Заметки о подготовке к автоматизацииАвтоматизация всего и вся — вот уже несколько последних десятилетий эта тема волнует умы многих и многих людей. От научного работника до руководителей самых разных рангов. Собственно, интерес к этой теме понятен. Автоматизация позволяет экономить время, повышает точность и предоставляет многие преимущества для тех, кто её использует. Но в то же время мы чуть ли не каждый день слышим о неудачных проектах в этой области. Имея опыт работы как в составе ИТ-службы крупных холдингов, так и в организациях, оказывающих ИТ-услуги, я составил определённую классификацию крайних взглядов на процесс автоматизации, которой я делюсь со своими знакомыми — руководителями фирм различной величины, а заодно периодически проверяю себя, не скатываюсь ли я в крайность. В данной статье предлагается несколько советов в области автоматизации. Сергей АНОСОВ, директор по развитию группы компаний Net Consult Взгляд первый — внутренний: “Мы сами с усами” Как правило, носителем этого взгляда является определённая порода программистов, которые в силу своих личностных особенностей (амбиций, характеров и т. п.) не хотят работать в ИТ-фирмах, но при этом горят желанием (и обладают способностью) создавать своё ПО. Причём они свято верят в то, что “правильная” программа решает если не все, то почти все проблемы, стоящие перед фирмой. Рассмотрим “внутренний” взгляд со стороны и небольшой фирмы, и крупной. Основной аргумент при внутренней автоматизации: мы лучше знаем, что надо фирме, так как мы — часть фирмы. В общем-то, да. А вот насколько ваши ИТ-сотрудники в состоянии охватить все задачи, стоящие перед фирмой (тут мы имеем в виду задачи бизнеса)? В данном случае всё зависит от размеров организации и компетенции сотрудников. Если фирма у вас небольшая или средняя и вам попался самородок в лице программиста, то есть масса примеров, когда вы получаете в своё пользование достаточно неплохой программный продукт. Но через определённое время вы обречены на проблемы. Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных вариантов.
Если же речь идёт о крупной фирме, то самородок для вас опасен! Вам в первую очередь нужен менеджер, который будет руководить. Однажды я услышал из уст высшего менеджера одного из крупных холдингов такую фразу: “У меня есть четыре программиста, за пару месяцев они напишут мне корпоративную систему”. Пусть такая фраза никогда не прозвучит в вашей фирме, так как ни об одной удачной попытке создать систему силами внутренних программистов мне неизвестно (для крупного бизнеса речь необходимо вести о программной системе). Слишком много требуется сопутствующих знаний для создания именно системы (управление проектами, оптимизация бизнес-процессов, управление изменениями и пр.). Взгляд второй, тоже внутренний:“Нет пророка в своём отечестве” Если вы считаете, что ваши ИТ-специалисты ни на что не способны, кроме как переносить мониторы с этажа на этаж, сидеть в интернете, то возникает вопрос: зачем вы их держите? Увольте и наберите новых. Если не можете выбрать, то обратитесь к кадровым агентствам и платите им только за тех специалистов, которые вам нужны. Если на эту зарплату вы не можете найти других, то тут уже вам решать, какие специалисты вам нужны — дешёвые или грамотные. Опять же пример из моей практики: в одной немаленькой фирме в обязанности программиста входил набор на компьютере различных писем, актов и пр. У меня сразу же возник вопрос, чем занимается секретарь в данной компании? Взгляд третий, внешний:“Никто, кроме нас” Этот взгляд принадлежит не самым скромным сотрудникам различных фирм, объединённых общим термином “провайдер ИТ-услуг”. Данные сотрудники считают, что все проекты по автоматизации должны делать исключительно внешние фирмы. Они профессиональнее, несут ответственность за результат, заинтересованы в том, чтобы сделать всё максимально быстро. Действительно, такое мнение имеет право на жизнь. Хотя я не возводил бы его в абсолют. Истина, как всегда, лежит посередине. Крайности всегда вредны. Если в вашем проекте нужны узкие специалисты на непродолжительное время, то нет смысла брать их на постоянную работу, да они скорее всего и не пойдут. Вряд ли человек будет устраиваться на место, если заранее знает, что спустя несколько месяцев ему придётся оттуда увольняться. В то же время, если есть необходимость в постоянном присутствии специалиста, например, для администрирования баз данных, то, наверное, стоит иметь его в штате. Всегда всё считайте. Проверяйте всё через эффективность. Если эффективнее использовать своих специалистов и вы знаете, как это сделать, то так и поступайте. Если эффективнее передать проект сторонней фирме или нескольким фирмам — передавайте. |