«Черные» ИТ-проекты прижились в РоссииТакого рода практика успешно прижилась в России. Используются различные схемы, например, работы, которые должен был делать системный интегратор, перекладываются на рядовых сотрудников заказчика, как правило, на ИТ-отдел. Это может быть обучение пользователей, предпроектное обследование, создание дополнительных отчетов и даже настройка системы. Можно привести такой пример: одна из крупнейших российских нефтяных компаний заключила договор на внедрение системы налогового учета в головном предприятии и в нескольких десятках филиалов. После подписания договора в филиалы пришло указание самостоятельно заполнить регистры налогового учета по аналогии с присланными образцами. Работники дисциплинированно выполнили задачу, получили нужные данные и отослали в головной офис. После чего ИТ-компания консолидировала присланные документы в масштабах всей корпорации и успешно подписала акт выполненных работ. Другой характерный для российского рынка вариант недобросовестных действий – постоянная ротация внедряемых систем. Такая схема удобна тем, что реально оценить результаты работы ИС, от которой уже отказались, почти невозможно. При этом оправдания замене звучат самые разные – «изменение масштаба фирмы», «появление на рынке решения, полностью учитывающего нашу отраслевую специфику» и т.д. Еще один способ, снискавший популярность, – начало масштабного обследования предприятия в преддверии значительных организационных перемен (слияние с другой компанией, изменение профильного производства и т.п.). В этом случае результаты обследования, которое могло проводиться месяцами, зачастую оказываются неактуальными и никого не интересуют. Соответственно, сотни документов с описанием бизнес-процессов и другой информацией, не получив даже адекватного рассмотрения, отправляются в архив. Нередко встречаются ситуации, когда под видом готовых решений заказчику продаются, по сути, лишь платформы, на которых впоследствии действительно можно реализовать практически все, но на это требуются большие трудозатраты программистов. Либо же под видом полноценной программы, которая должна учитывать специфику предприятия, продается система без каких-либо отраслевых особенностей. В подобных случаях для успешного завершения внедрения необходимы огромные дополнительные материальные и трудовые ресурсы. Естественно, что чаще всего такие проекты могут стартовать и продолжаться только с помощью взяток, «откатов» и т.д. Крупные информационные системы стали излюбленным инструментом для выкачивания или даже хищения корпоративных средств по ряду причин. Во-первых, объективно сравнить стоимость различных систем очень сложно, поскольку такой анализ требует учитывать стоимость не только лицензий, но и внедрения, сопровождения и возможных программных доработок, оплата которых определяется множеством различных факторов. Во-вторых, корректно оценить результаты внедрения системы в целом, а не с точки зрения отдельных пользователей, опять-таки трудно, причем задействование экспертов для такой оценки обычно стоит немалых денег. источник: |