Главная страница --> Статьи

Управление качеством и станд .. | Официальное издание новой ве .. | Концепция Шесть сигма .. | БЕРЕЖЛИВОСТЬ НЕ РОСКОШЬ, А С .. | ПРОБЛЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ .. |


Бизнес как инженерная конструкция.

Ответы на вопросы участников семинара "Бизнес как инженерная конструкция. Системный подход к построению эффективной компании".

Что лежит в основе моделирования бизнеса как предмета? Подскажите, пожалуйста, параметры модели бизнеса.

Как бизнес-аналитик, Вы безусловно понимаете, что модель зависит от точки зрения на объект и целей исследования. Одна и та же компания представляется множеством различных моделей. Назову только некоторые из них для примера:

  • бизнес-процессы;
  • бухгалтерский баланс;
  • организационная структура;
  • "маркетинг микс" (4хР) и др.

Каждая из этих моделей дает понимание компании, необходимое для вполне определенных заинтересованных сторон, преследующих свои цели.

Модель, которую мы представляли на семинаре, должна служить цели получения целостного, системного представления о компании на самом верхнем уровне управления (собственники, руководители). Основная цель этой модели - помочь построить правильные организационные принципы.

Насколько она удачна - вопрос для обсуждения.

Создается впечатление, что можно мотивировать любого человека на любую задачу и работу.

Как Вы пишете, из моего выступления складывается впечатление что любого человека можно мотивировать на любую работу. Это не так.

Однако любого человека можно мотивировать для выполнения работы, к которой у него есть способности и которая соответствует его личным представлениям о том чем он должен заниматься и чего он хочет достичь. Другими словами личные цели и мотивы сотрудника должны соответствовать целям и стратегии организации.

Задача создания системы мотивации в компании состоит в том, чтобы создать именно такие условия, в которых цели организации в наибольшей степени удовлетворяют целям и интересам сотрудников. Это достаточно сложная системная задача. Она решается с помощью широкого набора методов и технологий управления:

  • стратегическое управление (создание общего видения, определение целей и стратегий):
  • бюджетное управление (определение ответственности за финансовые результаты);
  • управление персоналом (отбор людей обладающих нужными качествами, их обучение и развитие).

Собственно все технологии менеджмента - это инструменты построения эффективной мотивации. Это, пожалуй, главная мысль, которую я хотел донести на семинаре.

В чем состоит мотивация ИТР и научных сотрудников? Мотивация проектного управления.

Как я подчеркивал на встрече, мотивация - системная проблема. Уровень мотивации зависит от целого ряда факторов. Какие из них наиболее значимы для ИТР и научных сотрудников? Я хорошо знаю эту категорию специалистов, и сам из этой среды. Поэтому, наверное, не ошибусь, если отмечу:

  • возможность заниматься профессионально интересной работой;
  • возможность обучения и профессионального роста;
  • возможности для творчества и свободного общения.

Безусловно, как и для всех людей, имеют значение материальные стимулы. Но их не следует, на мой взгляд, рассматривать как главные. Уровень оплаты таких специалистов должен быть конкурентоспособным на рынке труда. При этом он может быть даже несколько ниже, если основные факторы из перечисленных достаточно сильны. Нужно ли этих специалистов мотивировать к достижению определенных результатов? Да. Их работа обычно выполняется в форме проектов. Премиальная составляющая должна связываться с результатами проектов и сроками их достижения. Соотношение между постоянной зарплатой и премией зависит от степени влияния специалиста на конечный результат. Для руководителя проекта наибольшую долю составляет премия. Для исполнителя - меньшую.

Ваше отношение к логистике - как ключевому аспекту управления?

Мне знакомо всеобъемлющее понятие логистики, как управления всем, "что движется". Оно безусловно имеет право на существование, но, на мой взгляд, не достаточно плодотворно. При таком подходе управление компанией практически полностью сводится к логистике. Это очень похоже (только в другой проекции) на расширенное понимание маркетинга. Согласно которому маркетинг - это управление компанией, ориентированное на рынок.

Тогда маркетинг рассматривается как ведущая система управления, охватывающая все процессы, в том числе производство. Точно так же можно поставить в центре финансовое управление или управление персоналом. Для этого также имеются основания.

Мы в своей управленческой модели опираемся на понятие "цепочки ценности", создаваемой бизнесом, и рассматриваем роль каждой подсистемы управления в ее формировании. Основной "движущей силой" бизнеса является мотивация. Собственно эти основные идеи я и стремился донести в своем выступлении.

Будущее технологий корпоративного управления?

Будущее корпоративных технологий я вижу в развитии "человеческого фактора". В современном менеджменте вполне созрело понимание компании как гуманитарной системы, которой можно управлять только на основе мотивации. Концепции менеджмента, представляющие этот подход, изложены в книгах Сенге (Пятая дисциплина, Танец перемен), Нордстрема и Риддерстралле (Бизнес в стиле фанк, Караоке капитализм), Акофа (Планирование будущего корпорации).

Основные принципы нового менеджмента:

  • управление на основе лидерства;
  • вовлечение людей в "общее дело", развитие их способностей;
  • постоянное совершенствование стратегического видения;
  • системный подход к решению проблем;
  • и т.д.

Это не мода, а насущная необходимость, вызванная поисками резервов повышения эффективности. Просто созревает понимание того, что все средства улучшения результатов бизнеса, которые прежде находили в области технологий, близки к исчерпанию. Во всяком случае, эти резервы принципиально ограничены. В то же время человеческий потенциал используется не более чем на 10%, и резервы его просто колоссальны.

Это похоже на ситуацию с атомной энергией. Вместо того, чтобы сжигать уголь и газ люди обращаются к атомной энергии.

Поэтому поиски повышения эффективности неизбежно приведут к созданию и совершенствованию моделей управления, позволяющих расширить возможности использования человеческой энергии.

Учет российских реалий ведения бизнеса.

Вы говорите о российских реалиях ведения бизнеса. Разумеется, реализм и прагматичность - необходимые условия успешного ведения бизнеса в любых условиях. Но не этот вопрос был в центре внимания на семинаре.

Ключевые идеи, которые я стремился донести, состоят в том, что в вопросах построения эффективного бизнеса необходимо опираться на вполне определенные фундаментальные законы, которые действуют так же неумолимо, как законы природы. Пренебрежение ими неизбежно наказывается. Исключений не бывает.

Прежде всего речь идет о том, что компания - это не машина, а гуманитарная система, которая приводится в движение механизмами мотивации. Далее, для создания мотивации используется набор инструментов, каждый из которых имеет вполне определенное назначение: стратегическое, бюджетное управление, управление персоналом и другие.

На основании нашего опыта могу сказать, что руководители компаний часто игнорируют эти законы и совершают одни и те же ошибки, приводящие к хорошо известным результатам.



Похожие по содержанию материалы:
Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности ..
АНАТОМИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ ..
TQM КАК ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ..
Восточный рецепт ..
Управление качеством и стандарты ISO 9000: мыльный пузырь или новая парадигма бизнеса ..
Официальное издание новой версии международных стандартов ИСО серии 9000 (версия 2000 г.) ..
Концепция Шесть сигма ..
БЕРЕЖЛИВОСТЬ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ВЫЖИВАНИЯ  ..
ПРОБЛЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ..
Управление качеством сервисных продуктов ..
Российские предприятия увлеклись финансовыми вложениями ..
Тотальное управление качеством в российских компаниях ..
Планирование проектов ..


Похожие документы из сходных разделов


Уйти без скандала.

Увольнение по собственному желанию часто сопровождается громким хлопаньем дверью. Многие увольняющиеся высказывают накопившиеся обиды руководству, ругают коллег и чернят компанию. Между тем далеко не все в подобной ситуации задумываются о том, что жизнь снова может свести их с бывшими сослуживцами.

Большинство людей понимают, что уходить со скандалом плохо. И все же многие вынуждены прила .. читать далее


Способ оценки успешности сотрудников

Каковы основные цели центра оценки сотрудников?
Можно ли определить стандартные компетенции для проведения ассессмент-центра?

Ассессмент-центр – специально организованная процедура оценки деловых качеств работников, включающая в себя различные методы (деловые игры, тесты, интервью), дополняющие друг друга. Центр оценки позволяет определить также наличие лидерских характеристик .. читать далее


Эффективный руководитель современной компании: новая и новейшая история.

У каждого современного руководителя стиль управления имеет некую персональную историю, длина которой укладывается в 18 лет, прошедшие с начала перестройки. Бизнес за это время развивался очень различными путями и востребовал разные стили управления, поэтому сегодня интересно понять, каким образом сформировался стиль управления упешных руководителей разных рангов, в чем он состоит - и почему они .. читать далее