CMS -фундамент для светлого интернет будущегоЛучше день потерять, В нынешний век информационных технологий любая мало-мальски серьёзная компания считает своим долгом иметь своё представительство в Интернете, иными словами – сайт. У кого-то это получается удачно: при помощи сайта решаются необходимые задачи и, возможно, большая часть клиентов знакомится с компанией исключительно через Интернет. А у кого-то нет, и сайт превращается в заброшенный объект информационного пространства, о котором менеджеры предпочитают не вспоминать и адрес которого дают клиентам только в исключительных случаях - когда те его потребуют. Причин таких неудач может быть несколько, но после тщательного анализа можно с уверенностью сказать: для корпоративных проектов основная причина в том, что сайт перестал соответствовать своей задаче , а именно оперативно отражать корпоративную информацию, которая при нынешнем темпе развития бизнеса и технологий быстро устаревает 1. Схему, при которой всеми обновлениями ведает один сотрудник компании, сейчас можно считать несостоятельной, т.к. при этом на согласование и последующее распределение обязанностей уходит такое количество времени, что информация становится неактуальной. Наиболее рациональный подход заключается в делегировании прав на обновление сайта среди сотрудников компании – менеджеров проектов, руководителей направлений, департаментов, менеджеров по маркетингу, PR-менеджера и др. При этом желательно, чтобы цепочка утверждения материалов для публикации сохранилась, но это происходило бы в автоматизированном режиме внутри системы управления сайтом, что позволило бы оперативно публиковать информацию и сохранить информационную целостность ресурса. Технически реализовать подобный функционал позволяют системы управления контентом сайта – CMS (Content Manag e ment System). Помимо задачи по делегированию прав на обновление, CMS системы позволяют значительно упростить технологию разработки сайта. Чтобы избежать излишних неприятностей и трудностей, выбрать CMS-систему необходимо уже на стадии проектирования сайта. Платные, бесплатные и «свои»Сейчас выбор CMS-систем весьма разнообразен, но тем не менее компании нередко разрабатывают свою систему. Такое решение едва ли можно назвать рациональным, пожалуй, оно подходит только для проектов с действительно уникальным функционалом, которых на самом деле гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд. Обычно любой сложный функционал можно заменить или реализовать стандартным и распространенным, поэтому привычным для пользователя, что, несомненно, положительно скажется на юзабилити сайта 2. К тому же, подобная разработка сразу повлечёт за собой различные трудности. Например, доработкой такой системы может заниматься только программист, её разработавший, а другие, сторонние разработчики не смогут этого сделать, не затратив больших усилий на то, чтобы разобраться в чужом программном коде. Это значительно усложнит развитие системы. Хотя есть и плюс – развернуть сайт проще и быстрее именно с помощью «своего» решения. Трудности начнутся потом, когда придётся обновлять сайт, вносить новый функционал и тем более делегировать права на обновление сайта среди сотрудникам. Подобная же ситуация сложится в случае использования системы разработанной сторонней компанией, но закрытой для других разработчиков или их отсутствия по любой другой причине. Например, такие “авторские” системы предлагают множество веб-дизайнерских студий и Интернет-агентств. Воспользовавшись их услугами, вы обрекаете себя на сотрудничество по технической поддержке только с ними, а отсутствие конкуренции может негативно сказаться на качестве услуги. Поэтому для корпоративного сайта лучше остановить выбор на уже готовой платной или бесплатной CMS-системе, поддержку которой осуществляет несколько компаний. Бесплатных CMS , кстати, достаточно много и по функционалу они не отстают от платных. Но не всё так просто. Так как же выбрать наиболее подходящую систему? Критерии, по которым стоит выбирать CMS системуКоличество компаний, осуществляющих тех. поддержку Чем их больше, тем выше между ними конкуренция, а стало быть, тем это лучше для нас – потребителей. Качество услуг этих компаний Желательно, чтобы тех. поддержку осуществляли компании (лучше крупные и известные), а не фрилансеры, что неудобно по многим причинам. К тому же, важно наличие градации по квалификации: сертифицированный партнёр, золотой, платиновый и т.д. Функциональность Современная CMS-система должна позволять, не прибегая к программированию, выполнять следующее:
К функционалу, который присутствует в ограниченном ряде CMS-систем, можно отнести:
Расширяемость Если вам понадобится пока отсутствующий функционал, то желательно, чтобы система позволяла расширить возможности путем добавления своих модулей. В некоторых системах для этого существует API 3, некоторые распространяются в исходном коде, но есть и такие, в которых нет ни того, ни другого. Безопасность После функциональности это, пожалуй, второй по важности критерий. Надо учитывать защищенность системы как от внешних атак, так и от неосторожных действий пользователей системы. Обновляемость Немаловажным преимуществом готовых CMS-систем над «своими» является именно обновляемость. Мало того, что таким образом можно получить функционал, самостоятельно его не разрабатывая, но к тому же это позволит подсказать способ решения различных новых задач. Например, можно долго разрабатывать процедуру регистрации пользователя, чтобы она была не утомительной, но давала достаточно информации и к тому же была защищена от регистраций ботами 4 – проблема, возникшая сравнительно недавно. Скорее всего, изначально решение этой проблемы не было предусмотрено, но со временем разработчики CMS-системы, обладая большей осведомленностью и опытом в этом вопросе, предложат решение, которое, возможно, не было бы придумано вами (поля в форме регистрации будут появляться или скрываться в зависимости от действий посетителя, тем самым он не будет видеть тех полей, которые ему заполнять не надо, что уменьшит число отказавшихся от регистрации, а защиту от ботов можно реализовать путем добавления поля, в котором пользователь должен ввести код, сгенерированный системой). Такое решение включат в систему, и после обновления оно будет доступно вам. Также надо учитывать вероятность того, что после расширения функциональности системы, то есть написания модулей, в системе могут возникать ошибки. Настраиваемость Настраивоемость или гибкость системы определяется трудоёмкостью и необходимой квалификацией сотрудников для адаптации системы под свои требования: дизайн, структура, правовая политика и др. Стоимость При оценке стоимости надо также учитывать, сколько сайтов можно сделать на одной копии системы, какова стоимость тех. поддержки и последующих обновлений. Технические требования Система не должна требовать специфических настроек хостинга, которые может предоставить очень ограниченное число хостинг провайдеров. Очень важный критерий – потребность в ресурсах системы, её «жадность» к месту на диске, процессорной частоте и оперативной памяти. Если первое не особо важно, и при этом его не составляет особого труда узнать, то вторые два, наоборот, крайне важны, и получить достоверные сведения о них крайне трудно. Документация, справочная литература, дружелюбность Во многом успех от использования той или иной системы зависит от того, насколько легко в ней будет разобраться пользователям, что определяется наличием или отсутствием документации, справочной и учебной литературы и, конечно же, необходимым уровнем их технической квалификации. Сравним ...Бесплатные CMS Таковых много, но хотелось бы выделить, по-моему мнению, самые достойные:
Если хотите начать знакомство с бесплатными CMS, то я бы рекомендовал начать с них. Преимущества бесплатных CMS:
Недостатки бесплатных CMS:
Платные CMS По многим оценкам, лидерами рынка CMS -систем корпоративного уровня являются:
Преимущества платных CMS:
Недостатки платных CMS
Так, что же выбрать? Какой фундамент заложить для светлого Интернет-будущего? На мой взгляд, для корпоративного сайта – это платная CMS-система. Не стоит прибегать к бесплатной системе и уж тем более разрабатывать свою. Причём я бы рекомендовал не экономить, так как впоследствии это может дорого обойтись. Желательно выбрать систему, предоставляющую большие возможности, чем это необходимо в настоящее время, так как аппетит, как известно, приходит во время еды. Для некорпоративных ресурсов я бы рекомендовал воспользоваться бесплатной CMS, ну или хотя бы ознакомиться с ними, потому что, как сказано выше, скорее всего, их функционал приятно удивит. Какую же конкретно систему стоит выбрать? На этот вопрос ответа я не дам. Надеюсь, что будут полезны приведённые мною критерии для оценки CMS систем. Они помогут разобраться. А выбор, как всегда, за Вами! 1 Для не корпоративных сайтов, например, сделанных по принципу «Здравствуйте, я Вася Пупкин, вот моя собака.» скорее всего причины неудачи будут другие. Кстати, Вася, если ты сейчас читаешь эти строки, свяжись, пожалуйста со мной по ICQ 336241935, давно хотел с тобой познакомится. 2 Юзабилити – удобство использования, эргономика сайта с точки зрения пользователя 3 API – интерфейс прикладной программы 4 Бот – программа-робот, специально созданная для выполнения каких либо действий в интернете, например регистраций. |