Главная страница --> Сбережения

«Контур-Экстерн». Работа над .. | Стыд и CRM .. | Что такое качество программн .. | Заметки о подготовке к автом .. | Автоматизация управления лик .. |


Внедрение CRM в российских компаниях. Грабли, на которые хочется наступать снова и снова

Данная статья посвящена проблеме внедрения систем управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) и обращена главным образом к руководителям, в чью компетенцию входит принятие решений о приобретении и внедрении программных платформ. В статье разбирается ситуация конфликта интересов руководства компании и менеджеров, которым предстоит работать c CRM-системой, а также рассматриваются действия фирмы, приглашенной для осуществления проекта по интеграции CRM-платформы в корпоративную информационную структуру.

www.bikeylab.ru

При всем уважении к классу программных продуктов, предназначенных управления отношениями с клиентами, хотелось бы рассказать о практике провальных внедрений CRM-систем в российских условиях, а также о мотивах, которые заставляют и ту и другую сторону, то есть "заказчика" и "внедренца", не раздувать из этого скандал. Мы исходим из того, читатель знаком с функциями CRM или может получить их из других источников. В качестве примера рассматривается торговая организация, работающая с небольшим или средним числом постоянных клиентов (до 200 на одного менеджера).

Несколько слов о побуждениях, которые заставили автора статьи взяться за перо. Дело в том, что статистика по внедрению CRM-продуктов является удручающей – лишь около 10% всех попыток развернуть систему управления отношениями с клиентами признаются успешными, тогда как более половины подобных проектов спустя год оказываются провальными. Между тем, профессионалы ИТ-рынка прекрасно знают "особенности" внедрения продуктов этого класса, однако цинично замалчивают информацию про высочайшие риски проекта, ловко уходя от ответственности при появлении малейших признаков провала.

И все же, что толкает заказчика и внедренца друг к другу? Почему о многочисленных неудачных проектах нет пресс-релизов? Где жаркие дискуссии сторон, а, возможно, и иски в суд?! Ответы на все эти вопросы сокрыты в самой механике внедрения CRM-системы.

Если попытаться нарисовать наиболее типовую схему развертывания CRM-продукта, то обнаружится, что реальным заказчиком системы выступает, как правило, руководитель сбытовой службы, коммерческий директор предприятия или непосредственно директор. Точно рассчитанная на них реклама бьет по самым уязвимым местам и подталкивает к следующим выводам:

  1. CRM позволит компании избавиться от зависимости от менеджера, на которого "подвязан" определенный круг клиентов. Менеджера можно будет перевести на другой участок работ или вообще заменить. Тем самым, снимается проблема незаменимости кадров, и, соответственно, при возможных переговорах о компенсационных выплатах это будет серьезным аргументом в пользу их понижения.
  2. CRM-система станет тем инструментом, при помощи которого можно будет контролировать деятельность менеджера, а также интенсивность и эффективность его работы.
  3. CRM даст возможность упростить и вместе с тем улучшить работу с клиентом.
  4. CRM позволит расширить клиентскую базу.

Руководители, принимающие решение о внедрении CRM-продукта, – не наивные ребята и потому слушают песни вроде "Поставь CRM и будет тебе счастье" лишь в полуха. Однако ключевым фактором при принятии решения является все-таки снижение зависимости от менеджера, ведь самая сладкая мечта любого руководителя – менять рабочих у "станка" в любое время и без негативных для себя последствий.

Между тем, основным пользователем CRM-системы должен стать именно менеджер, а он весьма настороженно воспринимает то, что ему навязывают какой-то новый инструмент или схему работу.

В зависимости от опытности внедренца и заказчика здесь возникают разные сценарии развития событий. Дальнейшее, вероятно, можно было бы охарактеризовать как борьбу в стане заказчика, где противными сторонами выступают руководитель и менеджер, а роль внедренца расплывается от союзника-эксперта до стороннего наблюдателя – технического эксперта, и в реальности все бремя внедрения CRM перекладывается на компанию-заказчика.

Нередко бывает и так, что максимум усилий при реализации проекта тратится на повышение лояльности пользователей: менеджерам объясняется, насколько проще им будет работать с клиентами, какие удобные "Записная книжка" и "Планировщик задач" появятся в их распоряжении, и что дни рождения детей клиента они уже никогда не забудут, как, впрочем, и то, какими новыми товарами интересуется их клиент.

Однако преодолеть недоверие менеджеров очень непросто. И на это есть объективные причины:

  1. Фактически, менеджера учат, как правильно работать, а это обычно уязвляет профессиональное самолюбие и приводит к внутреннему отторжению. Как следствие, для уестествления и адаптации менеджера к новым методам работы может потребоваться много месяцев.
  2. Многие менеджеры уже пользуются личными электронными записными книжками и планировщиками и прекрасно понимают угрозу "приватизации" своей частной клиентской базы.
  3. Клиентская база менеджера нарабатывается годами и является для него "хлебом". Клиенты переходят вслед за менеджером из компании в компанию, и потеря каждого заказчика воспринимается очень болезненно.
  4. У менеджеров-пользователей CRM-системы появляются новые обязанности по внесению информации в корпоративную базу данных: фиксирование звонков, детализация интересов клиента и т.д. Выигрыш от сохранения в базе подобных сведений кажется им, по-видимому, ничтожным или как минимум несоразмерным потраченному времени.

Осознав все эти причины неприятия CRM-платформы (или, что реже, выяснив все подробности у опытного внедренца CRM), руководитель может либо махнуть на все рукой, либо действовать сообразно выбранной тактике:



Похожие по содержанию материалы:
IT-кризис: как я искал работу ..
Проделки инсайдеров: что замалчивают компании ..
Популярней «Бога» ..
Автоматизация – эволюция или революция? ..
«Контур-Экстерн». Работа над чужими ошибками ..
Стыд и CRM ..
Что такое качество программного обеспечения? ..
Заметки о подготовке к автоматизации ..
Автоматизация управления ликвидностью компании ..
Компьютер в работе кадровой службы: обзор программных продуктов ..
Чего ждать пользователям от Window Vi ta ..
Достоинства и недостатки системы "Галактика" ..
Внедрение CRM в российских компаниях. Грабли, на которые хочется наступать снова и снова ..


Похожие документы из сходных разделов


Как правильно купить лицензионное программное обеспечения
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел /

Россия медленно, но верно движется к рыночной экономике, и не лишним подтверждением этому является ужесточение контроля незаконного использования интеллектуальной собственности, в частности, программного обеспечения для компьютеров. В прессе и телевидении все больше звучат новости< .. читать далее


За ИТ-специальностями в США уже не едут

Данные двух независимых исследований показывают - иностранных студентов в США, особенно получающих инженерные специальности, в этом году стало меньше, чем в прошлом. Сокращение количества иностранцев, желающих учиться в США, способствует росту числа студентов, проходящих обучение у себя на родине. Данные российской статистики подтверждают эту тенденцию - по данным Минобразования, с прошлого .. читать далее


Себестоимость изложниц

Айван (iOne), iOne.ru

Выделив ремонтные цеха в дочернее предприятие, «Северсталь» отключила их от своей информационной системы. Но возвращаться к временам «бумажной» бухгалтерии «дочка» не захотела


В 2002 году на крупнейшем предприятии Череповецкого региона «Северсталь» началась полномасштабная реорганизация. Металлу ..
читать далее