Главная страница --> Сбережения

Автоматизация – эволюция или .. | Мода и цифровые камеры .. | Стыд и CRM .. | Популярней «Бога» .. | Мотивация персонала в проект .. |


Автоматизация российских предприятий: с чего начинать?

На сегодняшний день ведется много споров о правильности того или иного подхода к автоматизации предприятий. На настоящий момент наиболее правильным, грамотным подходом считается так называемый «западный». Изначально, он развился и оформился в более развитых (в области управления) странах, и теперь осуществляются попытки его применения на российских предприятиях.

За основу подхода можно взять следующее утверждение: Автоматизация процессов предприятия должна вытекать из стратегии развития предприятия и быть эффективной . Другими словами, автоматизировать нужно только те задачи, которые способствуют достижению цели предприятия. При этом каждая задача автоматизации должна быть оценена с позиции Цена/Эффективность .

Этот подход действительно можно назвать правильным, даже идеальным. Суть его заключается в следующем:

  1. Исходя из целей и стратегии предприятия выделяются бизнес-процессы, требующие качественного улучшения.
  2. Для каждого выделенного бизнес-процесса ставится задача автоматизации, позволяющая повысить эффективность работы процесса.
  3. Предполагаемый эффект от задачи автоматизации оценивается заранее и сравнивается с величиной затрат на ее реализацию.
  4. Реорганизация и автоматизация бизнес-процессов предприятия.

При таком подходе основными задачами, требующими автоматизации на предприятиях, будут те, эффект от реализации которых можно оценить наиболее явным образом:

  • Задачи планирования ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых) – уменьшение затрат, связанных с использованием ресурсов
  • Управление отношениями с клиентами - привлечение новых и удержание существующих клиентов
  • Конструкторско-технологические процессы – уменьшение стоимости и повышение качества конструкторско-технологических разработок

Понятно, что при этом подходе задачи учета и контроля будут являться вторичными, поскольку связать их с целями компании и оценить их эффект очень сложно. Задачи учета и контроля в этом случае скорее являются неотъемлемой частью задач планирования и анализа, чем-то, что подразумевается по умолчанию.

Именно на этих предпосылках основаны комплексные информационные системы, поддерживающие стандарты ERP (планирование ресурсов предприятия), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), CAD/CAM системы.

Все плюсы такого подхода вытекают из его описания. Теперь рассмотрим минусы этого подхода при применении его на российских предприятиях:

  • На очень немногих российских предприятиях сформулированы цели и стратегия. Поэтому о согласованности задач автоматизации и целей предприятия говорить сложно. Значит, для применения озбоначенного выше подхода к автоматизации на предприятии необходима разработка стратегии, возможно, с привлечением сторонних консультантов, и перестройки всей системы стратегического планирования. Как это ни печально, но менеджмент и собственники многих российских предприятий к таким преобразованиям пока не готовы.
  • Реализация задач автоматизации планирования ресурсов, управления отношениями с клиентами на российских предприятиях зачастую требует серьезной перестройки бизнес-процессов предприятия (реинжиниринг), что, опять же, требует серьезных материальных, временных затрат и, конечно же, готовности к преобразованиям персонала и менеджмента предприятия.
  • Стоимость применения комплексных средств автоматизация, направленных на автоматизацию задач планирования и управления пока что является «неподъемной» для Российских предприятий, особенно если учесть, что внедрение таких систем зачастую требуют огромной работы сторонних консультантов по перестройке бизнес-процессов предприятия

Тем не менее, «западный» подход применяется на Российских предприятиях, однако зачастую он выражается во внедрении «дорогой» комплексной системы управления, без увязывания внедрения с целями предприятия и корректной оценки предполагаемой эффективности такой системы.

Как результат, достаточно небольшое количество проектов автоматизации оказывается удачно завершенными в полном объеме. Большая же часть либо «пробуксовывает», либо реализуется не полностью, в основном опять же в части учета, поскольку, «завтра мы можем посчитать вчера, а вот спланировать завтра невозможно».

Внедрение комплексной информационной системы зачастую является не осмысленной необходимостью, а всего лишь данью моде или желанием руководства не отставать от других компаний.

Как же тогда нужно подходить к процессу автоматизации российских предприятий?

Чтобы ответить на этот вопрос, опишем типовые «болезни», соответствующие многим Российским предприятиям:

  • Отсутствие стратегического менеджмента
  • Пока еще низкая квалификация менеджмента в области управления. Да, договариваться с поставщиками, банками, клиентами могут, но грамотно управлять с применением информационных технологий – пока нет
  • Отсутствие политики клиентоориентированности
  • Неразвитость ИТ-инфраструктуры
  • Отсутствие четких методик планирования деятельности и ресурсов, в частности
  • Зачастую плачевное состояние конструкторско-технологической документации, расхождение ее с реальными технологическими процессами
  • Задачи автоматизации управления производством (планирования и учет) решены отдельными локальными задачками, которые ни развивать ни поддерживать зачастую уже некому

Действительно, внедрение на таком предприятии комплексной информационной системы с большой степенью вероятности обречено на провал, по крайней мере, об ощутимом повышении эффективности работы процессов предприятия говорить сложно.



Похожие по содержанию материалы:
«Сантехники» сетевых технологий ..
Зачем акционеру ИТ ..
Проделки инсайдеров: что замалчивают компании ..
Магия летающих слов. Что такое «аська» и как с ней подружиться… ..
Автоматизация – эволюция или революция? ..
Мода и цифровые камеры ..
Стыд и CRM ..
Популярней «Бога» ..
Мотивация персонала в проектах автоматизации ..
Прощание с проводами ..
В поисках идеального корпоративного сайта ..
Определены лидеры «бухгалтерской» информатизации ..
Автоматизация российских предприятий: с чего начинать? ..


Похожие документы из сходных разделов


Достоинства и недостатки системы "Галактика"
История создания системы и технологические особенности еереализации

Материал подготовлен неизвестным аналитиком
Oracle для внутрифирменного пользования

История развития корпорации и системы

Первоначально система ГАЛАКТИКА создавалась коллективом разработчиков Институтатеоретической кибернетики г. Минска (ныне ТОП СОФТ г. Минск). В 1984-85 годахданным .. читать далее


Внедряете программный продукт? Не забудьте о главном!
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел /

Замечательно, если все предложенное окажется для Вас очевидным и не требующим напоминания. К сожалению, при внедрениях самого разного уровня эти немаловажные моменты бывают упущены из виду.

Каленов Олег

Назначьте руководителя

Или примите его функции на себя. .. читать далее


Полезные бесплатные программы

Борис Наделяев, 2005

Оригинал статьи: http://www.mlm-continent.com/show.php?id_a=35&print=1

Несмотря на то, что платные программы, как правило, предоставляют бОльшие качество и функциональность, есть достаточно большое число бесплатных программ, которые, порой, позв .. читать далее