Затраты: от снижения к оптимизацииВ ответ на вызовы рынка, рост конкуренции, увеличение зарплат украинские компании начинают реализовывать программы по снижению затрат. Но чтобы достичь максимального эффекта, при их планировании стоит ориентироваться на лучшие практики. Большинство отечественных компаний при снижении затрат фокусируются на сокращении персонала или зарплат, а зачастую — и того, и другого одновременно. Снижение затрат на персонал особенно актуально для украинских компаний, поскольку с советских времен у нас тяготеют к раздутым управленческим штатам, неоправданным представительским расходам и др. Лучшие мировые компании при старте программ по снижению затрат основной акцент делают на уменьшении административных и сбытовых затрат. Так, для 50 крупнейших американских компаний снижение данных затрат всего на 0,5% означает экономию $258 млн. (в зависимости от готовности руководства компании к переменам снижение затрат может достигать и 40%)! Но в отличие от отечественных компаний они при осуществлении данного процесса придерживаются комплексного подхода и определенной, четко продуманной последовательности шагов. Именно потому, что западные компании наработали существенный опыт в этой сфере, местным компаниям для более эффективного планирования программ по снижению затрат стоит внимательнее его изучить. Шесть шагов к снижению затратПри ведении программ по снижению административных и сбытовых затрат западные топ-компании концентрируются на таких трех основных целях:
Одна из проверенных практикой методологий реализации программы по снижению затрат предлагает шесть шагов, последовательное применение которых приводит к нужным результатам:
Далее стоит обсудить каждый из шагов более детально. Использование системного подхода к улучшениям: оценка возможностей и разработка бизнес-кейсаКомпании часто начинают снижать затраты в определенных областях/процессах/подразделениях без полного понимания последствий для их бизнеса. Для продолжения роста снижение затрат и реструктуризация должны быть основаны на оценке потенциальных выгод и расчетной модели для ожидаемых сокращений затрат. Анализ корпоративной стратегии и бизнес-модели компании:фундаментдлядолгосрочныхрезультатовБизнес-модель компании показывает не только, как бизнес-юниты корпорации взаимодействуют между собой, но и как формируются административные и сбытовые затраты в компании. Поэтому любая программа по оптимизации затрат должна учитывать бизнес-модель компании.В зависимости от подходов к делегации полномочий от корпорации к бизнес-юнитам существуют четыре основные бизнес-модели (указаны в порядке убывания полномочий у бизнес-юнитов, см. схему):
В ИОК предусмотрен централизованный контроль менеджмента за операционными подразделениями, каждое из которых обладает минимальными полномочиями в стратегической и операционной деятельности. Холдинг, наоборот, состоит из большого количества относительно автономных, самостоятельных бизнес-юнитов. В ИОК большинство административных и сбытовых услуг осуществляются централизованно, в то время как в холдинге они скорее локализованы по бизнес-юнитам. Соответственно модель ИОК предлагает больше возможностей для снижения административных и сбытовых затрат и повышения эффективности за счет эффекта от масштаба, избегания дублирования в подразделениях и т. д. В целом каждая модель обладает своими преимуществами и недостатками. Например, некоторые компании считают, что внедрение модели стратегического контроля обеспечивает правильный баланс автономий подразделений и централизованной эффективности, стимулируя инновации и предпринимательство, выигрывая при этом от эффекта синергии за счет вхождения в одну компанию. Делегация полномочий бизнес-юнитамДля делегации полномочий бизнес-юнитам необходимо понимать, какие работы выполняются, какую добавочную стоимость они создают, где в корпорации эти работы должны выполняться. Опыт компании «Делойт» показывает наличие огромного разрыва между тем, где выполняются работы во многих компаниях, и где на самом деле они должны выполняться для эффективного их функционирования. Во многих западных компаниях около 90% времени тратится на текущие задачи и только 10% — на стратегические. В Украине на стратегические задачи, как правило, тратится еще меньше времени. В то же время лучшие западные компании тратят на них до 30% времени, поскольку в первую очередь от решения стратегических задач зависит успех компаний. Бенчмаркинг. Оптимизация бизнес-процессовВажным шагом в снижении административных и сбытовых затрат является отказ от процессов, не создающих стоимости, а также упрощение/ускорение процессов, которые создают добавленную стоимость. Поиск ответов на следующие вопросы позволяет определить, создает ли работа добавочную стоимость.
Реинжиниринг процессов необходим не только для уменьшения затрат, но и для снижения времени на выполнение процессов и повышения качества услуг. Именно в этом случае возрастает стоимость компании и степень удовлетворения клиентов. Бенчмаркинг дает возможность оценить, какие выгоды позволяет достичь реинжиниринг. Агрессивный фокус на контролируемых затратахУдивительно большое количество компаний упускают контролируемые затраты (КЗ), особенно непроизводственные затраты, в своих программах по снижению затрат. Как правило, КЗ составляют 50-60% от непроизводственных затрат. Именно КЗ легче всего сократить, потому что они не «настолько политические», как, скажем, заработная плата.Для снижения КЗ вся компания должна адаптироваться к новому мышлению относительно перемен, реструктуризации и повышения эффективности. Основной подход:
Для большинства компаний внедрение эффективной структуры административных и сбытовых затрат требует фундаментальной трансформации административной и сбытовой функций. Трансформация подобного отношения не может быть реализована сверху. Для полной реализации такой программы в компании следует ее сопровождать управленческой программой, фокусируемой как на управлении изменениями, так и на изменении личного лидерства. Жесткие составляющие изменений организации, процесса и технологии должны быть адресованы персоналу вместе с неосязаемыми составляющими — лидерством, коммуникациями и культурой. Модель — для наглядностиДля эффективной организации работ в компании «Делойт» разработали методику «Экономическая модель функциональных обязанностей персонала». Модель представляет собой матрицу 2 х 2 с измерениями «Метод добавления стоимости» и «Уровень независимости бизнеса». Наглядный пример реализации модели — маркетинговая функция для ритейл-компании (см. табл.). Миссия — изменить подход к выполнению работы, развить сотрудников настолько, чтобы они могли работать в новой среде, помочь им мыслить по-новому. Успешные программы управления изменениями проактивно используют большое количество инструментов для управления рисками и проведения организации через трансформации: коммуникации, кейсы для изменений, оценка влияния изменений, образование и тренинги и др. Во время организационных реструктуризаций или полномасштабных программ по снижению затрат многие компании не коммуницируют с сотрудниками, пока не известны детали действий по реструктуризации. Опыт компании «Делойт» наглядно демонстрирует, что фирмы, открыто и агрессивно управляющие коммуникациями во время трансформаций, получают наибольшие выгоды. Что важно во время данного периода, так это внушать уверенность, что все идет по плану, важные решения будут сообщены своевременно, а топ-менеджмент контролирует ход программы. Примеры успеха
Построение конкурентной структуры административных и сбытовых затрат ставит компанию на путь приверженности повышения эффективности бизнеса в целом. Следующие ключевые вопросы помогут оценить текущее состояние административных и сбытовых затрат и организационной структуры.
|