Мерки для балансаКоличество показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, исчисляется десятками, если не сотнями. Отслеживать весь этот набор трудно и, как выясняется, не так уж и нужно. Чтобы разобраться, какими ориентирами руководствуются российские компании в оценке своей деятельности, редакция журнала «Секрет фирмы» совместно с Ассоциацией менеджеров провела опрос финансовых директоров предприятий различных отраслей. Цель совместного исследования заключалась в том, чтобы определить, какие оценочные коэффициенты наиболее важны для отечественных компаний и от чего зависит их выбор. Мы исходили из того, что все финансовые показатели делятся на несколько основных групп. Это операционные показатели по выручке, прибылям и затратам, показатели управления активами, а также показатели, характеризующие ликвидность, структуру капитала и способность предприятия обслуживать долг. Коэффициентов много, но это не означает их постоянное использование компаниями в своей работе. В первую очередь потому, что подсчет и анализ коэффициентов – сложная организационная процедура. Во-первых, компания должна четко представлять себе, что и как она хочет анализировать: общее финансовое состояние, производительность труда, ценовую политику и что-то еще, и с какой степенью оперативности. Очевидно: чем выше оперативность, тем проще должны быть расчеты. Сколько людей компания может «бросить» на эти расчеты и достаточно ли у них квалификации? Наконец, насколько хорошо поставлен процесс сбора, накопления и обработки информации? Чем хуже у компании обстоят дела с первичными данными, тем проще должна быть методика и тем меньше показателей реально удается мониторить.Большинство наших респондентов сообщили, что на систематическую подготовку развернутых сводок у них нет ни времени, ни людей. Поэтому они предпочитают ориентироваться на несколько ключевых показателей, дающих наилучшее представление о бизнесе, зато контролируют их более или менее регулярно. Мы спросили менеджеров, как часто они оценивают те или иные финансовые коэффициенты: раз в год, квартал, месяц или же чаще. Оказалось, что около 70% наших респондентов отслеживают их с периодичностью от одного раза в месяц до одного раза в квартал. Четверть опрошенных компаний сообщили, что производят оценку своих финансов чаще одного раза в месяц. А какие показатели считать самыми важными – прибыльность, выручку, качество управления активами или что-то другое –- зависит, прежде всего, от требований акционеров и от стратегии развития. Кроме того, наш опрос предприятий самых разных отраслей показал, что в каждой сфере используются свои комбинации ключевых показателей. Воля собственника – закон Как это выглядит на практике? Допустим, собственники предприятия собираются продать свой бизнес. Тогда на первый план выходят показатели капитализации. Значит, менеджменту предприятия нужно в первую очередь приводить в порядок активы и сворачивать инвестиционные программы. Или другая ситуация: акционеры заинтересованы в максимальном росте операционной доходности и сокращении текущих издержек. В этом случае во главу угла ставятся показатели прибыльности. Наконец, когда компания нацелена на увеличение доли на рынке, менеджмент в первую очередь форсирует продажи, обычно в ущерб оборачиваемости дебиторской задолженности и текущей прибыльности. Наибольшее значение при этом имеют показатели по продажам и маркетинговым бюджетам. Сергей Сапотницкий, заместитель директора по финансам компании «Донской табак»: «Сейчас наша компания занимается строительством нового завода, и это наша ключевая задача на ближайшие два года. Поэтому для „Донского табака” главным критерием является прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений EBITDA, которая показывает, сколько средств у нас остается для инвестиционной деятельности. Также мы тщательно следим за показателями обслуживания долга и структуры капитала, потому что строительство нового завода финансируется как собственными средствами, так и займами: кредитами и облигационным займом, который мы разместили в позапрошлом году». Станислав Митрофанов, финансовый директор компании мобильной связи «Билайн-Самара» считает, что набор коэффициентов меняется в зависимости от этапа развития компании: «На начальной стадии для нас главным ориентиром являлась отдача от капиталовложений, а доходность была не столь важна. Но когда компания достигла зрелости, на передний план вышли доходность, структура капитала и рентабельность активов (отдача на заемные и собственные средства, на акционерный капитал). На приоритетность коэффициентов влияет и состояние рынка, на котором мы работаем. Сейчас, например, рынок услуг мобильной связи в нашем регионе переживает период насыщения, поэтому самым важным является анализ выручки. Когда рынок услуг насытится, мы сделаем упор на внедрение дополнительных услуг и соответствующий анализ эффективности затрат, отношения текущих доходов к затратам». Отраслевые особенности Олег Кудрявцев, финансовый директор компании «Мир»: «В торговле на первом плане находятся оборачиваемость товарных запасов и рентабельность продаж. Кроме того, в таких торговых сетях, как наша, всегда высока доля заимствований, поэтому приоритетными для „Мира” являются также коэффициенты срочной ликвидности и рентабельности собственного капитала. Наиболее часто наши менеджеры смотрят сводки по объемам продаж и по продажам на одного сотрудника, чтобы оценить эффективность работы персонала. Показатели ликвидности и оборачиваемости мы контролируем ежемесячно, однако лишней аналитической работы все же стараемся не делать. Компания живет по планам, в которых обозначены ориентировочные значения по ликвидности, оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности и нескольким другим основным параметрам. Если реальная динамика не отстает от плана, нет никакой необходимости постоянно следить за показателями. Но когда мы выбиваемся из плана, то садимся и оперативно анализируем причины этих отклонений. Что же касается специфических коэффициентов, то мы используем, например, объем продаж на квадратный метр торговых площадей и на одного сотрудника и так называемый „средний чек”, то есть средний размер покупки». Сергей Сапотницкий: «Специфика табачного производства заключается в том, что цены на табачные изделия в последние два года практически не менялись. И если, скажем, для машиностроителей контроль себестоимости – задача номер один, то для нас она второстепенна. Мы следим лишь за отклонениями текущей себестоимости от прежнего уровня. На мой взгляд, более важный для табачных производителей коэффициент – это рентабельность продаж на единицу продукции, и ее мы контролируем постоянно». В числе специфических критериев, характерных для отрасли мобильной связи, Станислав Митрофанов называет средний счет абонента, стоимость привлечения абонента и среднюю цену минуты. Руслан Гареев, вице-президент по финансам компании «Евросеть»: «Для нашей компании очень важно оценивать доходность торговых точек, которых у нас насчитывается уже 1266. Специфика заключается в том, чтобы правильно разнести расходы центрального аппарата на каждый пункт продаж. Одни затраты приходится разносить пропорционально выручке компании, другие – по числу сотрудников. Словом, процедура сложная. Ежедневно мы рассчитываем остатки денежных средств и расходы за день и контролируем движение денежных средств в двенадцати наших филиалах в разных регионах страны. Прибыльность продаж и оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности мы отслеживаем еженедельно. У „Евросети” самый мощный дистрибуторский канал, товар, который пропускается через этот канал, полностью заемный, объемы поставок огромные, поэтому соотношение заемных и собственных средств мы контролируем практически ежедневно». Срочность или точность Станислав Митрофанов: «„Билайн-Самара” использует несколько десятков финансовых коэффициентов, которые являются частью общей корпоративной системы сбалансированных показателей оценки эффективности, охватывающей все шесть дирекций предприятия. Современные управленческие тенденции как раз и заключаются в том, что нужно оценивать деятельность таких подразделений, которые, как считалось раньше, вроде бы не влияют на общее финансовое состояние, например технической, административной или кадровой службы». А Олег Кудрявцев полагает, что следует ограничиться лишь действительно необходимыми метриками: «Можно, конечно, придумать много разных показателей, особой хитрости тут нет. Самое трудное заключается в том, чтобы правильно ими пользоваться». Руслан Гареев же уверен, что нужно искать компромисс между полнотой финансового анализа и оперативностью: «Раньше я считал, что основная цель финансового анализа – это точность, но когда пришел на работу в „Евросеть”, понял, что иногда приходится жертвовать абсолютной точностью ради оперативности. Ведь результаты, не полученные вовремя, уже не так ценны». |