Что позволено "Юпитеру"... Как обеспечить работу старых компьютеров в новых условиях
При внедрении на предприятии корпоративной системы управления приходится помимо прочего учитывать и состояние его компьютерного "зоопарка". Он, как правило, не соответствует предъявляемым системой требованиям по показателям совместимости, быстродействия и т. д. Однако не стоит спешить с его заменой: существуют методы, позволяющие приспособить для ваших новых нужд уже имеющиеся аппаратные средства. Один из вариантов - комплексная платформа "Юпитер", созданная компанией ИВК*1.
Практически любое, даже сравнительно молодое предприятие страдает от груза "унаследованных" приложений, операционных систем, да и собственно компьютеров. Как известно, во многих компаниях информатизация осуществляется по остаточному принципу, а то и просто методом срочного латания самых насущных дыр - это так называемая лоскутная автоматизация. При этом морально устаревшие, но еще вполне работоспособные компьютеры никто не списывает. А зачем, если они успешно продолжают выполнять свои функции?
В результате на предприятии формируется причудливый "зоопарк" компьютеров разного возраста и производительности: от самого современного ноутбука на столе руководителя до заслуженного "старичка" с 486-м процессором где-нибудь на складе или в бухгалтерии. Еще большая неразбериха творится с операционными системами: зачастую компьютер продолжает эксплуатироваться с той ОС, которая была предустановлена продавцом несколько лет назад накануне приобретения системного блока. Объединить все эти разномастные компьютеры в общую сеть технически вполне осуществимо, но практической пользы от такого мероприятия немного. Максимум, чего удается достичь в результате подобной "интеграции", - это получить возможность обмениваться документами по локальной сети, а не бегать из одной комнаты в другую с дискетами. Между тем современные бизнес-процессы предъявляют все более жесткие требования к четкости и оперативности управления предприятием, актуальная и полная информация от всех подразделений и отделов должна быть доступна руководителю в любой момент. Да и не только руководителю. Например, тот же отдел маркетинга не в состоянии выстраивать грамотную политику сбыта и продвижения продукции без исчерпывающей информации о ходе выполнения производственногоплана и объемах продукции на складе.
" Мерседесы" систем управления
Разумеется, подходящие решения на любой вкус существуют и достаточно широко применяются. Интегрированные системы управления предприятием (ИСУП) как раз и создаются для эффективного объединения всех его информационных ресурсов в единую стройную систему. С внедрением ИСУП появляется возможность оптимально планировать все производственные процессы, централизованно управлять ими, контролировать все аспекты бизнеса предприятия. Казалось бы, большего и желать не надо. Справедливо, но с двумя "маленькими" оговорками: финансовые затраты на установку ИСУП могут оказаться непомерно большими даже для вполне прибыльной компании, а процесс внедрения системы способен дестабилизировать и даже вообще парализовать работу предприятия на длительный срок. Для внедрения ИСУП потребуется не только полностью изменить систему управления предприятием, но и перейти на другое прикладное программное обеспечение, не говоря уже о неизбежной замене всей морально устаревшей техники на более современную. При географической раздробленности компании (наличие филиалов) потребуется обеспечить каждое территориальное подразделение надежными и быстрыми линиями связи, что тоже влечет за собой немалые дополнительные расходы. Какие бы фантастически "сжатые" сроки ни обещали разработчики, на практике на развертывание и доведение до уровня нормального рабочего функционирования интегрированной системы управления предприятием уходит не один месяц, если не сказать год. Еще один "подводный камушек" - необходимость переучивать персонал, что в российских условиях чревато увольнением ряда сотрудников: к сожалению, не все хотят (или могут) проходить болезненный процесс переучивания - в целом российский рынок труда к таким стрессовым ситуациям пока не готов. Есть компании, которые в состоянии или просто вынуждены пойти на все эти расходы и неудобства, но очень многим предприятиям такие глобальные перестройкине по силам, да и ни к чему.
Объединить то, что уже работает
Подавляющему большинству российских предприятий сегодня больше подходят другие решения. Интеграция прикладных программ, централизованное управление, оперативный доступ к документам и статистической информации - да, безусловно. Но - не по принципу "разрушить все до основанья", а потом выстраивать на обломках информационной системы (и работавших с нею людей!) новое "светлое будущее".
В большинстве случаев целесообразнее в процессе интеграции использовать существующие ресурсы - аппаратные, программные и людские. Основная задача, которую необходимо решить, - "перетекание" информации между разными приложениями без повторного ввода данных. Например, между бухгалтерскими программами и системами складского учета, между корпоративными базами данных. Для этого существует специальный класс программного обеспечения - так называемые системы middleware, позволяющие эффективно объединить в единую структуру уже работающие компьютеры и программное обеспечение. Преимущества такого подхода очевидны на примере новейшей российской разработки - платформы "ИВК Юпитер", созданной компанией ИВК и предназначенной для организации интегрированных защищенных информационных систем в государственных структурах и коммерческих организациях. Важнейшие технологии, вошедшие в состав "Юпитера", ИВК уже несколько лет использует в десятках проектов для Министерства обороны РФ и силовых ведомств. Удивительно, но факт: "Юпитер" успешно справляется с пестрым разнообразием вычислительной техники, операционных систем и рабочих приложений. В результате такой интеграции рождается полнофункциональная (и хорошо защищенная) система, во многих случаях полностью удовлетворяющая всем потребностям руководителей и сотрудников компании.
Многие проекты по внедрению корпоративных информационных систем заканчиваются неудачно. Одна из причин подобных провалов заключается в том, что исполнитель или заказчик проекта изначально не ставит с ..
Такого рода практика успешно прижилась в России. Используются различные схемы, например, работы, которые должен был делать системный интегратор, перекладываются на рядовых сотрудников заказчика, как правило, на ИТ-отдел. Это может быть обучение пользователей, предпроектное обследование, создание дополнительных отчетов и даже настройка системы.
Данный свод высказываний предназначен для руководителей, которым волей судеб пришлось заниматься новым для себя делом - управлять тем или иным "программистским" проектом (созданием информационной системы предприятия, разработкой сайта, и т. п.).