Автоматизация склада торговой компании: задачи и спецификаНа основании десятков выполненных нашей компанией проектов можно утверждать, что различия в процессе автоматизации крупно- и мелкооптовых складов по своей сути аналогичны различиям между автоматизацией производства и торговли. Ведь производственное предприятие тоже торгует (если мы говорим о складах готовой продукции), реализуя свою продукцию. Чем более мелкими партиями конкретного товара ведется отгрузка, чем ближе торговая компания к конечному потребителю в цепочке поставок, тем больше у нее ассортимент, сложнее устроен её склад и тем большая степень автоматизации процесса требуется во избежание ошибок, потерь и задержек в работе. Крупный опт — это чаще всего единое складское пространство, заполненное грузовыми стеллажами или вообще характеризующееся напольным хранением, где не имеет смысла выделять зону отбора, товар уходит в объеме паллет и изредка коробами, интенсивность работы — десятки отгрузок в сутки, складской бизнес-процесс не подразумевает регулярного вскрытия паллет и коробов… Для такого склада вполне достаточно внедрить типовую систему автоматизации с базовым функционалом (адресный учет и основные складские операции). Требованиям к точности и скорости работы подобного склада вполне отвечает и использование бумажных носителей для заданий на выполнение складских операций. Темп работы позволяет размещать товар по факту, что автоматически ослабляет требования к входной информации, где не нужно выверять весогабаритные параметры товара — и соответственно сокращается подготовительный этап проекта. Такой склад — одна крайняя точка на шкале сложности проектов. Другая крайность — мелкооптовый склад с огромным ассортиментом, с разнообразными системами хранения (грузовые, полочные и узкопроходные стеллажи, консоли для негабаритного товара, напольное хранение и пр.), с сотнями (если не тысячами) отгрузок и десятками поставок в сутки. Это склад, который имеет выделенную зону комплектации, пополняемой по определенным правилам, и зону производства, где ведется работа по формированию комплектов. Товар здесь может отгружаться как паллетами, так и коробами, и поштучно — и в каждом случае должна сработать своя логика операции отбора, чтобы минимизировать путь кладовщика и ускорить сбор заказа. При этом есть товарные группы, где товар очень трудно отличить визуально, а некоторые виды еще и имеют срок годности… Такой склад безусловно уже не сможет претендовать на скоростную автоматизацию за один-два месяца по «бумажной» технологии, здесь уже нужен основательный подход к анализу бизнес-процессов и переложению их на «язык системы» с полной автоматизацией планирования операций размещения, пополнения, отбора и пр. и тщательно продуманным применением штрихового кодирования. Автоматизация склада торгового предприятия — задача творческая, зависящая от множества разнообразных и взаимосвязанных факторов. Потребности самого предприятия, специфика его работы (крупный опт, мелкий опт, розница), наличие смежных складских функций (услуги ответственного хранения), условия внешней среды (взаимодействие с поставщиками) — все это оказывает влияние на процесс внедрения складской системы. Именно сочетание испытанных проектных технологий автоматизации и учета особенностей конкретного предприятия делает возможным достижение желаемого результата в запланированные сроки при оптимальном использовании ресурсов. Автор - генеральный директор компании Axelot источник: |