Главная страница --> Сбережения

Словарь ненормативной лексик .. | Лицензировать ПО Micro oft в .. | Особенности учета специфики .. | Помочь программеру .. | IT-кризис: как я искал работ .. |


Корпоративная база данных: вопросы разработки и внедрения

Максименко Юрий

Эта статья написана для руководителей проектов, а также программистов, получивших заказ на базу данных. Поводом к статье послужили многочисленные вопросы, задаваемые на форумах и мне персонально по электронной почте: как договариваться с начальством о сроках? О цене? О процедуре сдачи работ? И др. Примечательно, что эти вопросы задают исключительно исполнители. Заказчики почему-то не озабочены этими вопросами. Видимо, совершенно несправедливо полагая, что, заказав корпоративную базу данных и выделив деньги, они сняли с себя бремя руководства разработкой.

«Вот скажут - это ново... А это уже было в веках...» (Экклесиаст). Есть классическая книга, освещающая все эти вопросы: Фредерик Брукс «Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы». Или, если угодно, Frederick P.Brooks, Jr. «The Mythical Man-Month. Essays on Software Engineering». Я же в этой статье рассматриваю частную проблему, но зато детальней: пишу только о базах данных. Мой опыт разработки корпоративных баз данных составил 3 года.И этот опыт, надеюсь, будет полезен моим читателям.

Первое собеседование и получение заказа

Это, без преувеличения, главный этап работы. Именно от того, как вы примете заказ и оговорите условия, зависит, как будет протекать работа над ним.

Главная проблема взаимоотношений с заказчиком базы данных в следующем.
«Правда заключается в том, что клиенты не знают, чего хотят. Обычно они не знают, на какие вопросы нужно дать ответ, и почти никогда не задумываются над задачей настолько детально, как это нужно указать в спецификации...

Я пойду дальше и стану утверждать, что на практике клиенты, даже вместе с инженерами-программистами, не в состоянии указать полно, строго и корректно точные требования к современному программному продукту, прежде чем будут созданы и опробованы какие-либо версии продукта, спецификации к которому они составляют» (Фредерик Брукс «Мифический человеко-месяц, или как создаются программные системы», глава 16).

Вот главный подводный камень, на который налетают разработчики баз данных. Все дело в том, что классическая схема выполнения работ по заказу, базирующаяся на известной схеме «Согласование ТЗ - исполнение - сдача согласно ТЗ» в случае базы данных обнаруживает полную беспомощность. Когда начнется внедрение корпоративной базы данных - требования внести изменения посыплются, как из рога изобилия. Времени на согласование доп. соглашений уже не будет - все будет требоваться сегодня, сейчас. Вы скажете - это трудности заказчика? Дорогие коллеги - это и ваши трудности. Можно долго говорить, в чем они заключаются, но я здесь отмечу главную из них - ваш престиж. Мало кому покажется убедительным, что Вы все сделали правильно, но автоматизации не получилось. «Операция прошла успешно, но больной умер».

Я выработал следующую схему выполнения заказа:

Подведем итоги. Итак, для разработки «среднестатистической» корпоративной базы данных требуется:
Период времени - суммируем в месяцах по периодам 1/4 + 1/4 +2 + 1/2 +1+1+1/2 +1 + 1/4 = 6,75 мес. Округлим - 7 мес.
Стоимость работ. Примем за n сумму, в которую Вы оцениваете месяц своего труда. Тогда стоимость Вашего гонорара (в который, естественно, не войдет новое оборудование, которое придется купить) будет равняться 7n +n =8n (я считаю, что месяц работы согл. п. 6 следует считать за два. Это месяц адской работы, в который не будет Вам покоя ни в ясный день, ни в темную ночь). Я бы рекомендовал поэтапную оплату работы.

А согласится ли заказчик на указанные сроки и суммы?

Сложный и больной вопрос. С одной стороны - его никак не устроит срок в семь месяцев. С другой - быстрей, увы, не получится. Но заказчик откажется в это верить. Давайте послушаем Брукса.

«Для программиста, как и для повара, давление со стороны хозяина может определять запланированный срок завершения задачи, но не может определять время ее фактического завершения. Омлет, обещанный через две минуты, может успешно жариться, но если через две минуты он не готов, то у клиента есть две возможности - ждать еще или съесть его сырым. Тот же выбор встает и перед заказчиком программного обеспечения.
У повара есть еще одна возможность - добавить жару. В результате омлет часто оказывается безнадежно испорченным: горелым с одного края и сырым - с другого.
... Очень тяжело, рискуя потерять рабочее место, с энергией и любезностью отстаивать срок, который определен без применения каких-либо количественных методов при недостатке данных и подкреплен, в основном, интуицией менеджера»
(глава 2).

Так что все зависит от Вашей ситуации и от Вашей твердости. Есть такой путь: назвать короткие сроки и соотв. цифру. Но в этом случае - знайте, на что идете - на бесплатную работу под окрики «быстрей, быстрей!» или... на потерю авторитета.

Всегда ли заказчик прав?

Нет, конечно!



Похожие по содержанию материалы:
БиоИньектор - оптимальный офисный сейф ..
Премьера PlayStation 3 отложена на четыре месяца ..
Без орхидей и манго. Россельхознадзору не нравятся голландские растения ..
Россия недополучает туалетной воды. У Procter&Gamble проблемы с импортом ..
Словарь ненормативной лексики программиста ..
Лицензировать ПО Micro oft в России опасно для бизнеса ..
Особенности учета специфики предприятия при решении задачи управления цепочками поставок (SCM) ..
Помочь программеру ..
IT-кризис: как я искал работу ..
Проделки инсайдеров: что замалчивают компании ..
Популярней «Бога» ..
Автоматизация – эволюция или революция? ..
«Контур-Экстерн». Работа над чужими ошибками ..


Похожие документы из сходных разделов


Мода и цифровые камеры
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел /

К моде можно относиться по-разному. Можно следить за всеми тенденциями, ждать появления новых коллекций и бесконечно расширять пространство собственной гардеробной. Можно, напротив, демонстративно высказывать свое презрение моде и обновлять гардероб только в случае крайней необ .. читать далее


«Контур-Экстерн». Работа над чужими ошибками
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел /

Недавно ИА «Клерк.Ру» сообщало о трудностях, которые испытывают пользователи «Контур-Экстерн» при доступе к лицевым счетам через Интернет. Тема вызвала большую дискуссию, к которой подключились и сотрудники компан .. читать далее


Стыд и CRM

"Бизнес-журнал"/

Российские онлайновые магазины пытаются сделать ставку на CRM. В теории все просто: нужно лишь отслеживать активность покупателей, копить информацию в базе данных и применять алгоритмы, запускающие предусмотренные заранее процедуры. Однако есть подозрение, что на практике применение систем управления отношениями с клиент ..
читать далее