Главная страница --> Сбережения

Мифы и реалии компонентной а .. | Чебурашка влип в болгарскую .. | Снижение рисков при экспорте .. | Падения ожиданий. МТС впервы .. | Падения ожиданий. МТС впервы .. |


Автоматизация склада торговой компании: задачи и специфика

Журнал Intelligent Enterprise/

Процессы, связанные с временным хранением запасов, характерны и для промышленности, и для торговли. В последнее время складская логистика активно развивается как независимый бизнес. Кроме того, специфика процессов во многом определяется особенностями хранимого товара, отчасти масштабом бизнеса и многими другими факторами. В связи с этим понятие «автоматизация склада» также нуждается в подробном рассмотрении.

Алексей Тимашов

Рынок автоматизации: цифры и статистика

Практически любое торгово-оптовое предприятие располагает складом, однако далеко не каждое из них планирует внедрить в складском хозяйстве систему автоматизации. Это обусловливается многими факторами, часть которых не связана напрямую с характеристиками самого склада, а больше относится к специфике предприятия и отрасли, к которой оно принадлежит. Среди компаний, внедряющих системы управления складскими комплексами и их учета, можно выделить следующие категории: производственные, торговые предприятия и предприятия, оказывающие услуги ответственного хранения. Если общее количество предприятий, имеющих склады, принять за сто процентов, то по одной из типовых экспертных оценок структура их распределения по этим категориям составит следующую пропорцию: 55% — торговые компании, 35% — производственные и 10% — склады ответственного хранения. Однако если подобным образом проанализировать обращения предприятий, заинтересованных в оказании услуг автоматизации складов, то картина будет иная. За основу взята статистика компании AXELOT. Оценку обращений представляется возможным выполнить более детально, выделив смешанные группы предприятий.

Диаграмма 1. Структура рынков складов


Образование смешанных групп обусловлено тем, что многие российские торговые и производственные организации при появлении излишков складских площадей стремятся извлечь из них прибыль, оказывая услуги ответственного хранения (ОХ). Общее количество производственных компаний, обращающихся к услугам автоматизации, распадается на две части — производство как таковое (26%) и производство, использующее излишки складских площадей как склады ответственного хранения (СОХ; таких 11%). В сумме предприятия, предлагающие складские услуги (в качестве основного или сопутствующего бизнеса), составляют более трети общего количества — 39%. Это вполне логично, так как к складу ответственного хранения предъявляются значительно более жесткие требования по точности учета и уровню обслуживания поклажедателей товара, что объективно подводит предприятия к пониманию необходимости внедрения системы управления складом. Как следует из диаграммы 2, максимальное количество обращений к услугам автоматизации склада принадлежит торговым компаниям (суммарно 51%). Это вызвано тем, что предприятия торговли в отличие от производственных часто не обладают излишками площадей и это вынуждает их существенно оптимизировать эксплуатацию имеющихся складов, увеличивая обороты товара в пределах текущей складской площадки. В то же время издержки на содержание склада и товарных остатков в торговой отрасли представляют собой довольно значительную статью затрат в общей структуре расходов.

Диаграмма 2. Структура обращений за услугами автоматизации склада


Задачи внедрения: от основ к перспективе

Рассмотрим основные причины, побуждающие торговые предприятия внедрять у себя системы автоматизации складского учета и управления складом. В нашей практике наиболее часто встречаются три укрупненные группы задач, которые решаются посредством автоматизации: базовые проблемы (потребность в информации, устранение потерь, контроль персонала); проблемы переезда склада; проблемы развития складского хозяйства.

Задачи базового уровня стоят перед всеми предприятиями независимо от их профиля, однако для торговых компаний потребность в их решении выше, чем у производственников. Потребность в информации, создание «прозрачного» склада — первейшая задача автоматизации складского хозяйства торгового предприятия. Информация о реальном количестве товаров на складе, которую может предоставить складская система, критически важна при распределении товаров по заказам и их резервировании за сотнями покупателей. Знать местоположение на складе конкретных партий и даже единиц товара необходимо, например, для точности контроля сроков годности пищевых продуктов, отслеживания серийных номеров товаров, подлежащих сервисному обслуживанию. Данные по выработке персонала позволят создать обоснованную систему мотивации, избавиться от недобросовестных сотрудников, устранить или по крайней мере значительно снизить злоупотребления кладовщиков. Корпоративная информационная система (КИС) чаще всего либо не имеет в своей структуре подобной функциональности, либо, как в случае с реальными остатками, не успевает отображать фактическое состояние склада в каждый момент времени. Под общей фразой «потери склада» могут скрываться различные издержки, которые, однако, между собой тесно взаимосвязаны. Это и непосредственные потери товара из-за пропущенных сроков годности, воровства, сложности поиска (товар «просто не нашли»), и потери времени в процессе чрезмерно длительных складских операций, например отбора, и потери на рекламациях клиентов, недовольных пересортицей в заказе и опозданием поставки… Что же касается зависимости от персонала, то его главное «оружие» — знание расположения и специфики товара — легко побеждается наличием элементарного адресного учета. Все эти проблемы решаются в ходе внедрения системы управления складом. Такой ее функционал, как адресный учет, автоматическое планирование складских операций, развернутая аналитика по товару, местам хранения, сотрудникам, позволяет в любой момент получить нужную информацию и избавиться от потерь и рисков, вызванных ее отсутствием, низкой скоростью работы или «незаменимостью» кладовщиков. В связи с этим проекты автоматизации, цель которых заключается именно в решении базовых проблем склада, можно реализовать в сравнительно небольшие сроки при вполне экономных бюджетах в зависимости от желаемого набора функций и применяемой технологии идентификации товара.



Похожие по содержанию материалы:
Мифы и реалии компонентной автоматизации ..
Чебурашка влип в болгарскую историю. Эдуард Успенский перепродал персонажа компании «БРК-Косметикс» ..
Снижение рисков при экспорте. ..
Падения ожиданий. МТС впервые потеряла лидерство на сотовом рынке ..
Падения ожиданий. МТС впервые потеряла лидерство на сотовом рынке ..
Подсудный Чебурашка. Процессы о праве коммерческого использования персонажа продолжаются ..
Расплата за доверие. Телеэфир захлестнула волна азартных игр ..
За российский сахар ответит Белоруссия. Регионы требуют пошлин для соседей ..
Шестеро на одного. Российские ритейлеры показали, как они испугались немецкого конкурента ..


Похожие документы из сходных разделов


Автоматизация склада торговой компании: задачи и специфика

Отдельным пунктом следует обозначить проблему переезда склада на новое место. С этой задачей чаще всего сталкиваются именно торговые предприятия как наиболее мобильные. Лишь довольно крупные организации могут позволить себе приобрести склад в собственность. Остальные компании чаще всего арендуют складские площади и, как следствие, подвержены риску смены условий аренды. Помимо этого переезд може .. читать далее


Автоматизация склада торговой компании: задачи и специфика
Размер заказа: чем мельче, тем сложнее

На основании десятков выполненных нашей компанией проектов можно утверждать, что различия в процессе автоматизации крупно- и мелкооптовых складов по своей сути аналогичны различиям между автоматизацией производства и торговли. Ведь производственное предприятие тоже торгует (если мы говорим о складах готовой продукции), реализуя свою продукцию. Чем более мел .. читать далее


Мифы и реалии компонентной автоматизации
Мифы и реалии компонентной автоматизации

Сергей Бобровский

Сегодня много говорится о перспективах компонентного подхода. Дескать, компании скоро навыпускают множество кубиков, и разработчикам останется только собирать из них готовые системы. Да и лоскутная автоматизация (сборка КИС из разных систем или и .. читать далее