Главная страница --> Статьи

Роль имиджа сотрудника в тек .. | Идти на "маячок", или Пять т .. | Бизнес как инженерная констр .. | Эффективный руководитель сов .. | Доверие в команде: преимущес .. |


АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ПО МЕТОДИКЕ ФИРМЫ ДЮПОН

Способность приносить доход является основной характеристикой использования капитала. Куда бы ни был направлен капитал как экономический ресурс - в сферу реальной экономики или в финансовую сферу - он всегда потенциально способен приносить доход при условии эффективного его использования. Таким образом, главной целью финансовой деятельности предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия. Доходность собственного капитала анализируется с помощью методики, разработанной фирмой "DUPONT".

Суть этой методики сводится к разложению формулы расчета доходности собственного капитала на факторы, влияющие на эту доходность. Анализ ведется на основании полученных расчетных коэффициентов. От того, какой из показателей влияет на доходность собственного капитала больше всего, и будет зависеть оценка и рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия для максимизации доходности собственного капитала.

На первом этапе аналитик отвечает на вопрос, как изменился ключевой финансовый показатель - доходность акционерного капитала - и в каком направлении изменялись факторы, определившие его динамику и включенные в модель. Существуют 3 модели анализа по методу DUPONT. Используемые в этих моделях показатели приведены в таблице.

Коэффициент Экономический смысл
Доходность собственного капитала Данный показатель является наиболее важным с точки зрения акционеров компании. Он является критерием оценки эффективности использования инвестированных акционерами средств. Определяется как частное от деления чистой прибыли на собственный капитал по балансу.
Доходность активов Характеризует эффективность использования активов компании. Показывает, сколько единиц прибыли заработано одной единицей активов. Определяется как частное от деления чистой прибыли на общую стоимость активов (среднюю за период или на конец отчетного периода). Показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках.
Коэффициент финансового рычага Показывает степень использования задолженности. Определяется как частное от деления совокупных активов на собственный капитал. При помощи показателя можно оценить предел, до которого предприятию следует полагаться на заемные средства. Принято, что значение коэффициента не должно быть ниже трех, то есть соотношение заемных и собственных средств должно быть не менее 2.
Рентабельность продаж Определяется как деление чистой прибыли на выручку от реализации. Коэффициент показывает, сколько единиц прибыли остается в распоряжении предприятия с каждого рубля средств, полученных от реализации продукции.
Оборачиваемость активов Показатель характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Коэффициент показывает, насколько эффективно используются активы.
Налоговое бремяОпределяется как частное от деления чистой прибыли на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (после выплаты процентов). Коэффициент показывает, какая часть прибыли остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Бремя процентовПоказывает, какая часть прибыли от основной деятельности остается после уплаты процентов.
Чистая маржа Характеризует, во сколько раз прибыль от производственной деятельности превышает чистую прибыль.

Использование той или иной модели зависит от необходимой степени детализации анализа доходности собственного капитала.

Доходность собственного капитала в различных моделях:

  1. ROE = Доходность активов x Финансовый рычаг
  2. ROE = Рентабельность продаж x Оборачиваемость активов x Финансовый рычаг
  3. ROE = Операционная рентабельность x Бремя процентов x Налоговое бремя x Оборачиваемость активов x Финансовый рычаг

На втором этапе аналитик должен понять конечные причины, обусловившие изменение финансовых коэффициентов. К основным причинам следует отнести изменение показателей первичной отчетности, лежащих в основе расчета коэффициента, а именно: выручки, прибыли, основных и оборотных активов, задолженности, соотношения собственных и заемных средств и т.п. В ходе анализа целесообразно выделить показатели, оказавшие наибольшее влияние на результирующие коэффициенты.

Для составления рекомендаций по максимизации финансовых показателей аналитик должен обладать дополнительными знаниями о специфике предприятия, иметь представления об объективных ограничениях и внутренних потребностях производства. Так, например, увеличение выручки на промышленном предприятии при ограниченном предельном уровне загрузки мощностей и т.п.

Аналитик может не ограничиваться разработкой рекомендаций по улучшению показателей, а подкрепить их числовыми данными, то есть оценить влияние изменения одного или нескольких факторов на динамику коэффициента доходности собственного капитала и оценить чувствительность результата к такому изменению.

Оценка производится путем изменения значения показателя в первичной отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) при неизменных прочих условиях - анализ "при прочих равных". К примеру, предвидя снижение цен на сырье и перезаключение контрактов с поставщиками по более выгодным условиям, аналитик имеет возможность искусственно снизить себестоимость, при этом необходимо рассчитать достигнутое таким образом изменение всех коэффициентов в модели.



Похожие по содержанию материалы:
О маркетинговых консультантах ..
Корпоративное управление - мода или осознанная необходимость? ..
Эволюции клиенториентированных технологий. ..
Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент ..
Роль имиджа сотрудника в текучести кадров ..
Идти на "маячок", или Пять типов мотивации к обучению ..
Бизнес как инженерная конструкция. ..
Эффективный руководитель современной компании: новая и новейшая история. ..
Доверие в команде: преимущества, риски, методы развития ..
Отбираем кандидатов с помощью проективных вопросов ..
Создание Идеальной Команды. PUZZLE-проектирование. ..
Теория трилистника, или лизинг персонала ..
Особенности корпоративного управления в переходной экономике России ..


Похожие документы из сходных разделов


Кредиторская задолженность - инструмент в конкурентной борьбе

Большинству финансовых директоров предприятий время от времени приходится давать ответ на извечный для нашего менталитета вопрос: «Что делать?». В нашем случае он касается темы кредитования: увеличивать кредитный портфель и тем самым ухудшать показатели финансового состоя­ния компании (особенно остро этот вопрос встает у тех, кто завязан на сис­тему мотивации по KPI) или нет? Привлечени .. читать далее


Внедрение системы управления оборотными активами

От эффективности управления оборотными средствами зависят рентабельность и ликвидность большинства производственных и торговых предприятий. Именно поэтому на Брянском машиностроительном заводе к внедрению системы управления оборотными активами подошли очень серьезно: определили порядок расчета нормативов для каждого вида оборотных средств и протестировали его в двух цехах. Однако даже при таком .. читать далее


Финансовое управление по проектам

Компании, выделяющие определенные процессы в проекты, как правило, применяют методы проектного управления. Эффективность системы управления проектами зависит от многих факторов, в частности от соотношения расходов и выгод, получаемых от внедрения данной системы. Кроме того, финансовый директор при постановке такой системы должен определить порядок управления стоимостью и денежными потоками прое .. читать далее