Автоматизация склада торговой компании: задачи и спецификаОтдельным пунктом следует обозначить проблему переезда склада на новое место. С этой задачей чаще всего сталкиваются именно торговые предприятия как наиболее мобильные. Лишь довольно крупные организации могут позволить себе приобрести склад в собственность. Остальные компании чаще всего арендуют складские площади и, как следствие, подвержены риску смены условий аренды. Помимо этого переезд может быть вызван ростом оборотов предприятия, расширением ассортимента, изменением условий хранения и обработки товара, что уже само по себе усложняет управление складом. В этих случаях внедрение системы автоматизации представляется удачным выходом из положения. Однако необходимо отметить, что автоматизация склада в момент переезда имеет свои особенности. Обычно требуется выполнить проект в сжатые сроки в относительно неопределенной среде (новый склад, новое оборудование, новые технологии грузопереработки…). Поэтому для того, чтобы обеспечить должную скорость переезда и простоту адаптации на новом месте, проект автоматизации должен основываться на самых простых функциях систем и технологиях работы склада. Все усовершенствования склада и системы идут следующим этапом. Торговые предприятия, где планомерно решаются задачи, связанные с развитием склада и системы автоматизации, пока еще редкость на нашем рынке. Обеспечить бульшую пропускную способность склада, получить сложную аналитику, автоматизировать специфические операции — всё это задачи «на перспективу», которые станет решать только крупное, устойчивое предприятие, располагающее достаточным для заказного проекта бюджетом, собственными развитыми логистической и ИT-службой, способными содействовать успешному выполнению проекта автоматизации и обеспечить сопровождение полнофункциональной системы управления складом. Специфика проекта: нюансы и тонкостиЗадачи повышения эффективности складского хозяйства, стоящие перед компаниями, чаще всего одинаковы в целом, а специфика отрасли состоит в степени выраженности той или иной проблемы. Для торговых предприятий характерны следующие отличия от других организаций: бульший количественный ассортимент и качественное разнообразие товара, значительно бульшее число поставщиков и покупателей, зависимость от поставщиков с точки зрения формата поставок и пр. С этой спецификой связана целая цепочка особенностей во внедрении складских систем автоматизации. Ассортимент склада — очень важная для автоматизации характеристика. Ее влияние проявляется опосредованно через топологию склада и технологию работы с товаром. Торговое предприятие, которое «доросло» до складской системы автоматизации, чаще всего располагает очень большим ассортиментом товара — от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч наименований. Однако не только и не столько количество позиций в каталоге товаров влияет на функциональность проекта автоматизации и сложность внедрения. Если все товарные позиции имеют близкие весогабаритные параметры, условия хранения, параметры отгрузки (паллетами, коробами, штуками), то для них будут применяться сходные или одинаковые системы хранения (стеллажи, полки, консоли), у них будет одинаковый процесс грузопереработки и единая логика выполнения отдельных складских операций. В этом случае и проект автоматизации будет относительно прост по функционалу и быстр в исполнении. Однако такая ситуация характерна более для производственных складов, где есть несколько десятков наименований, хранимых и отгружаемых в объеме паллет. На складах торговых предприятий обычно всё иначе — в их ассортименте можно, например, встретить и огромные бухты и барабаны кабеля, размещенные на территории, примыкающей к складскому помещению, и россыпь маленьких лампочек, сложенных в пластиковые лотки размером двадцать на тридцать сантиметров. В этом случае исполнитель проекта и его заказчик сталкиваются со сложной, но интересной задачей автоматизации различных технологий учета товара и управления его перемещением по складу. Иногда приходится применять и нестандартные решения, при необходимости требующие программного вмешательства в типовые модули системы управления складом. Большое количество поставщиков и покупателей у торговой компании — это ключевой фактор, который обычно отсутствует у производственного предприятия. Влияние, которое он оказывает на работу склада и как следствие на процесс автоматизации, крайне велико. Чем больше указанные числа, тем выше интенсивность работы склада, больше заказов в единицу времени, больший ассортимент в заказе отбираемых товаров, больше оформляемых документов, меньше времени на исправление ошибок, а значит, выше требования к качеству комплектации… Список можно продолжать. С точки зрения системы автоматизации важнее не физическое количество товаров, обрабатываемых в единицу времени, а их виртуальное выражение в виде количества документов, строк в этих документах, ячеек (мест хранения) на складе, среди которых осуществляется поиск товара, и т. п. Иными словами, отбор 10 000 единиц товара, выраженных одной строкой задания, система выполнит несоизмеримо быстрее, чем отбор десяти товаров по одной единице, находящихся в разных ячейках, хотя очевидно, что физическая трудоемкость первого задания больше, чем второго. Анализ статистики документооборота имеет большое значение для определения нагрузки как на складской комплекс в целом, так и на автоматизированную систему и ее производительности на конкретном складе. Есть составляющие складских бизнес-процессов, которые определяются внешними факторами, например, взаимодействием с поставщиками товара. Это такие параметры, как равномерность поставок, количество товара в упаковке (коробе, ящике и пр.) и его числовая стабильность, количество товаров на паллете, наличие штрихового кода и состав зашифрованной в нём информации. Производственное предприятие может решать эти вопросы на уровне цеха, унифицируя формат поставки и снимая массу проблем со своего складского хозяйства. Торговая же компания, если не удастся договориться с поставщиками, вынуждена всё делать самостоятельно. Допустим, на складе хранится большой ассортимент однотипного товара. Для предприятия, стремящегося к предельно высокой точности отбора, снижению потерь и повышению скорости выполнения операций, необходимо внедрение штрихового кодирования и применение в работе терминалов сбора данных. Для этого нужно, чтобы каждая единица товара имела на своей упаковке штриховой код, при этом далеко не все поставщики наносят его на свою продукцию. Но и с нанесенными штрихкодами возможны различные коллизии: не все они считываются, возможны их совпадения на разных номенклатурных позициях, да и не для всех единиц товара они вообще есть (например, нет штрихового кода для групповой упаковки). Встречаются товары, для которых штрихкод является не более, чем элементом «современного» дизайна, не несущим никакой смысловой нагрузки. Таким образом, торговое предприятие стоит перед необходимостью, во-первых, по возможности получить штриховые коды от поставщиков, во-вторых, верифицировать полученную базу данных штрихового кодирования и в-третьих, организовать у себя на складе операцию маркировки товаров, не имеющих штрихового кода. Для этого нужно располагать достаточными площадями, временем, персоналом, оборудованием и системой автоматизации. |