Максимизация стоимости компанииОценка качественного состава бизнес-портфеля, применение методов снижения негативных последствий роста компании и расширения направлений ее деятельности, выбор оптимальной модели корпоративного центра — все это составляет комплекс базовых этапов на пути к организации бизнеса в рамках одного холдинга, ориентированного на генерирование стоимости. Все компании, акции которых свободно обращаются либо планируются к обращению на рынке ценных бумаг, неизбежно сталкиваются с необходимостью создания стоимости для своих акционеров. Возможно, из-за неразвитости фондового рынка в Украине данный вопрос является менее актуальным для украинских компаний. Однако в том, что за стоимостным подходом в оценке результатов работы бизнеса стоит будущее, большинство украинских менеджеров уже давно не сомневается. Уже сейчас многие отечественные компании взяли для себя за ориентир максимизацию своей рыночной стоимости, и это относится не только к акционерным обществам. Каждой компании приходится прокладывать собственный путь к цели, исходя из своих стартовых позиций и индивидуальных установок. Серьезным же препятствием на этом пути пока остается отсутствие адекватных механизмов оценки бизнеса в режиме on-line, которая, в случае котировки акций компании на бирже, происходит автоматически. Для менеджеров отечественных компаний сегодня основной вопрос заключается уже не в том, необходимо ли и почему необходимо создавать стоимость компании, а в том, как ее создавать. Компаниям, желающим внедрить у себя систему управления, ориентированную на стоимость, учебники предлагают целый ряд методик. Какие-то из них сулят практически немедленный эффект, другие же требуют от менеджеров готовности посвятить себя внедрению многолетних программ модернизации. Для использования одних нужны огромные массивы данных и продвинутые учетно-информационные системы, а применяя другие, можно обойтись минимальным объемом информации.
В целом, как показано на 1, можно выделить шесть пронизанных стоимостным мышлением направлений (этапов) деятельности, на которых компания должна сосредоточить свои усилия по созданию стоимости:
Более подробно остановимся на втором и третьем этапах, поскольку именно они являются предметом рассмотрения в рамках данной статьи. Итак, мы можем утверждать, что формирование адекватного бизнес-портфеля и реализация его работы в виде оптимальной организационной структуры является важнейшим этапом создания стоимости. Более того, можно говорить о том, что это является неким базисом или основой для успешного построения процесса управления стоимостью, поскольку именно на этом этапе закладывается фундамент взаимоотношений между различными звеньями бизнеса. Процесс формирования бизнес-портфеля всегда происходит на фоне выбора между полной диверсификацией бизнеса и концентрацией усилий в одном направлении деятельности. Безусловно, эти формы являются двумя крайностями в организации бизнеса, и на практике большинство компаний занимают промежуточные состояния. Чаще всего компания даже при максимальной диверсификации имеет какое-то основное направление деятельности, которое приносит максимальные доходы или имеет максимальные перспективы роста. В то же время, ориентированный на один вид деятельности монобизнес чаще всего “по ходу дела” обрастает какими-то непрофильными активами. Для более полного понимания специфики каждой формы организации бизнеса и её влияния на процесс создания стоимости целесообразно рассматривать именно две крайние позиции. Сторонников диверсификации деятельности столь же много, сколь и противников. И в этом нет ничего странного, поскольку многочисленные преимущества многопрофильного бизнеса зачастую перекрываются целым рядом существенных недостатков. Безусловно, основным достоинством диверсификации бизнеса является его высокая устойчивость к конъюнктурным изменениям рынка. Чаще всего снижение доходов в силу кризиса в одной отрасли компенсируется ростом доходов на подъеме в другой отрасли, что позволяет многопрофильным гигантам всегда оставаться “на плаву”. Более того, при определенном масштабе роста многопрофильного бизнеса даже существенное снижение эффективности управления компанией порой уже не в состоянии “потопить корабль”, поскольку он превращается в самодостаточную систему, обладающую определенной синергией роста и уже имеющую доступ к определенным ресурсам, обладающую определенной лояльностью потребителей, владеющую именем на рынке. Стабильность бизнеса является немаловажным фактором если не роста, то, по крайней мере, стабилизации на достаточно высоком уровне рыночной стоимости компании. Однако чаще всего в мире финансов стабильность и надежность противопоставляются доходности. Определенные недостатки диверсифицированного бизнеса обычно не позволяют создать высокоэффективную компанию и достичь уникальных результатов в каком-то направлении деятельности. Снижение маневренности многопрофильных компаний за счет усложнения бизнес-процедур и роста иерархичности принятия решений дополняется снижением контроля со стороны руководства холдинга над каждым отдельным направлением бизнеса и недостатком его финансирования. Последнее особенно свойственно нашему постсоветскому бизнесу. На заре приватизации и формирования рынка большинство диверсифицированных бизнесов, многие из которых сейчас превратились в так называемые финансово-промышленные группы, создавались не осознанно, а скорее стихийно по мере встречи на пути перспективных активов. Предпринимательская жила хозяина не позволяла пройти мимо “жирного куска” и по мере появления средств и возможностей бизнес разрастался как снежный ком. Но одно дело начать новый перспективный проект и совсем другое — довести его до состояния эффективно функционирующего бизнеса, особенно в ситуации, когда таких проектов у тебя два, три или вообще десять. Хроническая нехватка средств для полномасштабного финансирования всех проектов в рамках многопрофильного бизнеса до сих пор является типичной ситуацией в украинских компаниях. Условия же функционирования монобизнеса совершенно иные. Здесь все усилия менеджеров прилагаются в одном направлении, и потому добиться высокоэффективной организации деятельности легче. Концентрация финансовых ресурсов в одном направлении также позволяет развиваться необходимыми темпами. Основная же проблема здесь — это правильный выбор того единственного направления деятельности для бизнеса. Именно это определяет возможности, границы и перспективы роста рыночной стоимости компании. Выход, например, на очень узкий рынок каких-либо товаров или услуг может однажды ограничить рост компании, когда она полностью заполнит свою нишу на этом рынке, максимально потеснив своих конкурентов. Нестабильный же рынок, подверженный частым колебаниям, и вовсе может привести к краху даже эффективно функционирующий бизнес. К сожалению, необъятных и абсолютно стабильных рынков товаров или услуг либо очень мало, либо доступ на такие рынки уже закрыт (иначе они и не были бы стабильными). Поэтому теоретически любой монобизнес рано или поздно в процессе роста сталкивается с потребностью диверсификации. Обычно это происходит путем расширения ассортимента и спектра товаров и услуг в рамках одного направления деятельности, затем происходит освоение технологических цепочек смежных с основной деятельностью (производство, торговля, логистика) с постепенным достижением такой ситуации, когда уже это сложно называть одним направлением. В ситуации, когда компания для дальнейшей максимизации своей стоимости на рынке выходит на серьезный уровень роста и диверсификации своей деятельности, важно разработать комплекс мер по снижению негативных последствий такого роста. В этом случае целесообразно прислушаться к следующим рекомендациям:
Как уже было сказано ранее, формирование корпоративного центра в многопрофильной компании позволяет снизить влияние ряда недостатков, присущих крупному бизнесу, и поддерживать тенденцию роста рыночной стоимости компании во время её физического роста (нередки случаи, когда рост активов компании сопровождается снижением её рыночной стоимости). Большинство отечественных компаний убеждать в этом тезисе не приходится: практически любой бизнес, контролирующий различные направления или разных операторов в одном направлении деятельности, имеет корпоративные центры в том или ином виде. Это может быть отдельное юридическое лицо или просто группа лиц, работающих в качестве ассистентов при совете директоров либо ином органе управления. Однако форма работы корпоративного центра не столь важна по сравнению с функциональными задачами и полномочиями такого центра. В зависимости от их набора и соотношения можно сконструировать разные модели корпоративного центра. От выбора правильной модели во многом зависит возможность компании “генерировать” стоимость. Международная консалтинговая компания McKinsey&Co по итогам масштабного исследования предложила четыре модели управления обособленными подразделениями под названием: “Финансовый холдинг”, “Стратегический архитектор”, “Стратегический контролер” и “Оператор”. Краткое описание каждой модели представлено в табл.1 Табл.1 Модели управления обособленными подразделениями
“Финансовый холдинг” “Финансовый холдинг” и “Оператор” (существует еще одно меткое название данной модели — “Отраслевой холдинг”) являются двумя разными полюсами в подходе к организации корпоративного центра. В случае “Финансового холдинга” вмешательство центра в операционную деятельность бизнес-единиц практически отсутствует. В варианте “Оператора” такое вмешательство является практически безграничным. Между двумя полюсами на самом деле можно выделить гораздо больше, чем две модели как это сделали в компании McKinsey&Co. Однако их различия могут быть не столь существенны, и в конечном итоге каждая из них будет тяготеть либо к одному полюсу, либо к другому. На вопрос какая модель лучше, ответить естественно невозможно. Все зависит от достаточно многочисленных факторов: состава и специфики бизнес-портфеля, отраслевой принадлежности компании, степени развития и самостоятельности бизнес-единиц и даже от характера и настроения собственников бизнеса (см. 2). На 2 сделана попытка соотнести различные диапазоны изменения таких факторов с выбором той или иной модели корпоративного центра. На этой основе можно делать выводы о том, в какую сторону двигаться при выборе модели корпоративного центра. Итак, мы определились с подходом к составу бизнес-портфеля современной компании в условиях мировых тенденций глобализации, с методами снижения негативных последствий роста компании и расширения направлений деятельности, а также с выбором оптимальной модели корпоративного центра, который сможет эффективно координировать деятельность всех бизнес-единиц в рамках одного холдинга. Все это является комплексом базовых или подготовительных этапов на пути к организации бизнеса, ориентированного на генерирование стоимости. Следующими этапами для отечественных компаний должен стать комплекс мер по обеспечению своей “публичности”, повышению инвестиционной привлекательности и, наконец, обоснованию стратегии выхода на рынок капитала. Но это уже тема отдельной статьи.
|