез с интересами коллег. Согласны ли Вы с этим утверждением? На мой взгляд, это не так. Правильно разработанный процесс управления по целям включает не только постановку сотруднику задач, связанных с его непосредственными служебными обязанностями, но и так называемых "мягких" задач, связанных с развитием личностных характеристик человека и поведенческих моделей, желаемых и характерных для данной компании. Если руководство нацелено на сплочение команды, то при постановке задач будут учитываться соответствующие "мягкие" факторы. Например, умение работать в команде может значиться в списке компетенций специалиста, и во время проведения аттестации менеджер будет оценивать не только трудовые успехи подчиненного, но и то, какими способами они были достигнуты. Низкий уровень развития компетенции может отрицательно сказаться на оценке за выполнение профессиональных задач. Возможно, все-таки существуют позиции, сотрудники которых не нуждаются в командном взаимодействии? Есть в компаниях должности, предполагающие высокое проявление личной инициативы, но, с другой стороны, в современных условиях ведения бизнеса любая деятельность нуждается в командной поддержке, пусть даже не коллегами "родного" отдела, а сотрудниками других подразделений. Ведь для того, чтобы человек хорошо выполнил порученное дело, ему необходимо обеспечить подходящие условия. Так что без командной работы сегодня просто не обойтись. Не приводит ли регулярная оценка, влияющая на мотивацию и карьерный рост сотрудников, к нездоровому соперничеству и зависти между ними? Зависть рождают, на мой взгляд, необъективные критерии оценки, например, личные симпатии или антипатии. Когда оценивается выполнение конкретных задач, что и подразумевает процесс управления по целям, то трудно оспаривать реально существующие факты и рассуждать о необъективности. Случается, что работе мешают внешние обстоятельства, но при правильной постановке задач всегда есть возможность совместно с руководителем их скорректировать. На мой взгляд, как раз, наоборот - при постановке целей пропадает основа для зависти. На первый взгляд, воздействие процесса управления по целям на командообразование весьма опосредованно. Каким образом он может влиять на сплочение коллектива компании? Одна из задач линейного менеджера - ставить подчиненным цели таким образом, чтобы они в процессе их достижения успешно взаимодействовали друг с другом. Также важно, чтобы итоги оценки сказывались на компенсационном пакете сотрудника. Если на размер премии влияют как индивидуальные, так и командные результаты работы отдела или подразделения, то работник будет стремиться содействовать коллегам в успешном достижении целей. В личном плане управления по целям самого руководителя могут стоять вполне конкретные задачи по организации командной работы подчиненных. Более того, конкретные поведенческие модели, используемые компанией в процессе управления по целям, помогают еще на стадии подбора персонала находить сотрудников, которые могут удачно вписаться в коллектив и способствовать дальнейшему развитию командной работы. Топ-менеджеры любой компании - это, как правило, яркие сильные личности, по своей сути индивидуалисты. Совместная работа, наверное, дается им особенно тяжело? Когда менеджеры высшего звена не готовы ради дела поступиться своими собственными потребностями в интересах окружающих, то это сказывается негативно на успехе всей компании. Если они не хотят делиться информацией и активно взаимодействовать друг с другом, то это ведет не только к неэффективности данного специалиста, но и его подразделения и, скорее всего, компании в целом. Например, в нашей компании разработаны так называемые Принципы поведения лидера, среди которых есть принцип "Поддержание сотрудничества в компании "Пфайзер"&, показывающий, как менеджер поддерживает специалистов своего уровня в их развитии: делится ли он профессиональными знаниями, готов ли при необходимости передать часть своих полномочий и т. п. Так, многие руководители охотно делегируют свои обязанности и ответственность другим специалистам, но далеко не каждый из них способен открыто признать, что смог достичь высоких бизнес-результатов благодаря помощи своего коллеги или подчиненного. В нашей компании приветствуется и поощряется, когда менеджер признает заслуги товарищей по работе и разделяет с ними свой успех. Это также входит в процесс управления по целям и отмечается во время прохождения менеджером регулярной оценки, которая проводится дважды в год. В чем Вы видите конкретное влияние командной работы на результаты труда? Достаточно посмотреть на трудовые успехи нескольких сотрудников, занимающих одну позицию в разных отделах, чтобы понять, в каком коллективе коллеги помогают работнику, а в каком - мешают (ведь вовремя не помочь, не поделиться нужной информацией - значит, помешать работе). Там, где сотрудники наступают друг другу на пятки и стараются вытолкнуть из рабочего процесса, начинаются конфликты, что, безусловно, влияет на бизнес-результаты всей группы. И это опять-таки вина руководителя, не сумевшего создать здоровую атмосферу в коллективе. Какую роль играет наставничество в вашей компании? У нас институт наставничества тесно связан с процессом управления результатом. Руководителю любого уровня регулярно ставятся определенные бизнес-цели по развитию подчиненных. Он заинтересован в том, чтобы каждый его сотрудник работал как можно лучше (ведь это влияет на оценку его труда), поэтому всегда готов делится с ним своим опытом и знаниями. Сам порядок проведения аттестации уже способствует совместной работе руководителя и подчиненных, ее также можно отнести к процессу наставничества. Возможно, начальник каждый день хвалит сотрудников за достижение высоких результатов труда, но последним важно, что называется, формальное признание их заслуг, особенно если оно способствует их дальнейшему развитию. В общем, с какой стороны ни посмотришь, процесс управления по целям предполагает командную работу. Главное, чтобы он был регулярным, а его результаты учитывались при формировании других программ по управлению персоналом. Только в этом случае сотрудники будут заинтересованы в совместных усилиях для достижения поставленных целей. |